ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Республика Беларусь находится на стадии перехода от командно-административной экономики к рыночной.
Для большинства предприятий промышленности это было очень тяжелое время, пришлось перестраивать систему управления предприятием, ориентироваться на нужды потребителей. Особенно трудным это время было для крупных промышленных предприятий.
На современном этапе развития, все предприятия ощутили потребность в маркетинговой службе. С каждым днем все более пронимая ее необходимость, и полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены.
Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
В Республики Беларусь на современном этапе маркетинг только начинает развиваться, поэтому предприятия постоянно сталкиваются с неопытностью и не квалифицированностью сотрудников. Это во многом обусловлено тем, что целью любого мероприятия является реализация своей продукции, а проведению маркетинговых исследований не придается никакого значения.
Проведение стратегического маркетинга затрудняет неустойчивое состояние экономики, это требует от предприятия разработки большого количества альтернативных вариантов развития, более подробного и частого корректирования
1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и концепции маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность охватывает такое количество аспектов деятельности человеческой жизни, что четко сформировать ее определение не представляется возможным. На данный момент существует более 2000 определений маркетинга. Из этих определений можно выделить три направления:
- маркетинг как стратегия работы предприятия, целью которой является взаимовыгодное сотрудничество продавца и покупателя, направленное на удовлетворение общих потребностей;
- маркетинг как наука, изучающая принципы и методы работы предприятия;
- маркетинг как стратегия работы предприятия выраженная в изучении рынков, рекламе, изучению потребностей потребителей.
Сущность маркетинга заключается в том, что предприятию необходимо производить только продукцию имеющую спрос у покупателей.
Основная идея маркетинга очень проста – предприятие должно производить тот товар который хочет покупатель, который необходим для удовлетворения его потребностей, в том объеме который хочет покупатель и по той цене которую покупатель считает приемлемой.
Основные задачи маркетинга с точки зрения общественной значимости были сформированы Филиппом Котлером:
-достижения высокого уровня потребления, что создает условия для роста производства, занятости и богатства в обществе;
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ТАиМ»
2.1. Общая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «ТАиМ» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, товарный знак, бланки со своим наименованием собственную эмблему, текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Общество является преемником прав и обязанностей арендного предприятия «Сельхозагрегат», унитарного сельскохозяйственного предприятия «Вита, унитарного производственного предприятия «Полимер», унитарного производственного предприятия «Глобус» в связи с реорганизацией в соответствии с передаточными актами, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество создано решением учредительной конференции (протокол от 17 мая 1994 года №1) путем преобразования арендного предприятия «Сельхозагрегат» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрированного решением Могилевского облисполкома от 29.06.2000 № 15-24 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700067480. Уставный фонд составляет 69 512 800 000 бел.руб.
ОАО «ТАиМ» расположено по адресу: 213830 Республика Беларусь, Могилевская область, г. Бобруйск, ул.Гоголя,177.
Органами управления акционерного общества являются:
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ТАиМ»
3.1. Состояние использования маркетинга на предприятии
В своей деятельности служба маркетинга ОАО «ТАиМ» предприятия использовала следующие важнейшие направления изучения потребителей:
- отношение к самой компании – ОАО «ТАиМ»;
- отношение (мнение, предпочтения) к различным аспектам деятельности ОАО «ТАиМ» в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга (выпускаемые и новые изделия завода, характеристики модернизируемых или вновь разрабатываемых продуктов, ценовая политика, эффективность сбытовой сети и деятельности по продвижению продуктов на рынок;
- уровень удовлетворения запросов потребителей (ожиданий потребителей);
- намерения потребителей;
- принятие решений о покупке, определение структуры закупочного центра;
- поведение потребителей при и после покупки;
- мотивация потребителей.
За последние 3 года наметилось стабильное улучшение ситуации на предприятии. Важно отметить, что продукция предприятия не залеживается на складе. Основные виды продукции востребованы, завод зарекомендовал себя как надежный поставщик качественной продукции.
Тщательное зондирование рынка РБ позволило выявить и установить на национальном рынке практически все организации и фирмы, занимающиеся реализацией запчастей для грузовой автотехники. Указанные потребители используют в своей производственной и торгово-коммерческой деятельности в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время управление предприятием не возможно без грамотно организованной службы маркетинга.
В данной курсовой работе была проанализирована деятельность ОАО «ТАиМ».
В теоретической части работы рассмотрены особенности маркетинговой деятельности. Был проведен анализ деятельности ОАО «ТАиМ», подробно рассмотрен анализ хозяйственной деятельности, проведен анализ рынка выпускаемой продукции, конкурентов, приведены основные потребители продукции. Сформулированы сильные и слабые стороны предприятия.
На основе проведенного во второй главе анализа, можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, т.к. результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального фунцкцианирования производства.
В 3-й главе проведен анализ маркетинговой деятельности осуществляемой ОАО «ТАиМ» и на этой основе предложены мероприятия по совершенствовании маркетинговой деятельности.
Главный уклон в предложенных мероприятия предлагается сделать на реконструктуризацию организационной структуры, а именно отделения бюро маркетинга от отдела маркетинг и сбыта и выделение его в отдел маркетинга.
Также на ОАО «ТАиМ» необходимо повысить вес маркетинга в глазах работников завода.
Учитывая все это, можно предположить, что основные классические положения маркетинга, формирующие образ мышления в управлении
1 Бухалков, М.И. Управление персоналом на предприятии / М.И. Бухалков // Управление компанией.-2008.-№7.-С.48-50.
2 Герасимова, С. Стимулирование персонала / С. Герасимова // Справочник по управлению персоналом.-2008.-№10.-С.54-58.
3 Зубань, С. Система стимулирования на предприятиях / С. Зубань // Кадровие.-2008.-№6.-С.44-49.
4 Клочков, А. Особенности систем мотивации персонала в России / А. Клочков// Управление персоналом.-2010.-№1.-С.17-21.
5 Коблева, А.Л. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления / А.Л. Коблева // Менеджмент в России и за рубежом.-2010.-№2.-С.102-106.
6 Котлер Ф. Маркетинг и меняющийся мир / Ф. Котлер, Г. Армстронг// Основы маркетинга – 2003. –№2. С 47-49,116-125.
7 Лобанова, А.М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / А.М. Лобанова // Кадровик.-2009.-№9.-С.22-27.
8 Маслов В.Н. Автоматика на службе человека. / Виктор Маслов. // Автомобильные дороги. — 2012. — № 12.
9 Попов, Д. Вознаграждение по потребностям / Д. Попов // Управление персоналом.-2009.-№6.-С.34-41.
10 Попова, Н.В. Организация стимулирования труда специалистов / Н.В. Попова // Кадры предприятия.-2009.-№9.-С.35-42.
11 Прошкин, Б.Г. Стимулирование труда как социальный обмен / Б.Г. Прошкин // Управление персоналом.-2008.-№9.-С.42-44.
12 Рощин, Д. Мотивация персонала как проблема/ Д. Рощин // Справочник по управлению персоналом.-2008.-№2.-С.31-34.
13 Экономический анализ: учебник/ под ред. Л. Басовского – изд., - М: ИНФРА- М, 2008.-96с.
14 Скайлар, Е. Особенности стимулирования персонала / Е. Скайлар // Управление персоналом.-2008.-№3.-С.20-21.
15 Холодков, А.В. Особенности мотивации персонала крупных промышленных предприятий / А.В. Холодков // Управление персоналом.-2008.-№12.-С.42-46.
16 Шеремет А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предприятия. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 1992. – 438с.
17 Шуляк П.К. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Дашков и К0,2000.-752с.