ВВЕДЕНИЕ
Эффективное развитие отечественных предприятий и их интеграция в мировую экономику в современных условиях немыслимы без реализации новых механизмов управления и развития современных форм хозяйствования, основанных на использовании инновационных методов управления и организации производства.
Необходимость интенсификации развития отечественных предприятий требует от будущих специалистов глубоких знаний объективных экономических законов и особенностей их реализации на уровне предприятий, а также основательных практических навыков обоснования управленческих решений, планирования, организации производства и труда.
Промышленная отрасль является одной из главнейших в Республики Беларусь. Она занимает особое место в экономике страны.
Для нее характерно наличие большого числа крупных предприятий, что позволяет отрасли выпускать широкий ассортимент продукции.
Темой курсовой работы является планирование производственной программы предприятия пути ее совершенствования, что в современных условиях является очень актуальной проблемой на предприятиях Республики Беларусь.
На пути к рыночной экономки наши предприятия столкнулись с проблемой управления производством, в частности необходимости удовлетворения потребностей рынка.
Однако наш предприятия в большинстве своем работают по принципам, заложенным еще в период существования СССР, что несет в себе определенные трудности.
Таким образом, целями курсовой работы можно выделить:
1. Анализ производственной программы предприятия;
2. Рассмотрение процесса составления производственной программы;
3. Анализ экономических показателей производства ОАО «ТАиМ»;
4. Предложения по совершенствованию производственной программы предприятия.
Задачи, которые ставятся в процессе написания курсовой работы представляют собой цель оценить составление производственной программы на примере ОАО «ТАиМ» выявить его слабые места и разработать предложения по совершенствованию.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Задачи и содержание оперативного учёта производства
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся продукция и услуги для удовлетворения потребностей людей.
Экономическая, как и технические науки, математика или любая другая область исследований общественных явлений, не дает полного понимания всех тех проблем, с которыми она имеет дело.
В экономической науке ограниченность понимания обусловлена необходимостью опираться в основном не на экспериментальные данные, а на логический анализ и опыт.
Следует отметить, что экономика, как и менеджмент, является наукой не точной.
Сегодня интерес людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это глобальными переменами, которые происходят во всем мире.
Одной из не исследованных частей экономики являются экономический методы управления.
Экономические методы управления сегодня должны соответствовать новым рыночным условиям. Понимание событий, происходящих в обществе, требует умения оперировать большими объемами статистических данных. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше понять, если принимать во внимание изменения, происходящие во внешней окружающей среде.
Поэтому важно изучение механизма взаимодействия всех элементов экономических знаний, уточнение и развитие новых категорий и понятий, исследование их сущности в рыночных условиях.
Экономические методы управления позволяют принимать оптимальные управленческие решения.
На каждом уровне управления обществом действуют свои экономические методы управления.
Они позволяют правильно составить бизнес-план предприятия.
Бизнес-план предприятия имеет разную структуру, в зависимости от специфических условий его реализации.
Различают бизнес-план для вновь создаваемого предприятия и бизнес- план действующего производства. Целью последнего является анализ и выбор оптимального пути реконструкции предприятия для удержания им определенного сегмента рынка выживания в жестких рыночных условиях.
В бизнес-плане должна быть реально обоснованная стоимость изделия.
Управление стоимостью и анализ затрат являются составной частью финансового менеджмента.
Процесс у правления стоимостью и анализ затрат включает три основных стадии:
-планирование затрат;
-контроль затрат;
-управление стоимостью для принятия решения.
Практическая реализация стадий по управлению стоимостью включает решение следующих основных укрупненных задач:
- учет материалов;
- учет и начисление заработной платы;
- учет и определение налогов;
- расчет потерь от брака;
- учет затрат на производство;
- учет денежных средств и расчетов;
- учет фондов, резервов и результатов хозяйственной деятельности.
В результате решения перечисленных задач составляются сметы затрат. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат; смета перспективных доходов устанавливает плановые поступления и издержки будущих периодов; производственный план и смета затрат на производство продукции показывает планируемые уровни запасов, количество единиц изделий, которые предприятие собирается произвести и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. В любой смете затрат должна быть заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированными, определения отклонений и их анализа.
Таким образом, управление стоимостью и анализ затрат на производство продукции направлены на обеспечение изготовления продукции с минимальными затратами.
