Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организации коммуникаций и информационных потоков на предприятии
1.1 Сущность и содержание коммуникаций и информационного потока
1.2 Методические подходы к организации коммуникаций и информационных потоков на предприятии
Глава 2 Анализ коммуникаций и информационных потоков в ООО «КСАНТ-ИНВЕСТ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация управления коммуникациями и информационными потоками в ООО «Ксант-Инвест»
2.3 Анализ эффективности коммуникаций и информационных потоков на предприятии
Глава 3 Пути совершенствования коммуникаций и информационных потоков в ООО «КСАНТ-ИНВЕСТ»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации. Менеджмент – это та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль. От того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации.
Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением – процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведением их до понимания другими людьми. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80 % своего рабочего времени.
Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Знания и умения в области общения необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует и оптимизирует свою производственную, научную, коммерческую, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников.
Актуальность выбранной темы исследования, таким образом, обусловлена тем, что информация в современных условиях играет важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии управленческих решений. При этом получают и передают информацию между различными уровнями управления и взаимодействия структурных подразделений посредством процесса, который называется коммуникацией.
Объектом исследования является ООО «Ксант-Инвест».
Предмет курсовой работы – коммуникации и информационные потоки в ООО «Ксант-Инвест».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и содержание коммуникаций и информационного потока
На сегодняшний день одной из актуальных задач для отечественных предприятий является оперативность управления, поскольку последствия экономического кризиса в значительной степени ослабили их позиции на отечественных и зарубежных рынках. С целью повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо обеспечение своевременной реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Для достижения этих целей целесообразно использование всех ресурсов организации, в том числе нематериальных.
Воплощение любого решения невозможно без передачи информации, т.е воплощение любого решения невозможно без коммуникационного процесса в организации. Информация – один из инструментов управления в организации, поэтому от того, как пользуются этим инструментом во многом зависит воплощение принятых решений.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Коммуникация и информация взаимосвязанные понятия, информация – это то, «что передается», коммуникация включает себя информацию и то, «как» передается [2, c. 135].
Рассмотрим современные теоретические подходы в менеджменте и теории управления предприятием, касающиеся управленческих аспектов информации и коммуникаций.
Так, в связи с изменениями, происходящими в управлении предприятиями Д. Тапскотт дает определение предприятию «нового типа» – «это предприятие, которое работает в режиме реального времени и постоянно, без малейшей проволочки подстраивается к изменяющимся условиям деятельности, благодаря оперативности получения информации» [8, с. 78].
О. Мельник определяет предприятие как сложную социально-экономическую систему, «которая функционирует в условиях жесткой внешней среды и формирует внутреннее пространство с собственной экономикой» и так же подчеркивает, что «именно в этом аспекте информация приобретает факторные признаки производственного ресурса, который имеет стоимость и существует в виде продукта, принимает участие в экономическом обороте и имеет возможность к воссозданию» [15, с 137].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ООО «КСАНТ-ИНВЕСТ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Российско-литовское совместное предприятие «Ксант-Инвест» общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано Министерством иностранных дел Республики Беларусь в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 29.06.2001 г. за № 400258949.
Юридический адрес: 246026, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Химзаводская, 5, ком. 5.
Устав организации зарегистрирован Решением Гомельского областного исполнительного комитета № 344 от 25.04.2007 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Учредители организации на 31.12.2013г.:
- ООО «Техноинвест», Российская Федерация, г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 111, корпус 1 – 76% уставного фонда.
- ЗАО «UAB Ekochema» Литовская Республика, г. Каунас, пр. Европас 124 – 24% уставного фонда.
Уставный фонд на конец 2013 года составляет 85679 долларов США, в соответствии с долями:
- ЗАО «UAB Ekochema» – 20563 доллара США, состоящие из денежного вклада на сумму 8213 долларов США и не денежного вклада в виде доли в чистых активах на сумму 12350 долларов США;
- ООО «Техноинвест» – денежный вклад 20563 доллара США, не денежный вклад на сумму 44553 доллара США, состоящий из оборудования на сумму 17064 доллара США и доли в чистых активах на сумму 27489 долларов США.
Основой вид деятельности ООО «Ксант-Инвест» – производство сульфата алюминия и сопутствующей продукции, применяемых в широком спектре отраслей народного хозяйства. На предприятии налажено производство и реализация следующих номенклатурных видов продукции: водный раствор, жидкий сульфат алюминия; сульфат алюминия 1-го сорта; сульфат алюминия 2-го сорта; электролит для кислотных аккумуляторов.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ООО «КСАНТ-ИНВЕСТ»
Как показал проведенный анализ, на ООО «Ксант-Инвест» необходимо внедрение более современных компьютерных систем управления и учета запасов и обращения материальных ресурсов, внедрения систем по контролю за текущими расходами в отдельных хозяйственных областях на предприятии (склады, транспорт), а также развития электронных систем взаимоотношений с покупателями.
Так, рассмотрим одно из возможных направлений повышения эффективности управления информацией и коммуникациями на ООО «Ксант-Инвест» – повышение уровня автоматизации управления складским хозяйством путем внедрения информационной системы, являющейся совместным решением фирмы «1С» и компании AXELOT Logistics – «1С-Логистика: Управление складом».
Многочисленные успешные внедрения системы (в настоящее время зарегистрировано 229 предприятий-пользователей в 50 городах стран СНГ) подтверждают, что она может эффективно использоваться на складе любого размера и типа – от небольшого магазина до крупного распределительного центра или склада готовой продукции крупного промышленного предприятия в самых разных отраслях.
Система обеспечивает адресный учет на складе и автоматизацию всех основных складских бизнес-процессов – приемки, размещения, отбора, отгрузки, инвентаризации товара.
