Введение
Глава 1 Теоретические аспекты управления запасами на складах
1.1 Сущность и необходимость создания товарных запасов в торговом предприятии
1.2 Логистические подходы к управлению запасами в торговой организации
Глава 2 Анализ эффективности управления запасами в ИООО «Интерфармакс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации складского хозяйства и эффективности управления запасами на предприятии
Глава 3 Пути совершенствования системы управления запасами на складе ИООО «Интерфармакс»
3.1 Основные направления совершенствования управления запасами на складе предприятия
3.2 Экономическая эффективность предложенных направлений
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
Ни одно современное производство не может обойтись без различных видов запасов, которые представляют собой совокупность средств производства, хранящихся в соответствующих хозяйственных структурах, как сферы производства, так и сферы обращения.
Наличие запасов является одним из основных условий непрерывности процесса воспроизводства, так как они обслуживают данный процесс.
Запасы так же представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.
Главная проблема, возникающая в любой логистической системе в отношении запасов, – их оптимизация, т.е. поддержание оптимального уровня запасов для каждой номенклатурной позиции. Исходя из принципов и подходов логистики, это означает поддержание наиболее низкого уровня, соответствующего требованиям логистической системы.
Основной целью логистики в области управления запасами является мобилизация всех потенциальных материальных ресурсов для обслуживания потребностей производства и / или клиентов (получателей) с минимальными затратами, а также оценка и оптимизация скорости оборачиваемости запасов товароматериальных ресурсов в действующей системе хранения и переработки продукции.
Основными задачами логистики по управлению запасами являются установление их структуры, величины и динамики, а также степени обеспеченности ими заранее обусловленных потребностей.
Объект исследования – управление запасами ИООО «Интерфармакс».
Предмет исследования – система управления запасами на складах ИООО «Интерфармакс».
Глава 1 Теоретические аспекты управления запасами на складах
1.1 Сущность и необходимость создания товарных запасов в торговом предприятии
В современном понимании запасом в общепринятом смысле считаются товарно-материальные ценности, находящиеся в состоянии покоя.
Материальный запас – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Запасы различного рода играют важнейшую роль при функционировании любой экономической системы и возникают практически во всех звеньях народного хозяйства.
Основными факторами образования запасов готовой продукции являются задержки, необходимые для:
- накопления готовой продукции до размеров отгружаемых партий;
- укомплектования партий поставки, если потребителю одновременно – отгружается несколько номенклатур;
- упаковки и затаривание продукции;
- оформление отгрузочной документации;
- погрузки в транспортные средства.
Необходимость надежного обеспечения спроса, подкрепляемая серьезными экономическими последствиями недопоставок, вынуждает увеличивать запасы, что приводит к временному исключению из оборота значительных материальных ценностей. При необоснованном сокращении запасов возможна остановка производства. Применяемые к неаккуратному поставщику санкции лишь отчасти компенсируют убытки предприятия. Недостаток нужных населению товаров в розничной торговой сети возрождает забытые очереди и может привести к негативным социально-экономическим последствиям. Решением проблемы является управление запасами.
На всем протяжении логистических цепей запасы присутствуют в том или ином виде.
Глава 2 Анализ эффективности управления запасами в ИООО «Интерфармакс»
2.1 организационно-экономическая характеристика предприятия
Группа компаний «Интерфармакс» работает на фармацевтическом рынке Беларуси более 20 лет по нескольким профильным направлениям бизнеса:
- прямые импортные поставки лекарственных средств, товаров аптечного ассортимента и косметических средств;
- оптовая продажа лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции (косметика, средства личной гигиены и др.);
- сопровождение проведения клинических испытаний;
- развитие аптечной сети «Планета Здоровья»;
- развитие собственной розничной сети фирменных салонов оптик «Focus»;
- создание собственной сети медицинских центров;
- мелкооптовые и розничные продажи тканей и фурнитуры.
Российско-литовско-белорусское совместное предприятие «Интерфарма-Минск» было открыто в 1997 году. В 2001 году предприятие преобразовано в иностранное предприятие «Интерфармакс» [19].
Место нахождения Общества: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, Ждановичский с/с, аг. Ждановичи, ул. Звездная, 19А.
