Введение
1 Теоретические основы экономико-статистического анализа рентабельности в организации
1.1 Экономическая сущность и понятие рентабельности
1.2 Классификация рентабельности, ее виды
2 Анализ рентабельности продукции ЗАО «МТБанк»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «МТБанк» как субъекта хозяйствования
2.2 Анализ рентабельности продукции ЗАО «МТБанк»
3 Пути повышения рентабельности продукции ЗАО «МТБанк»
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе развития в Республике Беларусь вопросы экономического анализа уровня рентабельности с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любой организации в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры.
Прибыльность деятельности любой организации определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе производства), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников организации через доход на вложенный капитал.
Самым главным параметром, который определяет успешность любой современной организации, является ее прибыльность, которая получается при производстве определенной продукции, работ, услуг и других видов деятельности, чем и обуславливается актуальность курсовой работы.
Целью данной работы является поиск путей увеличения рентабельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы экономико-статистического анализа рентабельности в организации;
провести анализ рентабельности продукции на примере ЗАО «МТБанк»;
определить пути повышения рентабельности продукции ЗАО «МТБанк».
1 Теоретические основы экономико-статистического анализа рентабельности в организации.
1.1 Экономическая сущность и понятие рентабельности.
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг.
Незаменимым показателем при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения организации является показатель рентабельности.
Рентабельность – это важнейшая экономическая категория, которая присуща всем организациям, работающим на основе хозяйственного расчёта. Она означает доходность, прибыльность организации и определяется путём сопоставления получаемых результатов (прибыли, валового дохода) с затратами или неиспользуемыми ресурсами [1, c. 187].
Будучи обобщающим показателем экономической эффективности, рентабельность отражает эффективность использования потреблённых ресурсов отрасли – трудовых, земельных и материальных, уровень управления и организации производства и труда, количество, качество и результаты реализации продукции, возможности осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работников.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности. В общем виде он рассчитывается как отношение прибыли к затратам, т.е. является нормой прибыли. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, т. е. отношение, в числителе которого всегда будет прибыль.
Экономическая сущность рентабельности лучше всего раскрывается через характеристику содержания того или иного показателя. Но общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели – они в основном не подвержены влиянию и инфляции [1, c. 187].
2 Анализ рентабельности продукции ЗАО «МТБанк».
2.1 Краткая характеристика ЗАО «МТБанк» как субъекта хозяйствования.
ЗАО «МТБанк» – современный коммерческий банк, предоставляющий полный комплекс услуг корпоративным и частным клиентам.
История создания ЗАО «МТБанк» начинается с 14 марта 1994 года. С этого момента в Республике Беларусь появляется первый банк с участием иностранного капитала. Первые акционеры Банка – бизнесмены Беларуси, Латвии и Швейцарии. Спустя два месяца в Минске открывается первый филиал Банка – Филиал 0101.
Обслуживание клиентов ведется в Головном банке, 6 Центрах банковских услуг и более 40 Расчетно-кассовых центрах, расположенных в Минске, Бресте, Гомеле, Гродно, Витебске, Могилеве, Молодечно, Жодино, Бобруйске, Лиде и Барановичах.
Основной целью деятельности Банка является осуществление банковской деятельности, направленной на извлечение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов акционеров и работников Банка.
Иными целями деятельности Банка являются:
содействие развитию финансово-кредитной системы и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования и физических лиц Республики Беларусь в банковских услугах;
развитие рынка банковских услуг.
Основными лицензиями Банка являются:
1. Лицензия на осуществление банковской деятельности №13, выдана Национальным банком Республики Беларусь 6 мая 2013 года на следующие виды деятельности:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты) от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
3 Пути повышения рентабельности продукции ЗАО «МТБанк».
Банковские продукты – это предоставляемый банком в определенной последовательности взаимосвязанный комплекс банковских услуг, направленный на удовлетворения потребностей клиента банка.
В основе любого банковского продукта лежит базовый элемент – технология. Она и определяет тип продукта банка. К технологиям банковских продуктов можно отнести расчетные банковские счета, депозитарные и сберегательные счета, все виды кредитов (ипотечный кредит, потребительский, автокредиты, экспресс-кредиты, овердрафты, факторинг, лизинг, кредитные линии и т.д.).
Банковские продукты и услуги включают в себя и всевозможные операции по карточным счетам, т.е. обеспечение доступа к денежным средствам клиента посредством платежных карт банков. Сегодня продажа банковских продуктов почти всегда подразумевает продажу платежных банковских карт (кредитные, дебетовые пластиковые карты). Они стали универсальным инструментом дистанционного банковского обслуживания клиентов: с помощью платежной карты осуществляются любые операции по счетам клиентов.
Кроме того, теперь не обязательно искать банкомат или платежный терминал.
Такой новый банковский продукт как Интернет-банкинг стал неотъемлемой частью рынка банковских услуг и расширил возможности клиентов банка осуществлять дистанционное управление своими счетами.
Таким образом, банковские продукты включают в себя базовые технологии, имеющие специфический набор параметров – максимальная и минимальная сумма, валюта, сроки, тип платежной карты. Банковские продукты отличаются друг от друга набором и значениями этих самых специфических параметров.
