Введение
Глава 1 Основные элементы среды деятельности организации
1.1 Внутренняя среда, ее составные части
1.2 Внешняя среда, ее характеристика
1.3 Зарубежный опыт оценки среды деятельности организации в управлении
Глава 2 Анализ среды деятельности ОАО «Ольса»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Ольса»
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Ольса»
2.3 Анализ внутренней среды ОАО «Ольса»
Глава 3 Основные направления совершенствования среды ОАО «Ольса»
Заключение
Cписок использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение.
Современные условия функционирования бизнеса характеризуются высокой динамичностью экономических процессов, обострением конкурентной борьбы, неопределенностью в выборе наиболее рациональных направлений деятельности, быстрыми изменениями внешней среды. В результате возрастают роль и значение долгосрочных программ, планов, моделей, которые обычно выражаются в виде стратегии развития компании.
Целью курсовой работы является изучение теоретического материала по внешней и внутренней среде организации, анализ современных концепций и взглядов на эту проблему, а также рассмотрение наиболее существенных внутренних переменных организации, частей системы внутри организации, отличных от внешнего окружения, рассмотрение концепции взаимозависимости переменных, изучение основных характеристик переменных как частей целого, их роли в обеспечении эффективного функционирования организации.
Спектр литературных источников, затрагивающих вопрос внешней и внутренней среды организации, представлен в достаточно полном объеме. Однако, необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней и внутренней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов, а современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней и внутренней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.
Необходимо рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Глава 1 Основные элементы среды деятельности организации.
1.1 Внутренняя среда, ее составные части.
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, ее структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:
социальную – сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;
организационную – охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;
информационную – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для ее нормального функционирования информацией;
производственно-техническую – к ней относят комплекс средств производства (оборудование, сырье, материалы и пр.);
экономическую – совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств) [10, с. 54].
Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды, особое место в любой организации занимают люди. Поскольку результат деятельности организации напрямую зависит от способностей, квалификации, отношения к труду и мотивации ее персонала.
Глава 2 Анализ среды деятельности ОАО «Ольса».
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Ольса».
Предприятие «Ольса», основанное в 1932 году, находится в подчинении Министерства промышленности Республики Беларусь. До 1990 года основным направлением деятельности предприятия было производство кроватей металлических бытовых, кроватей раскладных и различной технологической оснастки. С 1993 года предприятие было перепрофилировано и стало специализироваться на выпуске продукции мебельной группы: кемпинговой мебели, мебели для дома и мебели медицинского назначения для учреждений здравоохранения. В ноябре 2011 года предприятие преобразовано в открытое акционерное общество.
Предприятие первым в СНГ освоило производство качелей садовых, шезлонгов, кресел складных, которые с успехом экспортировались в Германию, Швецию, Польшу, Францию. Также продукция с торговой маркой «OLSA» нашла стабильный спрос в России, Украине, Казахстане, Азербайджане, Молдове, Грузии и на сегодняшний день мы стремимся сохранить и расширить рынки сбыта своей продукции. Для этого совместными усилиями сотрудников отдела маркетинга и сбыта и конструкторско-технологического отдела ведется работа по расширению ассортимента кемпинговой мебели. Предприятием каждый год внедряются в производство новые виды продукции.
Глава 3 Основные направления совершенствования среды ОАО «Ольса»
На основе анализа во второй главе можно предположить необходимость повышения эффективности механизма маркетинга.
Предлагается разработать коммуникационную стратегию и обеспечить ее реализацию, что позволит предприятию повысить финансовые результаты работы и обеспечить более высокие темпы экономического роста за счет активизации слабо используемого инструмента маркетинга.
Ключевой целью рекомендуемой коммуникационной стратегии ОАО «Ольса» должно стать:
обеспечение возможности активного стимулирования продаж и повышения известности предприятия;
продвижение продукции и товаров предприятия на рынке;
интенсивное стимулирование сбыта посредством системы коммуникационных инструментов.
