ВВЕДЕНИЕ
Комплексное управление любым предприятием требует, прежде всего, знания его исходного состояния, сведений о том, как оно существовало и развивалось в периоды, предшествующие настоящему.
Для успешного развития в условиях рыночной экономики предприятию необходимо профессиональное управление всеми его ресурсами. Наиболее важную роль играет умение управлять активами предприятия, т.к. от этого зависит эффективное развитие производства, получение максимальной прибыли и повышение конкурентоспособности предприятия.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности наряду со средствами труда участвуют предметы труда, которые обслуживают один производственный цикл, и их стоимость полностью включается в себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Данная особенность оказывает определяющее влияние на организацию учета предметов труда, называемых в практике активами.
Перечень активов весьма многообразен. Есть материальные запасы, которые способствуют более четкой постановке производственного процесса, но не входят в состав продукции, выполненных работ или оказанных услуг (инвентарь и хозяйственные принадлежности). Другие материальные ценности, напротив, непосредственно включаются в состав изделия, не подвергаясь никакой обработке (запасные части). Наконец, различают такие материальные ценности, которые используются для управленческих нужд организации (бумага, калькуляторы и другие устройства со сроком пользования до 12 месяцев после отчетной даты).
Целью написания данной курсовой работы является контроль достоверности и качества первичной и сводной документации, учетных регистров и отчетности по сохранности активов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть информационное обеспечение и общую методику анализа и контроля за сохранностью активов;
– изучить оценка правильности отражения операций и остатков на счетах бухгалтерского учета активов;
– провести анализ инвентаризаций, недостач и хищений активов в Светлогорском РАЙПО.
Объектом изучения курсовой работы является Светлогорское РАЙПО Гомельской области Светлогорского района.
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ ЗА СОХРАННОСТЬЮ АКТИВОВ. КОНТРОЛЬ ДОСТОВЕРНОСТИ И КАЧЕСТВА ПЕРВИЧНОЙ И СВОДНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ И ОТЧЕТНОСТИ ПО СОХРАННОСТИ АКТИВОВ
В соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ 30.11.2007 №180 [10], к ТМЦ относятся производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы. При этом готовая продукция, товары являются частью материально-производственных запасов.
В соответствии с пунктом 5 главы 1 Постановления Министерства Финансов РБ от 17 июля 2007г. № 114 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов» [19], необходимыми условиями осуществления контроля за сохранностью материалов являются:
– наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для материалов открытого хранения);
– размещение материалов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типосорторазмерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида материалов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся материале;
– оснащение мест хранения материалов весовыми, измерительными приборами и мерной тарой;
– применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на строительных площадках - от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
– установление порядка нормирования расхода материалов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
– установление порядка формирования учетных цен на материалы и порядка их пересмотра;
– определение перечня лиц, ответственных за приемку и отпуск материалов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материалов;
2 ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ И ОСТАТКОВ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АКТИВОВ
Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они формируются для конкретных целей осуществления этой деятельности в соответствии с миссией и стратегией экономического развития предприятия и в форме совокупных имущественных ценностей характеризуют основу его экономического потенциала. Как целенаправленно формируемая совокупность экономических ресурсов в виде определенного комплекса имущественных ценностей предприятия активы призваны соответствовать функциональной направленности и объемам его хозяйственной деятельности. Только в таком соответствии они представляют для предприятия определенную ценность как его экономические ресурсы, предназначенные для использования в предстоящем периоде. Предметная сущность активов как экономических ресурсов проявляется прежде всего в сфере экономических отношений, а более конкретно – в экономической сфере деятельности предприятия. Соответственно, выступая носителем экономических характеристик, активы являются объектом экономического управления любых микроэкономических хозяйствующих систем.
Как отмечалось ранее, после совершения любой хозяйственной операции происходят изменения в составе имущества и обязательств организации.
На первой стадии процесса бухгалтерского учета изменения, происшедшие в составе имущества и обязательств организации в результате совершения хозяйственных операций подтверждаются первичными учетными документами. На второй стадии процесса бухгалтерского учета производятся перенос сведений из первичных учетных документов учетные регистры и их систематизация путем отражения на соответствующих счетах бухгалтерского учета. [7, с. 89]
Для выполнения второй стадии сведения о хозяйственных операциях, содержащиеся в первичных учетных документах, необходимо предварительно зарегистрировать и записать на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Документационное оформление корреспонденции счетов по той или иной совершенной хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.
Основная задача при составлении бухгалтерской проводки заключается в правильной записи наименования дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции.
3 АНАЛИЗ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ, НЕДОСТАЧ И ХИЩЕНИЙ АКТИВОВ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО
Инвентаризация (с латинского переводится как «опись») выполняется путем наблюдения в натуре, измерения и специальной регистрации (переписи) материальных ценностей с последующим сличением полученных данных с учетными показателями.
Инвентаризации подлежат все активы учреждений независимо от их местонахождения, а также материальные запасы, учитываемые на забалансовых счетах: материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению, бланки строгой отчетности; арендованные основные средства и т.д.
В конце каждого года в Светлогорском РАЙПО проводится полная инвентаризация всех видов имущества предприятия с целью корректировки бухгалтерских данных с фактическим наличием средств на предприятии и для составления годового отчёта.
Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия или собственником имущества данного предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Проведение инвентаризации обязательно:
– при смене собственника или реорганизации предприятия;
– при ликвидации предприятия;
– перед составлением годовой отчетности;
– при смене руководителя предприятия или другого материально ответственного лица;
– при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
– по решению контролирующих судебных и иных уполномоченных на то органов.
Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью активов и денежных средств, за работой материально ответственных и должностных лиц. Она дает информацию, позволяющую вести борьбу с разного рода злоупотреблениями материально ответственных лиц.
В Светлогорском РАЙПО для проведения инвентаризации Приказом руководителя предприятия (Приложение 1) создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Результаты инвентаризации по МБП и ТМЦ оформляются в Инвентаризационных описях (Приложение 2). В данном документе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
Цель работы заключалась в том, чтобы рассмотреть понятие и основы проведения инвентаризации, ее виды и значение в системе управления сохранностью имущества организации.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
– рассмотрены понятие и нормативное регулирование проведения инвентаризации,
– рассмотрены виды и порядок проведения инвентаризации.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Инвентаризация – это прием бухгалтерского учета, при котором проверяется фактическое наличие имущества организации на определенную дату. Например, при проверке расчетов с поставщиками обращают внимание на проверку расчетов по товарам оплаченным, но находящимся в пути, а также расчетов по неотфактурованным поставкам.
То есть инвентаризация – это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.
Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств.
1. Аверина, Т. Совершенствование переоценки активов / Т. Аверина// Главный бухгалтер. – 2013. – №10. – С.79-82.
2. Астахов, В.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие/ В.П. Астахов. – М.:Юрайт, 2013. – 321 с.
3. Бурвина, М.А. Инвентаризация производственных запасов / М. А. Бурвина // Учет, анализ и финансы: состояние и пути совершенствования: материалы междунар. науч. - практ. конф., Горки, 25-27 ноября 2015 г./ БГСХА; редкол.: А.С. Чечеткин [и др.]. - Горки, 2016. - С.36-39.
4. Дробышевский, Н. П. Аудит и ревизия: Учеб.пособие / Н. П. Дробышевский. – Минск: Мисанта, 2013. – 265 с.
5. Жариков, А. Учет активов / А. Жариков// Консультант бухгалтера. – 2013. – №7. – С.3-5.
6. Каштанова, И. А. Совершенствование учета активов / И.А. Каштанова // Бухгалтерский учет. Общественные науки: материалы междунар. науч. - практ. конф., Гродно, 15 мая 2014 г./ ГГАУ; редкол.: В.В. Пешко [и др.]. - Гродно: ГГАУ, 2014. - С.25-27.
7. Лемеш, Н. В. Ревизия и аудит/ Лемеш Н. В. – Издательство Гравцова, 2012. – 268 с.
8. Натура, П. Г. Учет активов/П.Г. Натура// Бухгалтерский учет. Общественные науки: материалы междунар. науч. - практ. конф., Гродно, 26 апреля, 24 мая, 10 июня 2016 года/ ГГАУ; редкол.: В.В. Пешко [и др.]. - Гродно: ГГАУ, 2016. - С.226-227.
9. Особенности проведения инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов//Главный бухгалтер. – 2014. - №2. - С.48-51.
10. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12.06.2013 г., № 57-З // Главный бухгалтер. – 2013. - №30. – С.34-48.
11. О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указом Президента Респ. Беларусь, 4 ноября 2015 г., № 450// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь[Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 октября 2009 г., № 510: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 03.06.2016 г. № 188 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О некоторых мерах по реализации указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 [Электронный ресурс] : Постановление Мин-ва Респ. Беларусь 31 декабря 2009 г., №156: в ред. постановления Мин-ва Респ. от 01.07.2016)// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О ведомственном контроле в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь 22 июня 2010г. , № 325: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 06.06.2016 г., №188 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 июня 2015 г. № 268-З // Бизнес-инфо : аналит. правовая система / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2017.
16. Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2011г., №50 (с изм. и доп. от 02.12.2013 г. №71)// Главный бухгалтер. – 2013. - №14. – С.42-45.
17. Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, М-ва экономики Респ. Беларусь и М-ва статистики и анализа Респ. Беларусь, 08 сент.2008 г., № 79/№99/№50// Бухгалтерский учет и анализ.-2008. - №8 - С. 3-13.
18. Об утверждении Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденная постановление Министерства Финансов РБ от 17 июля 2007г. № 114. Главный бухгалтер. – 2015. - №17. – С.64-69.
19. Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета запасов [Электронный ресурс]: постановления Министерства Финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2011г. № 133: в ред. постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012, №26 50 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. Панченко, М. Учет продукции на предприятиях / М. Панченко// Главный бухгалтер. – 2014. – № 5. – С.67-68.
21. Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности: Приказ Комитета гом. контроля Респ. Беларусь от 28.09.2012 № 54 (с изм. от 29.11.2013 № 529) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. Прохожая, В. Учет производственных запасов / В. Прохожая // Главный бухгалтер. Учетная и отчетная документация. – 2012. –№3. – С.4-7.
23. Пономаренко, Е. П. Проблемы учета активов и пути их решения / Е. П. Пономаренко// Бухгалтерский учет и анализ. – 2013. – № 6. – С.37-43.