ИООО «Интерфармакс» – это:
- первая брендированная аптечная сеть Беларуси (единый формат, стиль и стандарты обслуживания покупателей независимо от региона и города);
- крупнейшая частная аптечная сеть в Беларуси;
- стратегический партнер 3-х крупнейших продуктовых розничных сетей Беларуси;
- более 10 млн. покупателей в год;
- постоянная модернизация (реконструкции) существующих объектов сети;
- 40% товарооборота аптечной сети - за счет постоянных покупателей;
- самые большие продажи лечебной косметики в фармканале;
- более 40% розничных продаж - за счет собственного импорта лекарств и косметики;
- эксклюзивные косметические марки на территории Республики Беларусь из Италии, Польши, Литвы, Франции, Словении (L’Erbolario, AA, Planter’s, Bema Cosmetici, Chicco, Home Institut, BioClin, Intra, Mediterranean Spa и др.);
- первая аптечная сеть, внедряющая стандарт ISO:9001 в розничной торговле;
- подарочные карты на лекарства и косметику.
Глава 3 Пути совершенствования системы управления запасами на складе ИООО «Интерфармакс»
3.1 Основные направления совершенствования управления запасами на складе предприятия
Как показал проведенный анализ, скорость обращения запасов в складском хозяйстве ИООО «Интерфармакс» замедлилась, а расходы предприятия, приходящаяся на 1 руб. сформированных товарных запасов, ежегодно устойчиво снижались, что требует формирования более обоснованной и четкой системы управления запасами в складском хозяйстве предприятия.
Как было изучено в теоретической части работы, основными показателями, характеризующими эффективность управления товарными запасами, являются:
- абсолютная величина запасов;
- товарооборачиваемость в разах и днях;
- рентабельность (прибыльность) запасов;
- расходы на формирование и содержание запасов;
- вариация и ритмичность расхода запасов.
Кроме того, на конечные финансовые результаты работы ИООО «Интерфармакс» опосредованное влияние оказывают такие показатели, как:
- перебои в формировании и отсутствие оптимального состава и структуры товарных запасов (приводит к уменьшению объема продаж и снижению уровня торгового сервиса);
- рост издержек хранения и транспортировки;
- рост расходов, связанных с чрезмерным формированием запасов и порчей запасов вследствие чрезмерного их уровня.
ИООО «Интерфармакс» работает по всему рынку Беларуси и располагает разветвленной системой магазинов и складов, включая распределительные склады в областных центрах, что требует для предприятия очень высокого уровня достоверности планирования потребности в запасах и их расходования, так как создание, например, излишних запасов отдельных видов лекарственных и косметических средств, которые не будут реализованы в срок, повлечет их порчу и необходимость возмещения их стоимости уже за счет собственных средств.
Заключение
Группа компаний «Интерфармакс» работает на фармацевтическом рынке Беларуси более 20 лет по нескольким профильным направлениям бизнеса: прямые импортные поставки лекарственных средств, товаров аптечного ассортимента и косметических средств; оптовая продажа лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции (косметика, средства личной гигиены и др.); сопровождение проведения клинических испытаний; развитие аптечной сети «Планета Здоровья»; развитие собственной розничной сети фирменных салонов оптик «Focus»; создание собственной сети медицинских центров; мелкооптовые и розничные продажи тканей и фурнитуры.
Основной целью деятельности ИООО «Интерфармакс» является своевременное обеспечение белорусского рынка широким ассортиментом качественных фармацевтических и парафармацевтических товаров для красоты и здоровья. Товарный портфель включает в себя более 75 прямых контрактов с зарубежными производителями лекарственных средств (Gedeon Richter, Bayer, Sanofi, Novartis, Takeda, Berlin-Chemie, GSK, Servier, KRKA, Egis, Astellas, Alcon, Abbott и др.) и отечественными производителями и состоит из более 20 000 ассортиментных позиций: 3 240 SKU лекарственных средств; 600 SKU БАД; 10 000 SKU оптических товаров; 87 SKU изделий мед. назначения и мед. техники; 6 100 SKU косметических и парафармацевтических товаров.
