ВВЕДЕНИЕ
На этапе перехода к рыночным отношениям многие организации, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих организаций.
В условиях самофинансирования основной задачей стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли организации является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для организаций.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому в организации. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности организаций, их достижения и недостатки. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности организации, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы организации.
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки любой области хозяйственной деятельности организации. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.
Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха организации. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждая организация должна уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке ее деятельности.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонения фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы организации по использованию возможностей
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Экономическая сущность себестоимости и принципы ее формирования
Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную
оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [1, с. 545].
Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
По своей экономической сущности себестоимость есть часть стоимости продукции. В себестоимости отражаются условия производства продукции, распределения и обращения, как самой продукции, так и тех средств производства, которые использованы на ее изготовление. В связи с этим на уровень себестоимости значительное влияние оказывают цены на сырье, материалы, изделия и конструкции, энергию, горючее, транспортные тарифы, ставки заработной платы и др. В анализе, планировании и учете себестоимости продукции применяется плановая, сметная и фактическая себестоимость.
Фактическая себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования и принятия решения на краткосрочную и долгосрочную перспективу по совершенствованию выпуска данного вида продукции, а также при определении фактических финансовых результатов деятельности организации. Фактическая себестоимость непосредственно связана с плановой себестоимостью.
Плановая себестоимость представляет собой прогнозное значение предельной величины затрат на производство продукции на отчетный период. Плановая себестоимость отличается от сметной на величину, соответствующую установленному плановому заданию по снижению себестоимости, т.е. она меньше сметной себестоимости. Планирование себестоимости выпускаемой продукции является составной частью плана организации производственно-финансовой деятельности, разрабатываемого ею самостоятельно на основе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельский химический завод»
На основании постановления Совета Министров Белорусской Советской Социалистической Республики от 14 июня 1960 года был создан Гомельский завод фосфорных минеральных удобрений и обесфторенных фосфатов, который был основан на государственной собственности и находился в составе Министерства химической промышленности.
Приказом по управлению химической промышленности при Совете Министров БССР № 166 от 19 декабря 1968 года Гомельский суперфосфатный завод был переименован в Гомельский химический завод.
На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь №186 от 24 марта 1994 года завод вошёл в состав Белорусского государственного концерна по нефти и химии "Белнефтехим".
Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 и требований Гражданского кодекса завод прошёл перерегистрацию и с 20 сентября 2000 г. Гомельский химический завод переименован в Республиканское унитарное предприятие "Гомельский химический завод" (свидетельство №6.4.0.00139, выданное Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь).
На основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. №188 путём преобразования РУП "Гомельский химический завод" создано открытое акционерное общество "Гомельский химический завод". Преобразование произошло в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах. Учредителем Общества является Министерство экономики Республики Беларусь. Уставной фонд Общества по данным бухгалтерских балансов за 2004 и 2005 годы (приложение 1 и приложение 2) составляет 92 434 339 800 рублей. Он разделён на 28 010 406 простых именных акций номинальной стоимостью 3300 рублей каждая. Органами управления в Обществе являются:
− общее собрание акционеров;
− наблюдательный совет;
− дирекция и директор.
ГЛАВА 3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Поиску резервов снижения себестоимости продукции способствует выбор оптимального варианта управленческих решений при наличии альтернатив, касающихся изменения производственной мощности, изменения ассортимента продукции, структуры производства, технологии и др.
Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта машин и оборувания.
Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг, совершенствование форм и систем оплаты труда с целью их оптимизации и сокращения неэффективных расходов на оплату труда и т. д.
Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как производственная мощность организации, качество продукции, колебания объемов спроса, создание или сокращение рабочих мест и т. д.
Одним из источников сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимального варианта технологии производства [9, с. 216].
Повышение технического уровня производства является одним из наиболее важных направлений снижения себестоимости продукции. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе также анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве.
Большой резерв заключается в совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
Совершенствование организации производства и труда является одним из основных резервов снижения себестоимости. Значительное уменьшение затрат
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным показателем, характеризующим работу организаций, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [10, с.245].
Именно поэтому весьма важным аспектом деятельности руководства организации является работа по совершенствованию управления себестоимостью продукции, определение направления, путей и методов реализации поставленных задач.
Основной целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции, а также проведение анализа механизма управления себестоимостью продукции на примере ОАО «Гомельский химический завод» с отражением перспективных направлений снижения себестоимости выпускаемой продукции.
