Введение
1 Состояние производства, продажи и потребления керамической посуды в Республике Беларусь
2 Анализ и оптимизация структуры торгового ассортимента керамической посуды в ЗАО «ТВК»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ и оптимизация структуры торгового ассортимента магазина «FOROOM» г. Гомель ЗАО «ТВК»
3 Оценка конкурентоспособности керамической продукции посуды в ЗАО «ТВК»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят его экономические показатели. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и максимально эффективно управляет ею.
Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что формирование ассортимента реализуемых товаров, его широты, глубины и структуры является одной из основных задач любого торгового предприятия. На данном этапе развития экономики существует важнейшее направление – улучшение качества предоставляемых услуг предприятия. Это связано с тем, что сейчас выживаемость фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
1 Состояние производства, продажи и потребления керамической посуды в Республике Беларусь
В 2016-2018 гг. объем посудного рынка (сегмента посуды) в денежном выражении приближался к 25-30 млрд руб. Более половины – около 12 млрд руб. приходилось на кухонную посуду. Структура спроса на посуду в розничных точках продаж в разные периоды прошлого периода существенно менялась [1, с. 27].
Конкуренция на рынке кухонной посуды для приготовления пищи особенно сильна в крупных городах Республики Беларусь, например, в г. Минск или в г. Гомель. В будущем, по прогнозам экспертов, на рынке ожидается дальнейшее усиление конкурентной борьбы.
Операторы рынка посуды ежегодно отмечают повышение покупательских требований к качеству и дизайну керамической посуды – сегодня покупатели хотят видеть на кухне красивую и качественную плюс недорогую посуду. Рынок постоянно меняется, следуя за меняющимися вкусами, модой и стилем, но неизменными остаются правила успешных и эффективных продаж, знание и применение которых позволит любому оператору рынка, будь то крупная торговая сеть или небольшой розничный магазинчик, сохранить своего покупателя.
Одним из важнейших показателей торговли всеми товарами для дома и посудой в частности являются интернет-продажи. Практически все компании сегодня используют торговые онлайн-площадки. И, несмотря на то что посуда – товар, который предпочитают выбирать на основе тактильных ощущений, объемы продаваемой посуды во Всемирной сети (прежде всего, в интернет-магазинах) растут постоянно (за исключением сезонного спада).
2 Анализ и оптимизация структуры торгового ассортимента керамической посуды в ЗАО «ТВК»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
В октябре 1993 года на рынке Республики Беларусь появилась новая малоизвестная компания. Спустя 25 лет сегодня на рынке керамической посуды в Республике Беларусь среди людей, связанных с оптовой торговлей посудой и товарами хозяйственно-бытового назначения, сложно найти таких, кто не знает о ЗАО «ТВК».
Сегодня ЗАО «ТВК» может похвастаться своими достижениями за 25 лет:
обширная клиентская база в Республике Беларусь;
отлаженная логистика по всей территории Республики Беларусь;
региональные офисы во всех областных городах Беларуси;
выставочный зал площадью более 100 м2 в центре г. Минска с удобной парковкой;
опытные сотрудники, владеющие последними тенденциями в сфере посуды;
многолетнее сотрудничество с крупнейшими мировыми производителями посуды и товаров хозяйственно-бытового назначения;
индивидуальный подход к каждому клиенту;
отличная репутация среди поставщиков и клиентов [16].
Сегодня ЗАО «ТВК» может похвастаться созданием и развитием нового направления внутри компании – отдел по работе с предприятиями общественного питания, который получил название «HoReCa».
3 Оценка конкурентоспособности керамической продукции посуды в ЗАО «ТВК»
Всесторонний анализ конкурентоспособности хозяйствующего субъект – залог его эффективной деятельности в настоящем и будущем. Существует несколько общепризнанных моделей, помогающих четко оценить уровень конкурентоспособности. Одним из них является метод SWOT-анализа, сущность которого заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей и угроз. Рассмотрим использование данного метода для оценки конкурентоспособности ЗАО «ТВК».
ЗАО «ТВК» на сегодняшний день успешное, эффективно работающее, современное предприятие. Торговая марка «ТВК» является гарантией качества и отличного вкуса. Продукцию компании ЗАО «ТВК» любят миллионы потребителей, она всегда оправдывает их ожидания и удовлетворяет самый изысканный вкус.
