Введение
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды и экономические последствия
2 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита
3 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
4 Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Состояние экономики государства, её перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита.
Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа.
Cостояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо и выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия дефицита и профицита бюджета.
На сегодняшний день проблема бюджетного дефицита является актуальной для всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь. Несбалансированный бюджет в течение нескольких лет ведет к росту долговых обязательств государства, расходов на обслуживание долгов.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно назвать такие, как спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию социальных программ, значительные затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.
Все страны стараются свести к минимуму риски возникновения дефицита бюджета, поскольку такое состояние госбюджета нежелательно для страны - из-за бюджетного дефицита происходит рост государственного долга и инфляция.
Государственный долг является существенной проблемой практически для всех стран мира — развитых, развивающихся, с переходной экономикой. Поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем государственного долга.
Cуществование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики.
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды и экономические последствия.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда – стал характерен сегодня для большинства развитых стран [13, с. 438].
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов (сверх имеющихся у государства) и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий [9, с. 48].
Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми).
Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга).
Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.
Дефицит бюджета подразделяются на краткосрочный и долгосрочный.
Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения.
Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами.
Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Государство, которое использует финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно появление структурного бюджетного дефицита.
2 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита.
В финансовой теории существуют основные концепции о влиянии дефицита государственного бюджета и государственного долга на финансовую устойчивость национальной экономики. Например, монетаристский подход определяет, что бюджетный дефицит – явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства. Кейнсианская теория утверждает, что рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы.
Концепция сокращения бюджетного дефицита связана со следующим положением: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, а также экономической безопасности страны на мировом уровне, какие бы прогрессивные меры не применялись. В силу этого сокращение бюджетного дефицита должно включать целый комплекс мероприятий. Например, дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; приватизация собственности; совершенствование налогового законодательства; оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики; обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования; совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере; корректировка трансфертной политики; реформирование бюджетного процесса в целом; составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов; принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.
Наличие бюджетного дефицита приводит к возникновению государственного долга путем привлечения внутренних и внешних источников заимствования. В силу этого немало важным является механизм управления государственной задолженностью путем разнообразных методов. Управление государственным долгом – одно из основополагающих направлений финансовой политики любого государства, определяющее его кредитоспособность и финансовую безопасность.
В финансовой практике используются различные методы управления государственным долгом. Например, в условиях роста значительной государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.
3 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления
В условиях развития рыночных отношений современные государства для финансирования государственной деятельности все больше и больше прибегают к использованию займов и кредитов международных организаций, иностранных государств, что, в свою очередь, порождает государственный долг. Актуальным вопросом на сегодняшний день является вопрос о росте государственной задолженности, размере государственного долга, его соотношении с ВВП страны.
Республика Беларусь, как и многие другие страны, использует займы и кредиты иностранных государств, международных организаций для проведения экономических, производственных, социальных и других реформ, для погашения уже существующей задолженности.
Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [12, с. 271].
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, под государственным долгом понимается совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определенный момент времени [1].
Можно выделить 4 этапа развития государственного долга Республики Беларусь:
1 этап (1992–1996 гг.) – характеризуется активным наращиванием внешнего государственного долга, ежегодный прирост которого составлял примерно 15–20%. Приток иностранных кредитов в страну превышал платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга. Внутренний государственный долг отсутствовал или характеризовался незначительной долей.
2 этап (1996–2007 гг.) – примечателен изменением соотношения средств, поступивших в виде внешних кредитов, и средств к уплате по внешним обязательствам. Платежи по погашению и обслуживанию государственных кредитов и займов занимали высокую долю в средствах, поступающих от новых займов, кроме того, большая часть платежей по долгам предприятий, выданным под гарантии Правительства, погашалась Правительством. В этой связи происходит рост внутреннего государственного долга, который начинает занимать больший удельный вес в общей структуре долга. Также в этот период происходит постепенное изменение структуры внешнего долга с точки зрения кредиторов.
3 этап (конец 2007–2011 гг.) – отмечен высокими темпами наращивания внешнего государственного долга (наиболее значительный рост наблюдался в 2007 г. и составлял 333%, наименьший – в 2010 г. в размере 120%). Связано это с тем, что Республика Беларусь начала активно сотрудничать с МВФ и Антикризисным фондом ЕврАзЭС по привлечению кредитов, а также вышла на международный рынок ценных бумаг с двумя выпусками еврооблигаций и облигациями, номинированными в российских рублях, размещенными на территории Российской Федерации.
4 Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Дефицит бюджета является довольно острой проблемой развития экономики страны, по своей сути он стал социально-экономическим явлением большинства стран мира, поскольку обусловлен постоянным и достаточно длительным нарастанием в экономике негативных процессов. В частности величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояние платежного баланса.
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это означает, что значительная часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Основная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к активной форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту.
Проанализировав динамику роста внутреннего долга за 2013–2018 гг., можно сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается тенденция к его увеличению. Однако общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев.
Анализ структуры внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики и способам привлечения денежных средств свидетельствует о слабой работе с ценными бумагами (что в определенной мере связано с высокой стоимостью их использования для республики и недостаточной развитостью в стране финансового рынка). Кроме того, необходимо принятие дополнительных мер по повышению суверенного кредитного рейтинга Беларуси с целью удешевления внешних кредитных ресурсов.
Требуется тотальный контроль за целевым использованием привлекаемых кредитов, поскольку получение займов оправдано только в целях проведения масштабной реструктуризации экономики, которая должна способствовать:
смене вектора от простого воспроизводства основных фондов и поддержания действующих производственных мощностей за счет их ремонта к выбору приоритетных сфер вложения капитала;
преимущественному направлению инвестиций на создание новых и модернизацию имеющихся рабочих мест в наукоемких и высокодоходных экспортно-ориентированных производствах и сферах экономики.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
В финансовой теории существуют основные концепции о влиянии дефицита государственного бюджета и государственного долга на финансовую устойчивость национальной экономики.
На современном этапе развития мирового хозяйствования государственный долг является неотъемлемой частью экономик большинства стран. Он играет значимую роль в макроэкономике, так как его формирование, обслуживание и погашение оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, систему денежного обращения, структуру потребления, инвестиционный климат, а также развитие международного сотрудничества.
Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412–З [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=hk0800412#load_text_none_1_
2. Бюллетень банковской статистики №1 (238) — 2019 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/bulletin/Bulletin2015_l.pdf.
3. Воробьёв, М.К. Теория финансов: учеб.-метод. омплекс. / М.К. Воробьев. – Минск: МИУ, 2012. – 336 с.
4. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2016. – 384 c.
5. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Ж.Г. Голодова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 448 c.
6. Еремеева, И.А. Внешний долг Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса / И.А. Еремеева // Научные труды Белорусского государственного экономического университета: сборник / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; редкол.: В.Н. Шимов (пред.) [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2010. – С. 121–127.
7. Жук, И. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И. Жук // Банковский вестник. — 2010. — № 1. — С. 11–19.
8. Логин, И.В. Пороговые значения для внешних долгов государства / И.В. Логин // Российское предпринимательство. — 2009. — № 9. — С. 10–14.
9. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.
10. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
11. Подвинская, Е.С. Об управлении внешним долгом / Е.С Подвинская // Финансы. – 2010. – №3. – С.22–24.
12. Скрипелева, А.В. Особенности управления государственным долгом / А.В. Скрипелева // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск : РИВШ, 2016. – С. 271-275.
13. Сорокина, ТВ, Государственный бюджет: учебник / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
14. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. — Минск: БГЭУ, 2006. — 351 c.
15. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 636 с.
16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2006. – 543 с.
17. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.