Также стоит отметить наличие в тиражной версии этой системы автоматизированного принятия решений модуля для склада ответственного хранения. «1С-Логистика: Управление складом» позволяет вести учет товара и операций в разрезе владельцев, рассчитывать стоимость оказанных услуг по различным категориям. В дополнение к учетным функциям система обеспечивает управление складом в реальном времени с использованием технологии штрих-кодирования и радиотерминалов сбора данных.
Процесс внедрения системы автоматизации склада можно разделить на множество этапов, в ходе реализации которых изменяются пропорции ответственности сторон за результат. В качестве сторон реализации проекта в рамках данной работы мы будем рассматривать заказчика в лице ООО «Ксант-Инвест» и исполнителя, в лице работников компании AXELOT Logistics.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо обеспечение своевременной реакции на изменения, происходящие во внешней среде, что может быть достигнуто путем использования всех ресурсов организации, в том числе нематериальных. Фактические в современных условиях в процессе управления предприятием воплощение любого решения невозможно без передачи информации, т.е воплощение любого решения невозможно без коммуникационного процесса в организации. Информация – один из инструментов управления в организации, поэтому от того, как пользуются этим инструментом во многом зависит воплощение принятых решений.
Информация и коммуникации на современном предприятии является неотъемлемой составляющей эффективного управленческого процесса. Передача информации охватывает все подразделения и все стороны деятельности. Эффективная работа современного предприятия в значительной степени зависит от эффективности коммуникационного процесса. Но в процессе коммуникаций информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Эффективность обмена информацией достигается только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая – правильно её воспринимает. Это обуславливает необходимость правильной и эффективной организации коммуникаций и информационных потоков на предприятии.
Для предприятий «нового типа» информация становится неотъемлемой частью управленческой деятельности, а также производственным ресурсом способным повысить эффективность деятельности организации. Однако информация не может быть рассмотрена отдельно от коммуникации. Большинство авторов определяют коммуникацию как явление или процесс, в основе которого лежит передача информации, в то же время рассмотрение ее только как информационного процесса не отражает социальную суть коммуникации. На основании анализа мнений зарубежных об отечественных исследователей коммуникация определена как процесс информационного и неинформационного взаимодействия как внутри организации, так и с внешним окружением, направленный на достижение целей предприятия. Главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия передаваемой информации, с этой целью необходимо устранять шумы, возникающие в процессе обмена информацией путем совершенствования обратных связей, регулирования информационных потоков, фильтрации информации и рационализации структуры коммуникационного процесса.
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толкач [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, 20й1. – 576 с.
2. Бобруль, Г.И. Информация и информационные технологии в стратегическом управлении посреднической организацией / Г.И. Бобруль // Актуальные проблемы экономики. – 2016. – № 5. – С. 135-143.
3. Боднар, А. В. Информация и коммуникации в управлении предприятием / А. В. Боднар // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2011. – № 3. – С. 219-227.
4. Боднар, А. В. Организационно-экономический механизм управления информацией и коммуникациями на предприятиях: монография / А. В. Боднар. – Донецк, 2017. – 229 с.
5. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами / Дж. К. Ван Хорн. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 237 с.
6. Галицкая, С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учеб. пособие / С.В. Галицкая. – СПб.: Эксмо, 2014. – 656 с.
7. Дафт, Р.Л. Менеджмент. / Р. Л. Дафт – СПб.: Питер, 2012. – 829 с.
8. Дон Тапскотт. Электронно-цифровое общество. / Дон Тапскотт. – М.: Рефл-бук, 2012. – 432 с.
9. Дранко, О.И. Финансовый менеджмент. Технология управления финансами предприятия: учебник / О.И. Дранко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 356 с.
10. Зигерт, В. Руководить без конфликтов. / В. Зигерт, Л. Ланг – М.: Экономика, 2011. – 168 с.
11. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / И.М. Карасева, М.А. Ревякина. – М.: Омега-Л, 2016. – 335 с.
12. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс – М.: ГУ ВШЭ, 2013. – 272 с.
13. Крупяк, Т.П. Анализ информационных потребностей предприятия / Т.П. Крупяк // Актуальные проблемы экономики. – 2015. – № 1. – С. 220-227.
14. Левин, Г. Д. Информация и коммуникация / Г. Д. Левин // Политолог. – 2018. – № 2. – С. 2-7.
15. Мельник, О.Г. Информация как составляющая инновационного развития / О. Г. Мельник // Актуальные проблемы экономики. – 2012. – № 10. – С. 136-141.
16. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: «Дело», – 2009. – 800 с.
17. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник. / Б.З. Мильнер. – М.: Инфора-М, 2016. – 720 с.
18. Морозова, Н.А. Управление коммуникациями в организации / Н.А. Морозова // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 173-181.
19. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 359 с.
20. Новицкий, Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства / Н.И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 208 с.
21. Попов, Е. Управление издержками производства и потребления информации / Е. Попов, А. Коновалов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 2. – С. 16-25.
22. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2015. – 640 с.
23. Смирнов, Э.А. Теория организации: учеб. пособие. / Э.А. Смирнов – М.: ИНФРА-М, 2013. – 548 с.
24. Спивак, В.А. Современные бизнесс-коммуникации. / В.А. Спивак – СПб.: Питер, 2012. – 447 с.
25. Сулейманова, З. Е. Коммуникация как процесс обмена информацией / З. Е. Сулейманова // Наунчеы труда КубГТУ. – 2017. – № 6. – С. 205-212.
26. Ходоровсикй, Л. А. Информация и информационная коммуникация / Л. А. Ходоровский // Научно-техническая информация: Организация и методика информационной работы. – 2018. – № 8. – С. 1-20.
27. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2013. – 416 с.