2 ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно – экономический анализ предприятия
Открытое акционерное общество «ТАиМ» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, товарный знак, бланки со своим наименованием собственную эмблему, текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Общество является преемником прав и обязанностей арендного предприятия «Сельхозагрегат», унитарного сельскохозяйственного предприятия «Вита» ОАО «ТАиМ», унитарного производственного предприятия «Полимер» ОАО «ТАиМ», унитарного производственного предприятия «Глобус» ОАО «ТАиМ» в связи с реорганизацией в соответствии с передаточными актами, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество создано решением учредительной конференции (протокол от 17 мая 1994 года №1) путем преобразования арендного предприятия «Сельхозагрегат» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрированного решением Могилевского облисполкома от 29.06.2000 № 15-24 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700067480. Уставный фонд составляет 69 512 800 000 бел.руб.
ОАО «ТАиМ» расположено по адресу: 213830 Республика Беларусь, Могилевская область, г. Бобруйск, ул.Гоголя,177.
Органами управления акционерного общества являются:
- общее собрание акционеров,
- наблюдательный совет,
- директор.
Открытое акционерное общество вправе осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Лицензируемыми видами деятельности в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 14 июля 2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются:
Деятельность в области промышленной безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц.
Медицинская деятельность.
Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
Деятельность в области автомобильного, внутреннего, водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).
За последние несколько лет темп роста объемов производства в сопоставимых ценах составил: 2010 –116,9 %, 2011 – 121,5% , 2012 – 114,7%, 2013 – 53,2%, 2014 – 128,1%, в 2015 – 147,5 %.
Как видно из приведенных данных, наблюдается положительная динамика производственной деятельности в последние годы, кроме 2013 года. Более подробно в приложении А.
Так как ОАО «ТАиМ» является производителем комплектующих для автомобильной, тракторной и сельскохозяйственной техники, его производство напрямую зависит от заявок потребителей и их платежеспособности. В последние время увеличен удельный вес производства для ОАО «МАЗ» до 65 % за счет освоения комплектующих для автомобилей и автобусов. Только в 2015 году в связи с падением спроса на автомобильную технику на мировых рынках удельный вес для ОАО «МАЗ» немного сократился и составил 60%
Внешнеторговый оборот из года в год увеличивается. В 2015 году внешнеторговый оборот немного падает – 5457,8, в 2012 году падает очень значительно в связи с падением спроса на автомобильную технику и запасные части к ней – 2196,2. В 2013 году- возрастает -3228,7, в 2014 г.-3801,1 , в 2015 году достиг 4846,9 тыс.дол.
Внешнеэкономическая деятельность ОАО «ТАиМ» представлена в таблице 2.1.
В течение последних лет сальдо положительно и возрастает в 2010 году – 3408,8 тыс.дол. Снижается в 2011 году, в 2012 году, но в 2013 году начинает расти -2523,9, в 2014 г. – 2235,1 тыс.дол. В 2015 году сложилось 3306,1 тыс.дол.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Анализ, проведенный во второй главе свидетельствует о недостаточном взаимодействии структурных подразделений, что сводит к нулю усилия по планированию деятельности предприятия.
Основной проблемой являются то, что ОАО «ТАиМ» не имеет отдела маркетинга. В настоящее время на предприятии существует бюро маркетинга, в состав которого входят 2 маркетолога и начальник бюро.
Начальник бюро маркетинга находится в подчини начальника отдела маркетинга и сбыта.
Бюро маркетинга должно:
- обеспечивать создание устойчивого авторитета товарной марки ОАО «ТАиМ»;
- осуществлять разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса на продукцию предприятия, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
- организовать работу бюро по полной загрузке мощностей завода посредством увеличения заказов освоенной и новой продукции;
- проводить исследование основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции.
- обеспечивать участие бюро в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции;
- руководить работой по определению новых рынков сбыта и новых потребителей продукции;
- осуществлять деятельность по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка т.п.).
- организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемой продукции, его влияния на сбыт и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества;
- осуществлять контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и презентациях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
- организовывать разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта;
- формировать фирменный стиль предприятия и фирменное оформление рекламной продукции;
- осуществлять методическое руководство дилерской службой и ее обеспечением всей необходимой технической и рекламной продукции;
- участвовать совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.
Однако помимо приведенных выше пунктов, работники бюро маркетинга занимаются отгрузкой продукции, причем это является их основной задачей, что конечно не может не сказываться на проведении маркетинговой деятельности.
