Введение
1 Теоретические аспекты организации мерчендайзинга
1.1 Сущность, понятие мерчендайзинга и его роль в повышении стимулирования спроса покупателей
1.2 Использование приемов мерчендайзинга в розничной торговле
2 Анализ использования принципов мерчендайзинга в деятельности магазина «Евроопт» ООО «Евроторг»
2.1 Характеристика торгового объекта
2.2 Анализ размещения и выкладки товаров в магазине «Евроопт» с учетом принципов мерчендайзинга
2.3 Совершенствование размещения и выкладки товаров в магазине «Евроопт» ООО «Евроторг» с учетом принципов мерчендайзинга
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
В нынешней экономической ситуации любая организация, которая стремится успешно работать на рынке потребительских товаров, должна сосредоточиться не только на качестве и актуальности своей продукции, ее своевременной доставке в розничные магазины, но и подумать о том, чтобы продвигать свою продукцию.
В результате использования этой технологии в процессе продаж, с одной стороны, облегчает покупателю ориентацию в предлагаемом ассортименте продукции, повышает узнаваемость бренда, а с другой – экономит бюджет компании на продвижение товаров, увеличивает продажи и прибыль.
Удачная планировка и правильное распределение товара по торговым площадям, подбор ассортимента, отвечающего потребностям покупателей, назначение соответствующих отделов и ряд других факторов, безусловно, должны быть ориентированы на сокращение времени, затрачиваемого на поиск нужных товаров, чтобы освободить его для незапланированных покупок и неторопливого изучения товаров, прошедших предварительный отбор.
Актуальность курсовой работы определяется тем, что использование мерчендайзинга так же важно для успешной продажи товаров, как и создание бренда для товаров, проведение рекламных кампаний различного рода. Эта маркетинговая коммуникация позволяет эффективно продвигать конкретный продукт, бренд, упаковку на торговой площадке, где решение о покупке принимается напрямую. Однако необходимыми условиями для успешного достижения запланированных результатов являются: во-первых, активное взаимодействие производителя, дистрибьютора и продавца; во-вторых, создание и внедрение комплексной программы мерчендайзинга, включая разработку инструментов мерчендайзинга и его организацию в компании; в-третьих, сосредоточение на потребностях клиентов; в-четвертых, профессионализм торговых представителей и мерчендайзеров.
1 Теоретические аспекты организации мерчендайзинга.
1.1 Сущность, понятие мерчендайзинга и его роль в повышении стимулирования спроса покупателей.
Мерчендайзинг как система стратегий продвижения товара, марки или упаковки позволяет контролировать процесс продажи в розничной торговой сети, стимулировать потребителей в выборе и покупке товара [14, c. 75].
Мерчендайзинг – это современный инструмент маркетинга, позволяющий компании одержать победу в соревновании с конкурентами. Анализ полученных статистических данных показывает, что в зависимости от эффективного и грамотного применения стратегии мерчендайзинга уровень продаж повышается в среднем на 10%-18% [10, c. 42].
Мерчандайзинг – это деятельность по интенсификации продаж товаров и их марок на основе адекватного взаимодействия факторов внешней среды, природной системы и познавательных ресурсов посетителей за счет научно обоснованного и соизмеримого с морально-этическими нормами регулирования поведения и влияния на выбор покупателей [16, c. 142].
Мерчандайзинг – направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала [20, c. 65].
В системе управления продажами понятие «мерчендайзинг» включает в себя следующие элементы [15, с. 49]:
организация и управление торгово-технологическими процессами за счет оптимизации планировки торгового зала, размещения оборудования и позиционирования товаров с учетом психологических особенностей покупателей;
технология продвижения определенных товаров или их комплексов, при которой одни товары стимулируют продажу других без привлечения дополнительных средств, тогда как многие другие способы привлечения внимания и других познавательных ресурсов покупателей (реклама, стимулирование сбыта и др.) требуют значительных затрат;
метод организации торгово-технологического процесса магазина и продажи товаров, при котором роль и влияние продавцов уменьшается, а покупатели и сами товары увеличиваются благодаря научно обоснованному управлению природной системой человека, видами и марками товаров, размещаемых на торговой площадке;
метод стимулирования сбыта, основанный на сбалансированном распределении познавательных ресурсов покупателей во времени и пространстве торгового зала, и создании атмосферы магазина, адекватной психологическому состоянию посетителя.
2 Анализ использования принципов мерчендайзинга в деятельности магазина «Евроопт» ООО «Евроторг»
2.1 Характеристика торгового объекта
Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг» создано в 1996 г. Полное наименование компании: Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг» (далее ООО «Евроторг»); организационно-правовая форма собственности которой – частная на праве хозяйственного ведения. Компания зарегистрирована по адресу: 220099 г. Минск, Шчомыслицки с\с, западный промузел ТЭЦ-4 от 7 сентября 2000 г.
Компания ведет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации №1011568731, выданном Мингорисполкомом, которая даёт право на осуществление оптовой и розничной торговли на основании устава организации, в котором определены цель, виды и границы его деятельности.
ООО «Евроторг» осуществляет оптовую и розничную торговлю продуктами питания в соответствии с Уставом и при наличии лицензий. Трудовые отношения персонала и предприятия регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия и издаваемыми на его основе правилами.