Например, для кредита такими отличиями будут возможность досрочного погашения, максимальная сумма займа, способ расчета ежемесячных платежей, размер и тип процентной ставки по займу, целевое использование, форма предоставления средств по займу, наличие залога, поручительства и т.д. Если речь идет о депозитном счете, то тут отличия будут в возможности пополнения счета и снятия средств, тип выплаты процентов, пролонгация, капитализация процентов и т.д.
Заключение
Исследование теории и практики экономического анализа рентабельности на основе анализа различных точек зрения, изложенных в экономической литературе, учетной практике предприятий Республики Беларусь и требований международных стандартов финансовой отчетности позволило обосновать основные направления по разработке мероприятий по увеличению и определению экономической сущности.
Для определения экономической сущности рентабельности в курсовой работе рассмотрено определение понятия «рентабельность» на основе анализа различных литературных источников. Основными отличительными признаками рентабельности в системе производственных отношений являются следующие:
1) отношение прибыли к издержкам, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат;
2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных средств, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных организаций и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции.
Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции.
На основе проведенного анализа рентабельности различных показателей на примере ЗАО «МТБанк» можно сделать вывод, что финансовое положение организации является стабильным. По результатам работы за 2016 год ЗАО «МТБанк» получил чистую прибыль в размере 37 573 тыс. руб. В 2017 году ЗАО «МТБанк» удалось увеличить чистую прибыль по результатам работы за год на 5 201 тыс. руб. В 2018 году чистая прибыль ЗАО «МТБанк» увеличилась в 16,60 раз к уровню 2017 года.
1. Бабо, А. Прибыль / А. Бабо; пер. с фр.; общ. ред. и коммент. В. И. Кузнецова. – М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2016. – 186 с.
2. Бакаев, М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М. И. Бакаев, А. Д. Шеремет. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 263 с.
3. Беркстайн, Л. А. Анализ финансовой отчетности / Л. А. Беркстайн. – М. : Финансы и статистика, 2015. - 162 с.
4. Ефимова, О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. – М. : Бухгалтерский учет, 2016. – 298 с.
5. Быкадоров, В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие / В. Л. Быкадоров, П. Д. Алексеев. – М. : Издательство «ПРИОР», 2015. – 156 с.
6. Жминько, С. И. Финансовый учет на предприятиях / С. И. Жминько. – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2015. – 234 с.
7. Журавкова, И. В. Финансово-инвестиционный анализ: учебное пособие / И. В. Журавкова. – Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. – 198 с.
8. Калашников, С. С. Как повысить рентабельность / С. С. Калашников. – М. : Политиздат, 2017. – 126 с.
9. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э. И. Крылов [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 251 с.
10. Русак, Н. А. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Н. А. Русак, В. И. Стражев, О. Ф. Мигун. – Миснк : Вышэйшая школа, 2014. – 232 с.
11. Коновалов, В. И. Прибыль и рентабельность / В. И. Коновалов // Эксперт. – 2017. – № 35. – с. 25
12. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Савицкая – Мн. : ИП «Экоперспектива», 2016. – 232 с.
13. Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент. Российская практика / Е. С. Стоянова. – М. : Перспектива, 2015. – 198 с.
14. Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа / В. И. Стражев. – Минск : Наука и техника, 2016. – 212 с.
15. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа / А. Д. Шеремет. – М. : Прогресс, 2016. – 236 с.
16. Урезов, В. А., Справочник руководителя (менеджера) предприятий / В. А. Урезов, В. Ф. Александрова, С. М. Зверев. – М. : Ленпромбытиздат, 2016. – 196 с.
17. Финансовый бизнес-план : Учеб. пособие / В. М. Попов [и др.] ; под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра эк. наук, проф. В. М. Попова. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 269 с.
18. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфуллин. – М. : ИНФРА-М, 2014.– 202 с.
19. Экономика и статистика фирм : учебник / В. Е. Адамов [и др.] ; под ред. д-ра эк. наук, проф. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 263 с.
20. Яцюк, Н. А. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н. А. Яцюк, Е. Д. Халевинская // Аудит и финансовый анализ. – 2017. – № 1. – С. 21
21. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. Я. Горфинкеля [и др.] ; под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 718 с.
22. Бабук, И. М. Экономика промышленного предприятия / И. М. Бабук, Т. А. Сахнович. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 439 с.
23. Елисеева, Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т. П. Елисеева, М. Д. Молев, Н. Г. Трегулова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 480 с.
24. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии : учеб. пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2014. – 608 с.
25. Экономика, организация и управление на предприятии / М. Я. Боровской [и др.] ; под ред. М. Я. Боровской. – Спб. : Феникс, 2015. – 480 с.
26. Экономика предприятий (организаций) : учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – М. : Проспект : Кнорус, 2015. – 304 с.
27. Экономика предприятия : учебник / В. М. Семенов [и др.]. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 416 с.
28. Экономика предприятия : учеб. комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск : Современная школа, 2015 – 429 с.
29. Экономика предприятия (организации) : учебник / Н. Б. Акуленко [и др.]. – М. : Инфра–М, 2016. – 638 с.
30. Экономика предприятия : учебник / А. П. Аксенов [и др.]. – М. : КноРус, 2016. – 346 с.
31. Экономика фирмы : учебник / А. С. Арзямов [и др.]. – М. : Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2015. – 526 с.
32. Экономика фирмы : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель [и др.]. – М. : ИД Юрайт, 2016. – 678 с.