Введение
1 Теоретические основы организации и проведения расчетов банковскими платежными карточками
1.1 Банковская платежная карточка: история возникновения, эволюция и характеристика
1.2 Классификация банковских платежных карт
1.3 Преимущества и недостатки расчетов банковскими пластиковыми карточками
2 Современное состояние расчетов банковскими платежными карточками в Республике Беларусь
2.1 Организация расчетов банковскими платежными картами в Беларуси
2.2 Анализ состояния расчетов банковскими платежными картами в Республике Беларусь
3 Перспективы развития расчетов банковскими платежными карточками в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития системы расчетов банковскими платежными картами в Республике Беларусь
3.2 Направления развития системы расчетов банковскими платежными картами в Республике Беларусь
Заключение
список использованных источников
Введение
Банковские карточные продукты и технологии — эта та сфера, о которой каждый из нас знает не понаслышке, потому что мы ежедневно ощущаем на себе все ее преимущества и недостатки, поскольку являемся постоянными клиентами банков и пользуемся широким спектром их услуг при совершении операций с использованием банковских платежных карточек. Банковская платежная карточка в Республике Беларусь является платежным инструментом, обеспечивающим доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [21] На протяжении последнего десятилетия банковские платежные карточки прочно вошли в нашу жизнь, и в банковском деле заняли лидирующие позиции. Развитие карточной сферы оказывает непосредственное влияние на состояние банковской системы Республики Беларусь. С одной стороны, карточки являются основой развития системы безналичных розничных платежей в стране, что способствует сокращению наличного денежного обращения. С другой стороны, объемы ресурсной базы банков напрямую зависят от денежных средств, размещенных на счетах клиентов, к которым выданы платежные карточки. Развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам в Республике Беларусь уделяется серьезное внимание на уровне государства. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется той огромной ролью, которая отведена безналичным расчетам на микро- и макроэкономическом уровне, проблемами и перспективами развития отношений в данной сфере в Республике Беларусь. Эффективно работающие платежные системы увеличивают стабильность финансовой сферы государства, снижают операционные издержки в экономике, повышают эффективность использования финансовых ресурсов и ликвидность финансового рынка и способствуют высокорезультативному проведению денежно-кредитной политики. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы. Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития и виды банковских платежных карт;
- изучить специфику организации операций с использованием банковских платежных карт.
1 Теоретические основы организации и проведения расчетов банковскими платежными карточками
1.1 Банковская платежная карточка: история возникновения, эволюция и характеристика
Кредитные карты все быстрее и быстрее приобретают статус необходимость в современной жизни. Если вы хотите купить или забронировать билеты онлайн или разместить предварительный заказ на что-либо, есть очень хороший шанс сделать это не выходя из дома или офиса, вам потребуется только ввести номер кредитной карты. Тем не менее, кредитные карты являются относительно новым продуктом в банковской сфере. Рассмотрим более подробно, как кредитные карты произошли от придуманной магнитной полоски из картона в многодолларовую империю. В 1920 году денежные средства и именные чеки были еще основным способом для большинства людей приобретать товары и услуги, хотя потребительский кредит уже существовал. Векселя были более распространенной формой финансовой сферы, чем на сегодняшний день, и кредитование непосредственно самим магазином единственное, что было распространено для привилегированных клиентов еще с колониальных времен. Как начала расти торговая кооперация, и магазины потерли возможность предоставлять покупателям индивидуальные кредитные линии, компании начали делать именные карты, которые клиенты могли предъявлять в любом магазине определенной торговой сети, чтобы купить товар на свой кредитный счет. Первыми компаниями, которые начали официально оформлять свои кредитные карты в форме платежных карт были автозаправочные компаний и крупных предприятий розничной торговли. Esso, Sears и другие компании начали выдавать карты, которые работали как счета накопления, которые должны были быть выплачены в полном объеме каждый месяц. Многие люди заблуждаются, что Visa или Mastercard были первыми кредитными картами. Но на самом деле концепция предшествует обеим компаниям на десять лет. Diners Club был на самом деле первой компанией, выпустившей кредитную карту. Компания была основана в 1949 году Франком X. Макнамара, главой Hamilton Credit Corporation. Пользователи уплачивали ежегодный взнос за пользование картонной карточкой, за это они могли ее использовать в ресторанах-членах и ночных клубах на Манхэттене. Компания пополняла свои обороты за счет привлечения новых клиентов и привлекая больше и больше ресторанов в программу карту, показывая, как это приведет к увеличению посетителей. Данная концепция стала настолько популярна, что к 1951 году в компании уже зарегистрировались 20000 пользователей. Согласно истории, в 1949 году Макнамара ужинал с друзьями в Cabin Grill в Нью-Йорке. Он