Четкого разделения видов деятельности у работников бюро маркетинга нет. В своих действиях маркетологи руководствуются установленным производственным процессом «управление маркетинга».
ОАО «ТАиМ» не имеет четко выраженной маркетинговой стратегии. Из-за большой дополнительной нагрузки у работников бюро не остается времени для непосредственного выполнения своих должностных обязанностей.
В связи с этим предлагаю выделит бюро маркетинга в отдельное структурное подразделение – отдел маркетинга. Назначить начальника бюро маркетинга начальником отдела и увеличить количество маркетологов на одну единицу.
Это позволит ограничить работников сферы маркетинга от видов деятельности не входящих в их должностные обязанности.
Так же необходимо провести четкое разделение сферы деятельности каждого работника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс формирования производственной программы предприятия является весьма динамичным в силу не только длительности производственного цикла, но и срока реализации производимой продукции.
В связи с этим, на предприятиях особенно важно создание такой системы управления производственной программой предприятия, которая была бы способна оперативно реагировать на любые изменения внутренней и внешней среды.
Предложенные организационно-методические рекомендации по формированию производственной программы ОАО «ТАиМ»» раскрывают сущность и разграничивают основные этапы данного процесса, что в свою очередь позволяет предприятиям совершенствовать каждую технологию управления в отдельности и все управление предприятием в целом.
В курсовой работе были решены задачи, поставленные перед началом работы, и сделаны следующие выводы.
Рассмотрена сущность системы планирования, доказано, что с позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций.
Так же в работе проанализированы экономические показатели ОАО «ТАиМ».
Уделено пристальное внимание имеющейся системе планирования на предприятии, видам разрабатываемых планов и процессу их реализации.
В результате проведенного анализа был выявлен ряд недостатков и даны рекомендации по их исправлению и совершенствованию системы планирования на предприятии.
Одним из основных недостатков, на мой взгляд, является отсутствие отдела маркетинга. Это влечет за собой рад очень серьезных последствий. В частности, плохо проведенный анализ рынка сбыта продукции, отсутствие четкого плана позиционирования новой продукции и предприятия в целом. Вследствие чего, мной были разработаны мероприятия позволяющие изменить сложившеюся ситуацию.
Самым важным из предложением является выделение бюро маркетинга в отдельное структурное подразделение, что позволит не только проводить более тщательный анализ рынка, но и повысит его роль в глазах других отделов, что положительно скажется на продвижении выпуске продукции и экономическом состоянии предприятия.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997
2.Алексунин, В.А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие. 2-е изд.М.:Издательский дом “Дашков и Ко”,2007.?191 с.
3. Анурин, В. И. др. Маркетинговые исследования потребительского рынка/ В.Анурин, Е.Муромкина, Е.Евтушенко.- СПб: Питер, 2007.-270с.
4. Арташина, И.А. Поведение потребителей.-М.,2006.-104с.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В. М., Маркетинг: учебник. 3-е издание. – СПб.: Питер, 2010. – 573с.
6. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. ? М.: ИНФРА-М,2008.?219 с.
7. Беляев В. И., Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: Кнорус, 2005. – 672с.
8. Борисова, С.Г. Основы маркетинга/ С.Г. Борисова, Г.И. Теребило. – Новосибирск: Издательство «Сибпринт»,2006.-208с.
9. Годин А. М. Маркетинг: учебник. 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Дашков и К,2009. – 652 с.
10.Дейан, А. Изучение рынка.-СПб.: Нева,2007.-118с.
11. Завьялов П. С., Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 496с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер.с англ. М., 2009. – 279 с.,
13. Котлер Ф., Андреасен А. Р., Стратегический маркетинг некоммерческих организации. – М.: Феникс, 2007. – 854с.
14. Магомедов Ш. Ш., Маркетинговые исследования товаров и услуг. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 293с.
15. Минин А. А., Маркетинговое планирование. Российская практика. – М.: Вершина, 2006. – 128с.
16. Панкрухин А. П., Маркетинг: учебное пособие для студентов. 5-е издание, стер. – М.: Омега – Л, 2007. – 656с.
17. Фатхутдинов Р. А., Стратегический маркетинг: учебник. 5-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.
18. Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг: сокр.пер.с англ. М., 2004. С. 118.