ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» И «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» НАСЕЛЕНИЯ
1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества важнейшим направлением государственной деятельности является социальная политика. Устойчивость общества зависит от решения социальных проблем, и это представляется необходимой основой для эффективного экономического развития. Продуктивность социальной политики характеризуется, прежде всего, уровнем и качеством жизни населения и всех социальных групп. При этом уровень жизни формируется как показатель, который характеризуется количеством и качеством товаров и услуг, употребляемых в стране. Качество жизни рассматривается как система показателей, описывающих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их потребностей. Качество жизни представляет: чистую окружающую среду, национальную и личную безопасность, экономические и политические свободы, а также иные условия человеческого благополучия. Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель становления общества, главнейшее направление проводимой государством политики. Инструментом достижения этой цели выступают рост ВВП и усовершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях. Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что рост уровня жизни – это не только итог экономического роста, но и его условие. Современному производству необходимы как принципиально новые технологии и техника, так и высококвалифицированные рабочие, владельцы своего интеллектуального капитала. Они затрачивают больше средств на воссоздание жизненной энергии, на профессиональную подготовку и образование, а уровень и качество их жизни обязаны быть выше, чем просто обеспечивающие самовыживание. В связи с этим исследование динамики и качества уровня жизни населения, его моделирование крайне важно для сбалансированного, устойчивого и постепенного развития общества в целом.
1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Уровень жизни населения считается достаточно сложной экономической категорией. Уровнем жизни понимают «уровень благосостояния населения, и совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [2]. Также уровень жизни можно охарактеризовать достаток населения в необходимых материальных благах и услугах, достижение доступного уровня их потребления и степень удовлетворения целесообразных (рациональных) потребностей [4]. Уровень жизни считается одной из самых важных социальных категорий, которая охарактеризовывает структуру человеческих потребностей и возможности их удовлетворения. Потребности людей разнообразны. Наряду с материальными имеются (и не менее важные) потребности социальные и духовные. Уровень жизни – это социальный стандарт и экономическая категория, которые характеризуют степень удовлетворения социальных и физических потребностей людей[8]. Сложившееся представление сути показателя «уровень жизни» делает акцент на то, уровень жизни значим не по себе, а в балансе с потребностями общества. Непосредственно анализ уровня обусловливается содержанием таких величин как: прожиточный минимум и потребительская корзина. В общем виде уровень жизни страны оценивается по средней продолжительности жизни населения, размеру безработицы, структуре частных потребительских и потреблению главных продуктов питания в калориях. Уровень жизни нужно анализировать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями – доходами населения, ценами, потребительским спросом, госбюджетом. Так, к примеру, доходы населения ключевыми факторами, характеризующими жизни [10].
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ
Республика Беларусь сейчас переходит от административно-командной экономики, присущей всем странам, входившим в СССР, к рыночной. Государство делает все возможное, чтобы уровень жизни соответствовал жизни населения в экономически развитых европейских государствах. Президент уверен, что каждый человек заслуживает жить долго и хорошо. Главный приоритет социальной политики Беларуси – повысить рождаемость и увеличить продолжительность жизни, создать все необходимые условия для образования больших и крепких семей, обеспечить детям счастливое детство, организовать возможности и перспективы для молодежи, обеспечить активную трудовую деятельность, которая будет приносить достаток, и обеспечить достойную жизнь людям в пожилом возрасте. Для повышения уровня жизни государство делает все возможное для эффективной деятельности здравоохранения, образования и культуры. Правительство Республики Беларусь осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- создание рабочих мест;
- уменьшение уровня безработицы;
- увеличение размера заработной платы;
- увеличение рождаемости и продолжительности жизни.
Социальная политика в Республике Беларусь реализуется на основе ряда принципов. Принцип социальной справедливости реализуется через социальные гарантии для молодежи, стариков, жителей территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Этим людям предоставляются ряд льгот. Принцип преемственности позволил сохранить высокоразвитую образовательную систему и выстроить на её основе новую мирового стандарта [11].