ЗАО «ТВК» постоянно осуществляет мониторинг цен и ассортимента керамической посуды, представленных на пространстве торговых предприятий внутреннего рынка. С целью изучения перспективных тенденций рынка и разработки новых конкурентоспособных товаров предприятие участвует в международных выставках – ярмарках, исследует интернет-сайты крупных производителей керамической посуды.
Компания оптимизирует ассортимент, отдавая предпочтение востребованным на рынке керамической посуды проводя модернизацию. ЗАО «ТВК» постоянно ведет работу с сетевыми организациями торговли по пересмотру и пересогласованию ассортиментных матриц с учетом изменения и оптимизации ассортимента.
На основании таблицы 3.1 рассмотрим привлекательность отрасли. Оценка привлекательности отрасли проводилась с использованием оценок экспертов, максимальная оценка 5 баллов.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема анализа структуры торгового ассортимента, а также оценки уровня качества и конкурентоспособности керамической посуды на примере магазина «FOROOM» г. Гомель компании ЗАО «ТВК».
Так, в разрезе изучения данной темы было рассмотрено состояние производства, продаж т потребления керамической посуды в Республике Беларусь, в результате чего можно сделать ряд выводов.
В 2016-2018 гг. объем посудного рынка (сегмента посуды) в денежном выражении приближался к 25-30 млрд руб. Более половины – около 12 млрд руб. приходилось на кухонную посуду. Структура спроса на посуду в розничных точках продаж в разные периоды прошлого периода существенно менялась.
Почти половина экспорта пришлась на Казахстан (26%), Украину (7,1%), Азербайджан (5,0%) и Армению (4,1%). При этом доля РФ упала с 25,6% в 2017 г. до 7,6% в 2018 г. 82% экспорта заняла посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные изделия из керамики, а точнее: Казахстан (28%), РФ (27,5%), Украина (19,8%), Армения (4,1%) и Грузия (2,7%).
Анализ и оптимизация структуры торгового ассортимента керамической посуды в ЗАО «ТВК» позволяет сделать ряд следующих выводов.
В октябре 1993 года на рынке Республики Беларусь появилась новая малоизвестная компания. Спустя 25 лет сегодня на рынке керамической посуды в Республике Беларусь среди людей, связанных с оптовой торговлей посудой и товарами хозяйственно-бытового назначения, сложно найти таких, кто не знает о ЗАО «ТВК».
1 Балакирев, С. Управление товарным ассортиментом / С. Балакирев // Современная торговля. – 2018. – № 2. – С. 26-33
2 Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2013. – № 5. – С. 55.
3 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: Учебник / С.Н. Виноградов. – Мн.: Выс. школа, 20104. – 223 с.
4 Габидинова, Г.С. Маркетинговая трактовка территории / Г.С. Габидинова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 52–60.
5 Гарифулин, А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин // ПЭО: планово-экон. отдел. – 2015. – № 6.
6 Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономический журнал. – 2016. – № 3. – С. 67–68.
7 Глухов, А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения / А. Глухов // Маркетинг. – 2018. – №12. – С. 12–14.
8 Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Е.А. Горбашко. – СПб: СПбГЭУФ, 2013. – 238 с.
9 Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. – М.: Пресс-сервис, 1997. – 420 с.
10 Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия / М.Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Дело, 2014–347 с.
11 Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Т.П, Елисеева. – М.: Современная школа, 2017. – 944 с.
12 Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей / П.С. Завялов // Маркетинг. – 2018. – № 2. – С. 20–32.
13 Капнин, Г.М. Оптимальное управление ассортиментным портфелем / Г.М. Капнин, А.В. Лури // Вестн. транспорта. – 2016. – с№ 2. – С. 42-44.
14 Корсак, А.С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А.С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2013. – № 5. – С. 57–61.
15 Лифиц, И.М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2014. – 366 с.
16 Официальный сайт ЗАО «ТВК». – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.tvkhoreca.by.
17 Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ.; под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2014. – 896 с.
18 Портер, М.Э. Конкуренция: Учебное пособие / М.Э. Портер. – М.: Вильямс, 2013. – 326 с.
19 Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов. – М.: Знание, 1990. – 250 с.
20 Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с.
21 Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность / Р.А. Фатхутдинов. – Казань: Лана, 2015. – 250 с.
22 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – Казань: Лана, 2005. – 544 с.
23 Философа, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность / Т.Г. Философа. – М.: Экзамен, 2017. – 271 с.