закончил свою еду, но когда принесли счет, он понял, что забыл свой бумажник. Он позвонил своей жене и она спасла его от неприятной ситуации, но он поклялся, что никогда не окажется в такой ситуации снова. Чтобы решить эту проблему, он создал Diners Club, а год спустя, Макнамара вернулся в Cabin Grill с небольшой картой из картона. Он подписал контракт с этой сетью и кредитная карта отметила свое рождение. Банки, которые всегда были известны микрокредитами и индивидуальными счетами, обратил внимание на быстрый успех Макнамары с Diners Club. American Express, Национальный банк Франклин, и другие начали также открывать подобные карточные программы, чтобы воспользоваться моделью платежной карты, которая так хорошо работала у Макнамары. Для того, чтобы эти карты приносили хорошие деньги, необходимо большое количество пользователей. Поэтому компании принялись проводить рассылки карт для всех по адресам в надежде на удачу. Это, в свою очередь, привело к широкому распространению мошенничества. Чтобы остановить волну обмана, в 1974 был принят для закон о кредитных картах для защиты потребителей. (если с карты были списаны средства или клиенты заметили ошибку, по счету кредитной карты это рассматривалось как спорная ситуация и ошибки исправллись). К этому времени, однако, многие из карт перешли от модели платной основы, где баланс возобновляемой кредитной линии погашался ежемесячно, к системе погашения только имеющейся задолженности. Банке не отменили сборы за пользование, но они начали применять систему процентных платежей. Все больше и больше потребителей приобщались к карточкам и предложениям "купить сейчас, платить потом". Вместо того, чтобы идти в банк с причиной, планом погашения и кредитным отчетам, чтобы получить кредит, населению было предложено небольшое количество легких беспроцентных кредитов на пластиковую карточку. Банки поняли, что потребительские кредиты, взятые в массовом порядке, могут быть столь же выгодны, как корпоративные финансы. В 1970-х Visa и MasterCard перевели кредитную карту на следующий уровень, создавая ассоциации с банками-членами, которые работали вместе. Вместо того, чтобы действовать в качестве посредника между продавцами и потребителями, Visa и MasterCard стали посредниками между крупными банками, с одной стороны, и потребителями и поставщиками с другой. Они также работали с большими универмагами по предложению разнообразия карт для покупок с низким пороговым лимитом кредитования и высоким интересом.
Операции по Visa и MasterCard включали:
1. Подписание большего количества продавцов и покупателей;
2. Помощь банкам Перенаправлять долг и продавать.
2 Современное состояние расчетов банковскими платежными карточками в Республике Беларусь
2.1 Организация расчетов банковскими платежными картами в Беларуси
Процесс распространения электронных видов платежей в Республике Беларусь приближается к мировым стандартам. Держателями пластиковой карточки на сегодняшний день являются 85% населения республики. Следует отметить, что по сравнению с экономически развитыми странами рынок банковских платежных карточек в Республике Беларусь находится на этапе становления. Эмиссия карточек достигла только более 80% потенциального объема рынка. Техническая инфраструктура обслуживания карточек требует совершенствования, в том числе в части условий ее территориального распределения. Необходим комплекс действенных мер со стороны государственных органов, предприятий торговли и сервиса, банков, других заинтересованных организаций для создания в Республике Беларусь эффективно работающей терминальной и банкоматной сети, сети платежно-справочных терминалов самообслуживания, на должном уровне обеспечивающей потребности держателей банковских платежных карточек. На 1 платежный терминал в организациях торговли и сервиса приходилось 620 карточек, тогда как в соответствии со средним международным показателем должно приходиться не более 160 карточек. В настоящее время основные затраты по развитию технической инфраструктуры несет банковское сообщество. Закупка и установка дорогостоящего оборудования, которое в Республике Беларусь не производится, требует существенных капитальных вложений. Банки, находясь в условиях жесткой конкуренции, вынуждены развивать программы с использованием банковских платежных карточек, самостоятельно работая с каждым поставщиком услуг, что неизбежно замедляет темпы развития данной сферы услуг и требует дополнительных затрат. Согласно требованиям Программы мер по развитию внутренней системы «БелКарт» до 2015 года, банкам необходимо обеспечить до конца 2015 года поэтапный переход на использование банковских платежных карточек системы «БелКарт» для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. В настоящее время банковские платежные карточки внутренней системы «БелКарт» с магнитной полосой («БелКарт-М») могут приниматься к обслуживанию только в инфраструктуре банков, подключенных к ОАО «Банковский процессинговый центр». Значительный прирост эмиссии карточек «БелКарт» (с 7% до 23%) в условиях нерешенного вопроса об организации «шлюзов» между ОАО «Банковский процессинговый центр» и собственными процессинговыми центрами отдельных белорусских банков ведет к невозможности совершения держателями карточек «БелКарт-М» операций в объектах технической инфраструктуры этих банков. В настоящее время у держателей карточек международных платежных систем, подлежащих переводу на карточки «БелКарт-М», указанная возможность существует [4].