Задачи коммуникационной стратегии ОАО «Ольса», таким образом, могут быть сформулированы следующим образом:
постоянное, интенсивное информирование потенциальных покупателей о ОАО «Ольса» и проводимых мероприятиях, акциях, скидках, выгодах сотрудничества;
продвижение ОАО «Ольса» на рынке, формирование известности и имиджа предприятия;
активное стимулирование сбыта продукции, работ, услуг ОАО «Ольса».
Исходя из поставленных цели и задач коммуникационной стратегии ОАО «Ольса», в таблице 3.1 представим содержание коммуникационной политики и инструменты ее реализации.
Заключение
Современные условия функционирования бизнеса характеризуются высокой динамичностью экономических процессов, обострением конкурентной борьбы, неопределенностью в выборе наиболее рациональных направлений деятельности, быстрыми изменениями внешней среды. В результате возрастают роль и значение долгосрочных программ, планов, моделей, которые обычно выражаются в виде стратегии развития компании.
ОАО «Ольса» является многоотраслевым хозяйством, включающим в себя лесозаготовку, лесопиление, производство продукции деревообработки, производство древесных плит различного назначения, организацию социальной, культурной и спортивной сферы. Предприятие «Ольса», основанное в 1932 году, находится в подчинении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Цель деятельности ОАО «Ольса»: выпуск и поставка продукции, которая удовлетворяет требованиям и ожиданиям потребителей, законодательным и другим обязательным требованиям качеству продукции; создание здоровых и безопасных условий труда на производстве; укрепление финансового положения общества.
ОАО «Ольса» имеет линейно-функциональную структуру управления.
Анализ показал, что выручка от реализации (в действующих ценах) в период с 2016 года по 2018 год имеет тенденцию к росту, однако, темп её роста к 2018 году снизился. Кроме на падения чистой прибыли у предприятия в 2016-2018 году, наблюдаются отрицательные тенденции в его хозяйственной деятельности: темп снижения себестоимости отстаёт от темпа снижения выручки, что не позволяет стабилизировать положения предприятия остановить снижение прибыли.
1 Азоев, Г. Персонализированный маркетинг / Г. Азоев, В. Старостин // Маркетинг. – 2012. – № 5. – С. 38-62 .
2 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
3 Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2009 - № 3.
4 Банчева, А. А. К вопросу о маркетинговой политике предприятия (маркетинговая политика в теории и практике) / А. А. Банчева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 6. – С. 14-23.
5 Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом – 2009 - №4(48).
6 Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
7 Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 671 с.
8 Дурович, А. П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 253 с.
9 Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. – Минск: Беларусь, 2011. – 246 с.
10 Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / О. И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 414 с.
11 Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. – Москва [и др.]: Вильямс, 2012. – 488 с.
12 Кумар, Н. Маркетинг как стратегия / Н. Кумар. – М.: Претекст, 2008. – 342 с.
13 Маркетинг: стратегии, коммуникации, сферы использования: монография / под ред. Д. Д. Костоглодова. – РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 190 с.
14 Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФПА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. – 288 с.
15 Новоселов, М. Маркетинг качества / М. Новоселов // Стандарты и качество. – 2009. – № 6. – С. 90–92.
16 Портер М. «Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость», Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008 - 720 с.
17 Сабурова, М. М. Маркетинговая служба: проблемы внедрения и позиционирования / М. М. Сабурова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - № 2. – С. 133-139.
18 Семенов, И. Стратегический маркетинг в формировании конкурентных преимуществ / И. Семенов // Маркетинг. – 2011. – № 1. – С. 20-40.
19 Фатхудинов, Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхудинов. – М.: Бизнес-Школа «Интер-Синтез», 2008. – 640 с.
20 Хасби, Д. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д. Хасби. -М.: «Контуры», 2008. – 200 с.
21 Штерн, К. Стратегии, которые работают: подход BCG. / К. Штерн, Сток Дж. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 496 с.