ВВЕДЕНИЕ
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегическое управление является основой управления инновационной организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:
- в каком положении предприятие находится в данное время;
- в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
- каким способом можно достичь желаемого положения;
- что для этого необходимо предпринять?
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма (предприятие, компания) может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.
Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.
Объект исследования – инновационная стратегия организации.
Предмет – инновационная стратегия в филиале предприятия ОАО «Борисовхлебпром» Жодинский хлебозавод.
Цель курсовой работы – проанализировать влияние инновационной стратегии на конкурентоспособность филиала ОАО «Борисовхлебпром» Жодинский хлебозавод.
Для достижения следующей цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность инновационной стратегии и факторы, влияющие на ее реализацию;
- изучить систему организации и планирования НИОКР;
- рассмотреть влияние инновационной стратегии на деятельность филиала ОАО «Борисовхлебпром» Жодинский хлебозавод.
1 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ
Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии [3, с. 14].
Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.
Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики [6, с. 17].
Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т. п. [9, с. 8].
Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.
Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения [1, с. 17].
Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.
Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.
Ответственность за инновационную стратегию, от которой зависит выживание организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства – выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.
2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ НИОКР
Основными задачами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются:
1) получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;
2) теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;
3) практическая реализация портфеля новшеств и инноваций. Реализация перечисленных задач позволит повысить эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень населения [17, с. 68].
Основными принципами НИОКР являются:
а) выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений. Количество применяемых компонентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимостью объекта управления и другими факторами;
б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала [9, с. 53].
НИОКР подразделяются на следующие этапы (виды) работ: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские работы; опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов менеджмента. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены [11, с. 71].
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области. Но вероятность положительного выхода фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5 %. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не может себе позволить отраслевая наука. Фундаментальные исследования должны, как правило, финансироваться за
3 ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИЛИАЛА ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ» ЖОДИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
Филиал «Жодинский хлебозавод» является обособленным подразделением Открытого акционерного общества «Борисовхлебпром», которое создано на основании Приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 303 путем преобразования Республиканского производственного унитарного предприятия «Борисовхлебпром» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Открытое акционерное общество «Борисовхлебпром», зарегистрировано Минским областным исполнительным комитетом от 13 января 2014 г. и внесена запись о государственной регистрации в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600009710.
Филиал «Жодинский хлебозавод» не имеет статус юридического лица, является филиалом коммерческой организации, наделен принадлежащим ОАО «Борисовхлебпром» на праве хозяйственного ведения имуществом, может от имени Открытое акционерное общество «Борисовхлебпром» приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, в порядке и пределах устанавливаемых настоящим Положением, законодательством Республики Беларусь.
Филиал «Жодинский хлебозавод» имеет отдельный баланс, являющийся частью самостоятельного баланса ОАО «Борисовхлебпром», печать, штампы; имеет право открывать расчетный и иные счета в любых отделениях банков.
Филиал создается Обществом в целях осуществления производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, Общества в целом и Филиала в отдельности.
Предметом деятельности Общества является осуществление видов экономической деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Право Общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получении лицензии, возникает с момента получения им такой лицензии и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.
Филиал осуществляет свою деятельность посредством заключения договоров (контрактов) с субъектами хозяйствования в рамках прав, предоставленных директору филиала по доверенности, выданной генеральным директором Общества, а в отдельных случаях – по договорам, заключенным непосредственно Обществом.
Общество может осуществлять внешнеэкономическую деятельность в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.
Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.
Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.
Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджер определяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспечена сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, как добиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка, повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.
В настоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетными являются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка; повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения в отдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов.
Филиал ОАО «Борисовхлебпром» Жодинский хлебозавод в инновационной деятельности использует стратегию сфокусированной
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев. – М. : Дашков и К, 2016. – 400 c.
2. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И. Т.Балабанов. – СПб : Питер, 2015 – 304 с.
3. Балашевич, М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт / М.И. Балашевич. – Мн. 2014. – 410 с.
4. Барышева, А. В. Инновации : учебное пособие. – М. : Дашков и К°, 2010. – 380 с.
5. Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / проф. О. И. Волков, доц. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 601 с.
6. Воронецкий, Л. И. Управление интеллектуальной собственностью и инновационная экономика: Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н 34 Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19–20 октября 2014г.). — Мн. : ГУ «БелИСА», 2014.– 100 с.
7. Гончаров, В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Мисанта, 2015. – 624 с.
8. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / В. А. Горемыкин. – М.: Юрайт, 2012. – 704 с.
9. Жудко, М. К. Экономика предприятия: учеб. пособие / М. К. Жудко. – Минск: БГЭУ, 2009. – 367 с.
10. Инновации – фактор экономического роста / П. Г. Никитенко, А. В. Марков, И. И. Сержинский, В. А. Колотухин; под ред. П. Г. Никитенко. – Минск: НООО «БИЛ-С» 2014. – 85 с.
11. Инновационная экономика. – М.: Наука, 2016. – 294 с.
12. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 – 327 с.
13. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент / В. Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
14. Мясникович, В. М. Государственное управление инновационной деятельностью / В. М. Мясникович, Н. Б. Антонова, Л. Н. Нехорошева. – Минск: Акад.упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
15. Мясникович, М. В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович. – Минск: ИООО Право и экономика, 2014. – 280 с.
16. Нехорошева, Л. Н. Экономика и управление инновациями: практикум / Нехорошева Л. Н., Егоров С. А.; под ред. Нехорошева Л. Н. – Минск: БГЭУ, 2015. – 287 с.
17. Рубашный, В. С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В. С. Рубашный. – Минск: ФУАинформ, 2014. – 367 с.
18. Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности / Под науч. ред. П.Г. Никитенко. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2014. – 145 с.
19. Экономика предприятия: учебник. / Под ред. Л. А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 314 с.