На сегодняшний день основными видами деятельности ООО «Евроторг» согласно являются:
деятельность агентов по торговле товарами широкого ассортимента;
розничная торговля пищевыми продуктами и напитками в специализированных магазинах;
розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами;
розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки;
прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
сдача внаём собственного недвижимого имущества;
оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки;
оптовая торговля непродовольственными товарами потребительского назначения;
розничная торговля вне магазинов.
Заключение.
Мерчендайзинг – это направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала. При расположении основных и дополнительных точек продажи какого-либо товара, необходимо задумываться о поведении покупателей в торговой точке, существующем расположении оборудования, а также идти на нестандартные решения. Правильно размещенный товар всегда будет давать производителю и магазину максимальную выгоду.
ООО «Евроторг» — крупнейший белорусский ретейлер, работающий под маркой «Евроопт», магазины открыты в Беларуси и России. На 22.11.2018 года в Беларуси функционирует 700 торговых объектов «Евроопт»
По результатам анализа в магазине «Евроопт», расположенного по адресу: г. Гродно, ул. Победы, 47, были обнаружены недостатки расположения и выкладки товаров. Учитывая принципы мерчендайзинга были предложены меры по улучшению расположения и выкладки товаров.
Планировка торгового зала относится к типу «решетка». Ее основу составляют длинные стеллажи с товарами, разделенные проходами. Стеллажи в торговом зале размешены параллельно стенам. Каждый их ряд заканчивается парой сдвоенных касс. Преимуществом такой планировки является простота ориентирования в торговом зале.
Распределение площади торгового зала в магазине осуществлено с позиций мерчендайзингового подхода. В магазине можно выделить внешний периметр, на котором расположено большинство необходимых товаров.
Внутренний периметр магазина отведен под оставшиеся продукты повседневного спроса, а также непродовольственные товары.
Надо отметить, что нередко в магазине существует излишний запас некоторых товаров, который не помещается на складе. Такой товар часто выставляется в торговый зал прямо в транспортной таре. Данный товар часто создает препятствия в проходах внутреннего периметра, а кроме того имеет непрезентабельный внешний вид. Для исправления данной ситуации запасы товара можно было бы оперативно превращать в массовую выкладку. Для этого необходимо быстро распаковывать товар из тары, а также оформлять место продажи с помощью ценников и POS-материалов.
1 Бузукова, ЕА. Ассортимент розничного магазина методы анализа и практические советы / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2015. – 176 с.
2 Вакурова Н. В. Мерчендайзинг как особая технология маркетинга // Вестник университета. 2017. – с. 54-59
3 Готовцева, Е. А. Правила визуального мерчандайзинга в торговых точках / Е. Готовцева, Г. Зайцева // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 8. – С. 57-58.
4 Гундарева Е. Особенности использования мерчендайзинга для повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – С. 84-89.
5 Гузелевич, Н.А. Мерчандайзинг: практика эффективных продаж./ Н.А.Гузелевич – СПб: Питер, 2016. – 192 с.
6 Деревлева, Е. Торговая площадь. Как минимизировать товарные потери в торговых сетях / Е. Деревлева // Товаровед & торговля. – 2015. – № 2. – С. 12-13.
7 Егоров, В.Ф. Организация торговли: учеб. для вузов / В.Ф. Егоров. – СПб.: Питер, 2014. – 344 с.
8 Лаврищева, Е. Мерчендайзинг – инструмент управления прибылью / Екатерина Лаврищева // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 6. – С. 40-41.
9 Мунгалова О.А. Актуальный подход в трейд-маркетиге: аудит коммуникаций в местах продаж. / О.А. Мунгалова // Реклама. Теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 144-149.
10 Максименко, Н.В. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко, Е.Е. ШишковаТ.В. Емельянова. – Минск: «Вышэйшая школа», 2007. – 541 с.
11 Ньюмэн, Э. Розничная торговля. Организация и управление. / Э.Ньюмен, П. Кален.-СПб.: Питер, 2015. – 416 с.
12 Парамонова, Т.Н. Мерчандайзинг: учеб.пособие / Т.Н. Парамонова, Н.А. Рамозанова. – М.: Кнорус, 2015. – 144 с.
13 Пигунова, О.В. Мерчандайзинг в розничной торговле: курс лекций / О.В.Пигунова. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2008. – 72 с.
14 Пыжиков, С. М. Эффект фальшивого тона в мерчандайзинге и эксподизайне / Сергей Пыжиков // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 2. – С. 62-66.
15 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учеб. / Ф.П. Половцева – М.: ИНФРА-М, 2016. – 248 с.
16 Петухова, Н. Г. Развитие торговой инфраструктуры как фактора повышения торгового обслуживания персонала / Н. Г. Петухова, Н. А. Савостенко, И. Б. Юркова // Потребительская кооперация. – 2014. – № 2. – С. 22-30.
17 Парамонова, Т.Н. Мерчандайзинг / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. – М.: КНОРУС, 2016. – С. 99.
18 Синяева, И М. Маркетинг торговли / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – М.: «Дашков и К», 2015. – 752 с.
19 Таборова, А.А. Умный мерчандайзинг / А.А. Таборова. – М.: Дашков и К, 2016. – 160 с.
20 Шилина, Ю. Законы мерчандайзинга и поведение покупателей / Юлия Шилина // Товаровед & торговля. – 2013. – № 6. – С. 4-5.
21 Энциклопедия мерчандайзинга: эволюция магазина // Товаровед & торговля. – 2014. – № 10/11. – С. 8-9.