3 Перспективы развития расчетов банковскими платежными карточками в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития системы расчетов банковскими платежными картами в Республике Беларусь
Пластиковые карточки — современное и надежное средство хранения и использования денежных средств, предоставляющее держателю карты ряд преимуществ:
- круглосуточный доступ к денежным средствам — банкоматы работают 24 часа в сутки;
- удобство при оплате товаров и услуг — международные пластиковые карты принимаются к оплате во многих пунктах торговли и сервиса, как в нашей стране, так и за рубежом;
- экономия времени — оплата товаров по телефону и через Интернет совершается быстрее и удобнее, если производится по пластиковой карте;
- безопасность — средства клиентов находятся в банке и даже при потере или хищении карты они останутся в безопасности;
- отсутствие неудобств, связанных с поездками в командировку, пересечением границ и обменом валют;
- дополнительные возможности для населения, которые заключаются в использовании услуг Мобильный банкинг и Интернет банкинг, позволяющих производить оплату коммунальных услуг, услуг связи, кабельного телевидения, услуг интернет операторов с помощью мобильного телефона или компьютера, подключенного к сети Интернет.
Существуют и недостатки в использовании банковской пластиковой карточки:
- недостаточное количество магазинов, принимающих к оплате банковские карточки;
- большие очереди у банкоматов, затрудняющие снятие денег;
- длительное восстановление карточки при ее утере;
- возможные взломы компьютерных сетей банка хакерами, перехват данных о банковских платежных картах и их владельцах при расчетах через сеть Интернет;
- лимит выдачи наличных — максимальная сумма, которую держатель карты имеет право получить наличными в течение установленного периода. Обычно в договоре с эмитентом устанавливается дневной или разовый лимиты;
- курсовая разница — держатель карты может потерять на обмене валюты.
Заключение
Банковская пластиковая карточка стала одним из популярных платежных инструментов в системе электронных услуг. Ее применение позволяет снижать себестоимость оказываемых клиентам услуг, а также расширяет их спектр. Кроме того, она способствует сокращению налично-денежного оборота, ускорению движения денежных средств между клиентами, пополнению ресурсной базы банков, расширяет возможности роста товарооборота, повышает безопасность оборота денег в стране и платежную культуру граждан. Массовое использование платежных карточек, как инструмента безналичных расчетов на современном этапе общественного развития стало возможным благодаря вниманию, которое уделяется данному инструменту со стороны банковских учреждений. Все больше потребителей совершая свои ежедневные покупки предпочитают безналичный способ их оплаты. Конкурируя между собой и постоянно совершенствуя свои продукты участники рынка платежных карточек развивают его в целом. В первой главе дипломной работы была освещена экономическая сущность расчетов с использованием банковских пластиковых карт, изучена специфика организации операций с использованием платежных карт, изучены формы расчетов, которые применяются в Республике Беларусь. Также описано развитие безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карт в зарубежных странах, которое находится на высоком уровне. На основании теоретического и фактического материала. Зарубежный опыт, безусловно, влияет на развитие белорусской банковской системы. Однако отечественная система развивается с некоторым опозданием. Большинство технологических новаций отечественные банки заимствовали за рубежом (платежная карта, банк-клиент, интернет-банк и мобильный банкинг). Таким образом, белорусские банки активно используют положительный опыт своих зарубежных коллег, адаптируя его к собственной практике, что способствует интеграции отечественной банковской системы в мировую экономику. Систематизирована нормативно-правовая база использования банковских пластиковых карт. Во второй части работы был проведен анализ безналичных операций в Республике Беларусь. Операции с платежными картами в банках занимают лидирующее место в комиссионных доходах по уровню доходности. Также банковские платежные карты предоставляют возможность получения кредита (овердрафт), что, в свою очередь, увеличивает и процентные доходы банка. Ввиду развития безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских платежных карточек, банки уменьшают свои расходы за счет сокращения статьи на оплату труда работников.