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь разработана собственная модель социально- экономического развития, в центре которой находится человек со своими потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации человеческой личности, ее гармоничного физического и духовно-нравственного развития, и многое делается в этом направлении. Одной из важнейших задач государственной политики является выравнивание межрегиональных различий в уровне жизни населения. Путь к достижению этой цели лежит через включение в систему оплаты труда, пенсионную систему и систему социальной защиты населения таких рычагов, которые предопределили бы создание механизма выравнивания межрегиональной дифференциации уровня жизни населения. Для решения этой проблемы государству необходимо развивать систему платных услуг и дополнительных источников сбыта продукции, работ в тех отраслях, где наблюдается снижение уровня заработной платы относительно среднереспубликанского. Это поможет получить дополнительные материальные ресурсы, которые могут быть использованы для увеличения заработной платы работников, занятых в этих сферах экономической деятельности. Главной проблемой остается растущее старение населения и, как следствие, увеличение демографической нагрузки, т. е. число инвалидов на 1000 человек трудоспособного возраста. Для улучшения демографических показателей в период до 2030 года планируется стимулировать рождаемость и развивать потенциал семьи; снизить смертность, особенно в трудоспособном возрасте, и увеличить продолжительность жизни до 77,0 лет; оптимизировать внутренние и внешние миграционные процессы и стимулировать приток в страну высококвалифицированных кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень жизни считается одной из самых важных социальных категорий, которая характеризует структуру человеческих потребностей и возможности их удовлетворения. Качество жизни включает: чистую окружающую среду, национальную и личную безопасность, экономические и политические свободы, а также иные условия человеческого благополучия. В современной практике оценки уровня и качества жизни приняты два подхода: оценка производится с помощью системы показателей – социальных индикаторов; рассчитывается сводный индекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. В рейтинге уровня жизни, составленном за 2018 год, Беларусь заняла 46-ю позицию. Среди факторов, сыгравших роль в определении места Республики Беларусь в рейтинге и основных проблем уровня жизни населения, можно выделить экологические условия, низкие пенсии и зарплаты, погоду и другое. Несмотря на различные рейтинги и показатели, индекс развития человеческого потенциала программы развития Организации Объединенных Наций сегодня является общепризнанным и наиболее универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Запланированные меры совершенствования уровня жизни в Республике Беларусь включают два этапа. Основной целью первого этапа (до 2020 года) является дальнейшее повышение уровня жизни населения через развитие и эффективное использование человеческого потенциала, техническое и технологическое перевооружение и совершенствование структуры экономики, рост ее конкурентоспособности. Целью второго этапа (2016-2020) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и переноса акцента в приоритетах на духовные и моральные ценности.
1 Галаева, Е.В. Макроэкономика: учеб. пособ. / Е.В. Галаева [и др.] – Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, – М., 2013. – 267 с.
2 Гальперин, В.М. Макроэкономика: учеб. / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. − Изд. 2-е, перераб. и доп. − СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 719 с.
3 Головачев, А.С. Экономика организации: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2012. – Ч. 1. – 447 с.
4 Гришина И.В., Полынев А.О., Тимонин С.А. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки // Современные производительные силы. – 2016. –№ 1. – C. 70-83.
5 Елисеева, И.И. Социальная статистика: учебник / И.И. Елисеева. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 480 с.
6 Коэффициент Джини // [Электронный ресурс]. – 2008-2016. – Режим доступа: http://knoema.ru/atlas/.
7 Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2014. – 432 с.
8 Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2018. – 70 с.
9 Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2015. – 240 с.
10 Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 970 с.
11 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 304 с.
12 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. − Мн.: ИВЦ Минфина, 2014. – 380 с.
13 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С. Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2015. – 220 с.
14 Мосякина, Е. А. Методический подход к оценке качества жизни населения / Е. А. Мосякина // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 221-225
15 Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 573 с.
16 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. − Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/ sustainabledevelopment/.
17 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. − Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
18 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 719 с.
19 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 1999-2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
20 Полякова А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2017. – №6. – С. 59-65.
21 Программа социально-экономического развития РБ на 2016-2020 гг. // Сайт Совета Министров РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf
22 Статистический ежегодник Республика Беларусь, 2017 / сост. И.В. Медведева. − Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. − 524 с.
23 Уровень жизни [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999-2016. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ wpswcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/.