В процессе хозяйственной деятельности организация получает доходы и производит расходы. В современных условиях хозяйствования снижение себестоимости продукции является важнейшей целью работы организации и фактором повышения эффективности ее деятельности. В условиях жесткой конкуренции возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли.
Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько организации обошлось производство продукции. Важнейшими показателями, выражающими себестоимость продукции, являются себестоимость всей товарной продукции, затраты на тысячу рублей товарной продукции, себестоимость единицы продукции.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Гомельский химический завод».
Анализ основных показателей деятельности организации в анализируемом периоде показал, что за 2016 год Обществом произведено товарной продукции на сумму 277798 тыс. руб. в действующих ценах, реализовано продукции на сумму 341829 тыс. руб.
Выпуск гранулированных фосфорных удобрений за анализируемый период составил 190 438 тонн в действующем веществе (ДВ) против 199 915 тонн за аналогичный период прошлого года (рост 95,3 процента).
1 Горфинкельд, В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с.
2 Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск: Выш. шк. 2008. – 527 с.
3 Сафронов, Н.А. Экономика предприятия Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 1998. – 584 с.
4 Быкова, Е.А. Операционный финансовый менеджмент / Е.А. Быкова // Финансы 2007. – №12. – С. 440.
5 Ананькина, Е.А. Управление затратами / Е.А. Ананькина, Н.Г. Данилочкина. – М: ПРИОР, 2008. – 164 с.
6 Финансовый менеджмент – Руководство по технике эффективного менеджмента. – М.: Трансполитиздат, 2003. – 292 с.
7 Керимов, В.Э. Организация управленческого учета. Аудит и финансовый анализ / В.Э. Керимов, Н.Н. Комарова. – 2001. – № 2. – 398 с.
8. Серебренников, Г.Г. Основы управления затратами предприятия: учеб. пособие / Г.Г. Серебренников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. – 2-е изд., 2009. – 80 с.
9 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое знание, 2000. – 688 с.
10 Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства / под общ. ред. Т.В. Карпей, Л.С. Лазученковой – Минск: Дизайн ПРО, 1999. – 272 с.
11 Акулич, В.В. Экономический анализ себестоимости продукции, работ, услуг / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 10. – С. 46 –54.
12 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. – М.: Инфра-М, 2005. – 336 с.
13 Либерман, И.А. Управление затратами / И.А. Либерман. – М.: МарТ, 2006. – 624 с.
14 Маталыцкая, С.К. Анализ себестоимости продукции с использованием международного опыта / С.К. Маталыцкая // Бухгалтерский учет и анализ. – 2011. – № 12. – С. 28 – 33.
15 Мисуно, П.И. Анализ затрат на производство продукции по калькуляционным статьям расходов / П.И. Мисуно // Справочник экономиста.- 2010. – № 6. – С. 15 – 22.
16 Моисеева, О.П. Анализ косвенных затрат в системе управленческого учета / О.П. Моисеева // Мир технологий. – 2012. – № 1. – С. 51 – 52.
17 Трубочкина, М.И. Управление затратами на предприятии / М.И. Трубочкина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 218 с.
18 Фрунзе, В. Себестоимость и экономика предприятия / В. Фрунзе // ЭФУ. – 2011. – №11. – С.17-25.
19 Ханова, Е.П. Методы распределения затрат не переменные и постоянные / Е.П. Ханова // Экономический анализ. – 2012. – № 15. – С. 65-68.
20 Чернобривец, А.С. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) / А. С. Чернобривец // ЭФУ. – 2013. – № 5. – С. 14 – 23.
21 Экономика предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – Минск: Новое знание, 2009. – 677 с.
22 Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
23 Егомостьев, Н.А. Современные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в Республике Беларусь / Н.А. Егомостьев, Ю.Б. Киргиз, Д.А. Статкевич // Экономика и управление. – 2008. – № 1. – С.43 – 46.
24 Курашова, Т.М. Некоторые вопросы управления производственными затратами предприятии / Т.М. Курашова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2007. – №4. – С. 33 – 38.
25 Лешко, В.С. Анализ себестоимости продукции / В.С. Лешко // Планово-экономический отдел. – 2008. – №8. – С. 25 – 27.
26 Ильина, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильина; под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – Минск: Новое знание, 2003. – 677 с.
27 Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятия / С.М. Пястолов. – М.: Академический проспект, 2007. – 355 с.
28 Русель, А. Л. Анализ влияния на себестоимость трудовых затрат / А.Л. Русель // ЭФУ. – 2012. – №10. – С. 86 – 91.
29 Титов, В.И. Экономика предприятия : учебник / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
30 Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 348 с.