1. Антонович, О. Показатели рынка банковских карточек в Беларуси / О. Антонович // Банковский вестник. – 2008. – № 19. – С. 57 – 59;
2. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодек Республики Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-3: Принят Палатой Представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Республики 12 окт. 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 11.11. 2002 г., № 148 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010. – 192 с.;
3. Банковское дело: учебник / О. И. Лаврушина, И. Д. Мамонова, И. И. Валенцева [и др.]; под ред. засл. деят. науки РФ, проф. О. И. Лаврушина. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: КНОРУС. – 2008. – 768 с.;
4. Боговик, А. Пластиковые карты сегодня и завтра / А. Боговик // Банковский вестник. – 2013. – №2. – С. 10 – 12;
5. Гинзбург, А.И. Пластиковые карты / А. И. Гинзбург – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.: ил.;
6. Говядинова, Н.Н. Автоматизированные системы безналичных расчетов / Н.Н. Говядинова – Мн.: БГЭУ. – 2004. – 278 с.;
7. Голубович, А.Д. Создание системы кредитных карточек для коммерческих банков / А.Д. Голубович [и др.]. – М.: АО «Менатеп-Информ», 2007 г. – 86 с.;
8. Деньги, кредит, банки: учеб. / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ. – 2012. — 639 с.;
9. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, О. И. Румянцева [и др.]; под ред. проф. Г. И. Кравцовой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Минск: БГЭУ. – 2007. – 444 с.;
10. Желиба, Б. П., Кохнович, И. Н. Деньги, кредит, банки: учеб.-метод, комплекс для студентов экономических специальностей / Б. П. Желиба, И. Н. Кохнович. – 2-е изд. испр. и доп. - Мн.: Изд-во МИУ. – 2007. – 260 с.;
11. Инструкция Национального банка Республики Беларусь № 74 «О порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками».
12. Комментарий к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 февраля 2007 года №51 // Банковский вестник – 2007. – №11. – С. 166 – 167;
13. Конституция Республики Беларусь (c изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011;
14. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 343 «О вопросах безопасности обращения банковских платежных карточек и функционирования объектов программно-технической инфраструктуры» - Режим доступа: http:// http://www.pravo.by/
15. О плане совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения республики Беларусь на 2013-2018 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2013 года №31/1 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2014;
16. О плане совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013-2015 годы и мероприятиях по его реализации: постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 апреля 2013 года №264/4 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2014;
17. Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 30. 03. 2006 г., № 43. / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – №8/16075 – XII;
18. Обратная сторона PIN-кода // ПЛАС Платежи Системы Карточки. – 2008. – №3. – С. 5 – 9;
19. Овсейко, С. Банковские пластиковые карточки: сравнительный анализ / С. Овсейко // Валютное регулирование и ВЭД. – 2013. – № 4. – С. 59 – 64;
20. Оптимизация электронных платежей с помощью пластиковых карт // Банковское дело. – 2013. – № 11. – С. 90 – 93;
21. Пацовский, И. Пластиковые карточки: новый уровень развития / И. Пацовский// Банковский вестник. – 2008. – № 10. – С. 52 – 56;
22. Пищик, И. Мировой опыт и пути развития безналичных розничных платежей в Беларуси / И. А. Пищик // Банковский вестник – 2007 – №1 – С. 18 – 22;
23. Пищик, И.А. Карточный бизнес в Беларуси и перспективы формирования национальной платежной системы / И. А. Пищик // Банковский вестник - 2008. – № 1. – С.39 – 45;
24. Пищик, И.А. О развитии системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек / И. А. Пищик // Банковский вестник. – 2008. – № 13 – С.11 – 10;
25. Платежная система «Белкарт» [электронный ресурс]. – режим доступа: http://belkart.by/BELKART/statistics/.
26. Платежная система Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/payment/PlasticCards/.
27. Прокопов, Б.В. Актуальные проблемы информатизации денежного обращения сферы розничных услуг: Научно - практический информационно технологический проект / Б. В. Прокопов. – Минск: МАИТ, 2008. – 24 с.;
28. Прокопов, Б.В. Платежные карточки - инструмент информатизации финансового рынка: Научно-практический информационно технологический проект / Б. В. Прокопов. – Минск: МАИТ, 2008. – 20 с.;
29. Рубунштейн, Т.Б., Мирошкина, О.В.; Пластиковые карты / Т. Б. Рубунштейн, О. В. Мирошкина. – М .: Гелиос АРВ, 2005. ¬¬– 416 с., ил.;
30. Сведенения о количестве банковских пластиковых карточек, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, по состоянию на 01.04.2006 года// Весник ассоциации белорусских банков – 2006. - № 18 – 19. - С. 25-32;
31. Семикова, П.В. Безналичные расчеты / П. В. Семикова. – М .: Гардарики, 2004. – 120 с.