Введение
1 Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики
2 Инновации – основной фактор обеспечения конкурентоспособности Республики Беларусь
3 Основные направления инновационной стратегии как важнейшего фактора укрепления конкурентоспособности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Мировая практика показывает, что инновации занимают ведущее место в экономике развитых стран. Они способствуют росту конкурентоспособности экономики, обеспечивают оптимизацию структуры экономики, экономию за счет масштаба производства, диверсификацию экономической деятельности, привлечение внешних финансовых ресурсов с целью приобретения рыночной власти и установления доминирования в развитии ведущих отраслей мировой экономики.
В последние годы проблемы инноваций становятся все более актуальными. Это отражает растущее понимание общества о том, что обновление всех сфер жизни невозможно без инноваций в производстве, управлении, финансах. Это инновации, которые ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, маркетингу продуктов, повышению эффективности управления и т. д.
Переход на инновационный путь развития белорусской экономики жизненно важен сегодня, поскольку она все более интегрируется в европейские и мировые экономические процессы по объективным причинам. В то же время повышение ее конкурентоспособности возможно только при условии целенаправленного развития и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации существующего научно-технического потенциала Республики Беларусь с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере с обязательным рассмотрением ее характеристик и интересов.
Рынок не в состоянии обеспечить интенсивное инновационное развитие в силу ряда причин: успех радикальных изменений зависит от качества общественных благ (науки и образования), производство которых не связано с коммерческими эффектами; инновационно-технологический сектор малочувствителен к краткосрочным рыночным сигналам, для его развития требуются средне- и долгосрочные стимулы; высокий уровень расходов и повышенный риск продвижения инновации могут подавлять стимулы к инновациям у участников рынка. Все это обусловливает необходимость активного участия государства в качестве надрыночного института, проявляющегося в форме разработки и реализации инновационной политики, создающей благоприятную среду для инновационного развития.
Глава 1 Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики.
Глобализации мирового хозяйства привела к усилению интереса к проблеме повышения международной конкурентоспособности. Вопросы конкурентоспособности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку они тесно связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения.
Наиболее предпочтительным способом повышения конкурентоспособности страны является внедрение инноваций.
Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Иозеф Алоиз Шумпетер в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в производстве и в его материально-техническом обеспечении;
появление новых рынков сбыта [6, с. 98].
Анализируя различные точки зрения ученых-экономистов при трактовке понятий инновация (нововведение) и новшество (новация), можно сделать предположение:
инновация – это конечный творческий результат стадий «наука-техника-производство, в созданный продукт, обладающий наивысшими потребительскими свойствами в рассматриваемый период времени;
новшество (новация) – это созданное техническое и организационно-управленческое решение задачи без лага времени.
В Законе Республике Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» дается следующее определение: «инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера» [1].
Глава 2 Инновации – основной фактор обеспечения конкурентоспособности Республики Беларусь.
Без использования инноваций в современной экономике практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Эффект инновационной деятельности субъектов хозяйствования имеет комплексный характер и проявляется на двух уровнях: на уровне самих этих субъектов и на уровне национальной экономики в целом.
Для осуществления эффективной инновационной деятельности государство разрабатывает политику инвестиций.
Государственная политика инноваций – это такая часть социальной политики государства, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, показывает его направления виды и формы деятельности государственных органов в области науки техники и реализации достижений науки и техники.
Если посмотреть с другой стороны, то можно сказать что инновационная политика государства – это некая совокупность способов воздействия государства на общественное производство для того, чтобы начать выпуск новых видов продукции и технологии, а также увеличить конкурентоспособность местных производителей.
Инновационная политика Республики Беларусь отражена в следующих основных документах:
1. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. N 425 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [1]. Этот нормативный акт определил инновационную политику Республики Беларусь как составную часть его финансовой политики, как совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности. В нем сформулирована цель государственной инновационной политики – создание благоприятных социально–экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики, усиления ее восприимчивости к решению возникающих проблем, приданию высокого уровня динамизма научно–техническому прогрессу во всех сферах жизнедеятельности человечества. В Законе также изложены принципы государственной инновационной политики, формы государственного регулирования инновационной деятельности, ее направления, инфраструктура.
Глава 3 Основные направления инновационной стратегии как важнейшего фактора укрепления конкурентоспособности экономики Республики Беларусь
Стратегические приоритеты инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе определены Концепцией Государственной Программы инновационного развития на 2016-2020 гг., в которой отмечено, что белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики.
Достижение главной стратегической цели инновационной политики –формирование конкурентной экономики – возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.
В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа).
Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.
Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц [1].
Заключение.
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные объяснения понятий: «новшество», «нововведение» и «инновация». Инновация – это конечный творческий результат стадий «наука-техника-производство, в созданный продукт, обладающий наивысшими потребительскими свойствами в рассматриваемый период времени.
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Он охватывает цикл от разработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Следовательно, инновации ориентированы на рынок, конкретного потребителя или потребность.
Для эффективного функционирования предприятия в процессе инновационной деятельности необходима подробная классификация инноваций по следующим классификационным признакам:
по технологическим параметрам объектов инновационных изменений;
по научно-технической значимости;
пo причине возникновения;
пo частоте применения;
пo месту инновации в микроэкономической системе;
пo сфере конкретного воплощения;
пo по масштабу новизны.
Классификация инноваций позволяет предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью.
Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.
1. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
3. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика : учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. — 409 с.
4. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 443 с.
5. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики : Учебное пособие / А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 480 с.
6. Бильдебаева А. Б. Инновации и конкурентоспособность национальной экономики // Наука и образование сегодня. – 2017. – С. 96-100.
7. Бланшар, О. Макроэкономика : учебник / О. Бланшар. — Москва : Высшая школа экономики, 2015. — 671 с.
8. Богачев Ю. С. Механизмы стимулирования, поддержки и развития инновационной деятельности // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – С. 56-63.
9. Бродская, Т. Г. Экономическая теория: учеб. пособие / Т.Г. Бродская, В.И. Видягин [и др.]. – М.: РИОР, 2015. – 208 с.
10. Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
11. Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2017. – С. 35-41.
12. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь: состояние, проблемы и пути повышения эффективности функционирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/2017/art4_4(43)2017.pdf.
13. Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
14. Макроэкономика. практикум. учебное пособие для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 496 c.
15. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В.
16. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2019: стат. сборник / И.А. Костевич [и др.]; под. ред. В.И. Зиновского. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 118 с.
17. Прусова В. И. Роль инноваций в макроэкономике // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – С. 64-66.
18. Сайбель Н. Ю., Симакова Е. И. Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность фирмы // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 264-267.
19. Цубрович Я. А., Егорова М. С. Инновации как фактор устойчивого экономического развития страны // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 216-219.
20. Шустов А. А. Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 412-416.