ВВЕДЕНИЕ
Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
Актуальность выбранной темы курсовой работы несомненна потому, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции.
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.
Целью работы является анализ технико-экономических проблем качества продукции и поиск путей повышения качества в ОАО «Медпласт», оценка
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие и значение категории качества продукции
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [7, c. 223].
Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, определяются самые общие характеристики.
Управление качеством продукции – это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания.
Управление качеством в своем развитии прошло несколько этапов и вначале сводилось к контролю. На первом (ремесленном) этапе его осуществлял, прежде всего, хозяин мастерской. На втором (индивидуальном) этапе (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.) контроль качества возлагался на мастеров.
Но главное в достижении качества – не контроль, а бездефектная работа, поэтому на третьем (цеховом) этапе (1920-е гг.) на смену контролю приходит управление качеством, причем не только результата, но и технологического процесса. Оно осуществлялось путем выявления причин нарушений и разработки и реализации мер по их предотвращению.
Но скоро стало ясно, что управлять нужно качеством процесса. Г.Форд вместо входного контроля комплектующих изделий ввел их выходной контроль по месту производства с помощью специальных лиц и подразделений.
На четвертом (автономном) этапе (1930-е гг.) появились общефирменные аудиторские службы во главе с управляющими, подчинявшимися высшему руководству. Акцент в их работе сместился с выявления дефектов на их предупреждение.
Для решения поставленной задачи этими службами осуществлялись:
- изучение всей системы обеспечения качества и связанной с ней документации;
- контроль выполнения низовыми подразделениями своих функций, соблюдения технологических режимов;
2 Комплексный анализ системы управления качеством ОАО «Медпласт»
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
ОАО «Медпласт» было образовано в г.Гомеле 1 января 1936 года. Изначально предприятие именовалось как артель «Металлобытремонт» и свою деятельность начинало в составе мастерских по ремонту примусов, велосипедов и часов. Общее количество работающих составляло около 100 человек. В 1960 г. артель «Металлобытремонт» была реорганизована в завод металлобытовых изделий, который с 9 декабря 1960 года переименован в механический завод. Начиная с 1965 года завод начал выпускать пластмассовые изделия народного потребления.
Приказом по Гомельскому областному управлению местной промышленности №277а от 19 октября 1966 года механический завод был переименован в Гомельский завод пластмассовых изделий (ГЗПИ).
С 1992 года предприятие начинает выпуск двухкомпонентных шприцев однократного применения объёмом 5 мл в Республике Беларусь.
26 ноября 1999 года решением Гомельского областного исполнительного комитета № 861 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400063552 зарегистрировано открытое акционерное общество «Гомельпласт», созданное на основе приказа Гомельского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 27 октября 1999 г. № 167 путем преобразования арендного предприятия «Гомельский завод пластмассовых изделий», в соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»
ОАО «Гомельпласт» решением Гомельского областного исполнительного комитета от 12.03.2007 г. № 187 было переименовано в Открытое акционерное общество «Медпласт» (ОАО «Медпласт»). Месторасположение: ОАО «Медпласт», Республика Беларусь, 246051, г. Гомель, ул. Объездная, 12. Реквизиты организации: р/с 301 254 000 3012 в Дирекции ОАО «Белинвестбанк» по Гомельской области г. Гомеля, УНН 400063552 ОКПО 02974605 г. Гомель, ул. Советская, 7 код 739
3 Пути повышения качества продукции предприятия
3.1 Внедрения программного обеспечения
Качество продукции ОАО «Медпласт» во многом зависит от сырья из которого производится продукция, от оборудования на котором производится продукция, от технологии производства.