Дистрибуция состоит из более чем 4100 точек продаж (частных и государственных клиентов, в том числе медицинских учреждений, оптовых и розничных компаний). Одним из ключевых клиентов является корпоративная аптечная сеть «Планета Здоровья». На 1 марта 2019 года в Компании работает более 1 750 сотрудников, из них 1 150 задействовано в рознице.
Аптечная сеть присутствует в 41 населенном пункте страны. Сегодня «Планета Здоровья» занимает одно из ведущих мест среди аптечных сетей по объему продаж, а также является лидером по темпам роста, включая в себя (на 1 марта 2019 г) 183 аптеки, 3 косметических магазина и 9 салонов оптики «FOCUS», магазины тканей «MaxTrend», магазин «Крама», ресторан, интернет-магазин «Как в Аптеке». В целом, по результатам проведенного анализа можно говорить об экономическом росте предприятия, что проявляется в росте продаж и рентабельности по текущей деятельности, увеличении чистой прибыли и производительности труда.
1. Бижанова, Е. М. Совершенствование закупочной деятельности торгового предприятия / Е. М. Бижанова // Электронный научный журнал. – 2017. – № 6. – С. 96-99.
2. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 484 с.
3. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.
4. Горюшкин, А.А. Организация производства и управление предприятием: пособие / А.А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.
5. Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
6. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
7. Дроздов, П.А. Основы логистики: учеб. пособие / П.А. Дроздов. – Минск, 2011. – 211 с.
8. Зиновьева, О. Г. Модель управления запасами торгового предприятия / О. Г. Зиновьева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 4. – С. 94-97.
9. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
10. Коваленко, М. И. Экономико-математическое моделирование деятельности торгового предприятия / М. И. Коваленко // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 105-109.
11. Косинова, Н. А. Модели управления запасами на предприятиях торговли / Н. А. Косинова // Институциональные и финансовые механизмы развития различных экономических систем: Сб. статей Международной НПК. – 2018. – С. 85-87.
12. Костенко, Д. В. Организация управления товарными запасами на торговом предприятии / Д. В. Костенко // Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского: Сб. тезисов. – 2017. – С. 501-502.
13. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2011. – 510 с.
14. Куренкова, В. П. Применение систем управления товарными запасами в торговых предприятиях / В. П. Куренкова // Современные проблемы и тенденция развития экономики и управления: Сб. статей Международной НПК, – 2017. – С. 17-20.
15. Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 507 с.
16. Миротин, Л.Б. Основы логистики: учебник. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, С.А. Ширяев и др. – 3-е издание. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 386 с.
17. Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций / Н. В. Немогай // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2013. – № 3. – С. 27-31.
18. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КноРус, 2010. – 575 с.
19. Официальный сайт ИООО «Интерфармакс» [Электронный ресурс] // ИООО «Интерфармакс». – Минск, 2019. – Режим доступа: https://interfarmax.by/. – Дата доступа: 02.09.2019.
20. Рознина, Н. В. Мероприятия по сокращению издержек обращения торгового предприятия / Н. В. Рознина // Инновационное развитие и модернизация экономики России и зарубежных стран: Сб. трудов по материалам I Международной НПК. – 2017. – С. 656-662.
21. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. пособие для ВУЗов / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2015. – 640 с.
22. Солдатов, М. А. Особенности управления запасами торговым предприятием / М. А. Солдатов // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды XIV Международной НПК. – 2017. – С. 246-247.
23. Сурмач, С. Простые решения в логистике: С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
24. Тедеев, К. С. Модель управления запасами для повышения эффективности деятельности предприятия розничной торговли / К. С. Тедеев // Управленец. – 2017. – № 5. – С. 98-103.
25. Управление запасами в цепях поставок: учебник / А. Н. Стерлигова. – М.: Инфра-М, 2013. – 430 с.
26. Швец, Д. Д. Моделирование процессов управления запасами торгового предприятия / Д. Д. Швец // Донецкие чтения 2017: Материалы Международной НПК. – 2017. – С. 203-206.
27. Шевченко, А. А. Сущность запасов на торговых предприятиях / А. А. Шевченко // Синергия наук. – 2017. – № 7. – С. 153-158.
28. Шевченко, А. А. Сущность товарных запасов / А. А. Шевечнко // Экономика и социум. – 2018. – № 11. – С. 1067-1070.
29. Эффективность логистического управления: учебник / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 296 с.