К сожалению, исторически так сложилось, что белорусская промышленность в основном пошла по пути так называемой «лоскутной» автоматизации, когда учетные программы, установленные в отдельных службах, никак не связаны друг с другом. Но на нынешнем этапе большинство отечественных предприятий осознало, что «лоскутная» автоматизация стала тормозом производства. Она не только порождает дублирование данных и ошибки в расчетах, но и не позволяет своевременно и в полном объеме обеспечить руководство информацией, без которой невозможно повысить эффективность и прибыльность предприятия. Речь как о стандартной отчетности: данных о движении всех видов ресурсов, себестоимости производства, дебиторской и кредиторской задолженности и т. д., так и специфических для молочной отрасли показателях и отчетах. Таким образом, если руководство предприятия ощущает острую нужду в ежедневных аналитических отчетах, позволяющих составить объективную картину процессов на предприятии в целом и на отдельных участках, значит, на предприятии созрели не только объективные, но и субъективные факторы для внедрения ERP-системы. Как следует из названия, основная идея ERP, заключается в автоматизации деятельности.
Достоинства ERP-системы:
– возможность легкого изменения планов;
– снижение вероятности срыва производства из-за недостачи необходимого сырья;
– снижение уровня запасов товароматериальных ценностей, хранящихся на складах;
– возможность увеличения количества и повышения качества своевременно исполненных заказов.
«Галактика ERP» обеспечивает комплексную автоматизацию управления материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, производством, техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, качеством сырья и готовой продукции и др. Это отраслевое решение полностью учитывает
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [2, c. 223].
Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, определяются самые общие характеристики.
На сегодняшний день предприятия могут выбирать тот или иной путь совершенствования качества продукции. Качество — это не только критерий, но и определяющий фактор для развития и существования многих предприятий. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. С одной стороны, все отделы предприятия в большей или в меньшей степени несут ответственность за качество соответствия товаров проекту, с другой – каждый товар имеет ряд показателей качества, которые можно измерить и проконтролировать. Каждый из этих показателей качества можно подвергнуть контролю. Поэтому основная цель на предприятиях – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла
На сегодняшний день ОАО «Медпласт» полностью удовлетворяет потребность Республики Беларусь в шприцах инъекционных однократного применения номинального объема 2, 5, 10, 20 мл, туберкулиновых объемом 1 мл и инсулиновых шприцев объемом 100 инсулино-единиц, а также имеет
1 Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с
2 Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / А.И. Алексеева [и др.]. М. : КНОРУС, 2015. – 688 с.
3 Бариленко, В. И. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ В.И. Бариленко. – М.: Издательство «Омега – Л», 2015. – 414 с.
4 Бузов, Б.А. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учеб. пособие для студентов вузов / Б.А. Бузов. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2014. – 173 с.
5 Карасева, М.Г. Креативные представления об инструменте отечественной сертификации / М.Г. Карасева // Экономика и управление. – 2015. – № 1. – С. 125-128.
6 Карпов, В.А. Организация производства: курс лекций / В.А. Карпов, Н.А. Бычков. – Гродно: ГрГУ, 2014. – 407 с.
7 Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона / Пер. с англ. А. Раскина. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. — 280 с.
8 Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013. — 1104 с.
9 Мазур, И.И. Шапиро, В.Д. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 4-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2013. – 400 с.
10 Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие / В.М. Мишин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. — 463 с.
11 О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90–З: в ред. 02.05.2012 г., № 353-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 03.01.13.
12 О радиационной безопасности населения: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 1998 г., № 122–З: в ред. 06.11.2008 г., № 440-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – Дата доступа: 03.01.13.
13 О санитарно-эпидемическом благополучии населения: Закон. Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 340–З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 03.01.13.
14 О техническом нормировании и стандартизации: Закон. Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 262–З: в ред. 07.01.2012 г., № 340-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 03.01.13.
15 Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 269–З: в ред. 31.12.2010 г., № 228-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Дата доступа: 03.01.13.
16 Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики / В.Ю. Огвоздин. — 6-е издание. — М.: Дело и Сервис, 2014. — 304 с.
17 Салимова, Т.А. Управления качеством: учебник / Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина. – М.: Омега-Л, 2013. – 414 с.
18 Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 639 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12858.— ЭБС «IPRbooks»
19 Управление качеством: учеб. пособие / Ю.Т. Шестопал [и др.]; под ред. Ю.Т. Шестопала. – М.: Инфра-М, 2011. – 331 с.
20 Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 384 с.
21 Шевчук, Д.А. Управление качеством: учебное пособие - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. – 216 с.