Введение
1 Теоретические основы инфраструктуры рынка
2 Анализ формирования и развития инфраструктуры рынка в Республике Беларусь
3 Перспективы развития инфраструктуры рынка в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В настоящее время основным регулятором экономических отношений выступает рынок. С помощью рыночных механизмов происходит разделение пропорций и распределение ресурсов, удовлетворяющих общественные потребности, которые улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Экономический оборот рыночной экономики образуется за счет рыночного движения потребительских благ и услуг.
Исследование и изучение данной темы весьма актуальна и важна для формирования рыночных отношений.
Инфраструктура — это часть рынка, изучение которой необходимо для развития и устойчивого формирования и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия всевозможных законов рынка, которые обеспечивают процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения и стабилизирующих общество.
В централизованной системе продукт делится вне зависимости от наличия институтов, содействующих его продвижению от производителя к покупателю. При переходе компании на рынок, ей необходимо самостоятельно регулировать хозяйственные связи, обеспечивающие реализацию их товара на рынке. Также поменялась и способ расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что определило образование финансовых учреждений, которые являются элементами инфраструктуры.
Исследование инфраструктуры затрагивает также социальную и культурную жизнь общества. Исходя из их собственных интересов и предоставления свободы действий гражданам, зарождаются компании, обеспечивающие их независимую жизнедеятельность. В литературе проблемы образования и формирования инфраструктуры товарного рынка отображены недостаточно.
Целью данного курсового проекта является раскрытие инфраструктуры современной экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования является рыночная инфраструктура.
Глава 1 Теоретические основы инфраструктуры рынка.
Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.).
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы [1, c.120].
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
В экономическом контексте западные ученые используют понятие «инфраструктура рынка» для характеристики отраслей, которые обеспечивали развитие материального производства (дороги, мосты, порты, аэродромы, линии электропередач ч и др.) Поэтому в самом общем виде как инфраструктуру стали понимать основу, внутреннее строение экономической системы. Такие два толкования распространены и в современной литературе. Так, П. И. Гребенников определяет инфраструктуру как «сети, в которых осуществляется поставка продукции между удаленными друг от друга экономическими агентами, а также отрасли экономики, которые используют эти сети» [2, c.108].
Инфраструктура (как категория экономической способа производства) - это совокупность базовых отраслей и экономических отношений между людьми в процессе их деятельности по обеспечению условий производства, обращения, распределения и потребления товаров и услуг, а также соответствующей общественной формы. Именно в процессе специализации, кооперирования, обмена деятельностью и других форм технико-экономических отношений продукция доставляется от одного субъекта хозяйствования к другому. Важным элементом инфраструктуры как категории экономического способа производства является организационно-экономических отношений.
Глава 2 Анализ формирования и развития инфраструктуры рынка в Республике Беларусь.
Как было отмечено в предыдущей главе, основными элементами инфраструктуры современного рынка являются биржи, банки, страховые организации и т.д.
Рассмотрим более подробно биржевую деятельность в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь процесс становления биржевых институтов имеет свою специфику, связанную с характером социально-экономического развития страны. Их формирование в современной истории началось с распадом социалистической системы и зарождением рыночных отношений. И если на финансовом рынке с 1993 г. функционирует одна биржа – ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», то на товарном рынке в 1990-х годах возникло более 20 мелких бирж, которые нельзя было назвать биржами в строгом смысле этого слова. Хотя данные организации сыграли важную роль в восстановлении торговых связей в условиях рынка взамен разрушенной плановой системы распределения, они не смогли обеспечить всех условий, которые необходимы для организации полноценной биржевой торговли. Как итог, к началу 2000-х годов практически все товарные биржи республики прекратили свою работу.
Вместе с тем рост производства, необходимость повышения уровня конкуренции в экономике и увеличения эффективности оптовой торговли не снимали актуальность проблемы организации биржевой торговли в республике. В результате 30 декабря 2003 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от № 1719 «О Белорусской универсальной товарной бирже» создано ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ). А в 2005 г. на бирже были проведены первые торги.
Согласно Закону Республики Беларусь «О товарных биржах» от 5 января 2009 г. № 10-З, к основным задачам относятся:
содействие развитию организованного рынка товаров;
упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров;
создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам;
повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения.
Глава 3 Перспективы развития инфраструктуры рынка в Республике Беларусь.
Преобразование экономики и появление новых субъектов хозяйствования нуждаются в безопасном и эффективном механизме регулирования рынка, а инфраструктура должна составлять одну из составных частей.
Элементный состав рыночной инфраструктуры в стране развит недостаточно и частично. Процесс развития протекает стихийно, в большинстве случаев не обеспечен достаточной нормативно-правовой базой и безусловно отстает от потребностей времени.
Необходимо также отметить, что формирование инфраструктуры фондового рынка соответствует международным требованиям и содержит следующие системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно-клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка.
К реформам управления биржами необходимо отнести коммерциализацию фондовых бирж и образование частных торговых систем. Коммерциализация обозначает трансформация бирж из организаций, которые принадлежат участникам биржи (брокеры, банки, некоммерческие организации), в обычные АО, которые выплачивают дивиденды, и акции которых вращаются на свободном рынке.
Необходимо также выделить, что современный финансовый рынок имеет существенную неустойчивость, повышение или понижение цен, курса валют, процентных ставок и индексов, что приводит к высокому риску финансовых потерь. И для сокращения данных ценовых рисков особо привлекательным считается их подстраховка с содействием фьючерсов, опционов и иных производных ценных бумаг (деривативов). Тем не менее, в Беларуси данные инструменты все еще должным образом не развились, что связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов.
Глобализация финансовых рынков, усовершенствование компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкуренцию, в следствии которой биржи обязаны вкладывать большие инвестиции в передовые технологии для того, чтобы повысить конкурентоспособность, предлагая все более новые услуги, привлекая тем самым новые компании-эмитенты, новых членов и расширять круги инвесторов.
Заключение.
Инфраструктура (в экономическом аспекте) это совокупность базовых отраслей (или материальная основа экономической системы) и совокупность экономических отношений (прежде отношений собственности), которые возникают и развиваются в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности, а также государственного регулирования этих отраслей.
Инфраструктура рынка, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды (инфляция и бюджетный дефицит, процессы банкротства и санации, социально-психологические факторы и др.).
Создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции: создание правовой основы для принятия экономических решений; стабилизация экономики; социально-ориентированное распределение ресурсов; обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются биржи, банки, страховые организации и др.
Биржа выполняет следующие функции: организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов; разработка биржевых контрактов; биржевое страхование; информационная деятельность биржи и др. В Республике Беларусь функционируют две биржи – это ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Структура участников ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» следующая: около 80 % участников из Беларуси, 10 % из России. По 1-2 % участников приходятся на Польшу, Литву, Латвию и Украину. В 2018 году по отношению к 2016 году количество сделок выросло на 32,2 % или на 88 тыс. единиц, а объем сделок – на 65,4 % или на 1,7 млрд. руб. В структуре товарооборота наблюдаются изменения: если в 2016 году наибольший удельный вес занимала металлопродукция (38,5 %), то в 2018 – лесопродукция (40,2 %). Удельный вес сельхозпродукции стабилен, в 2018 году он составил 18,6 %. Также наблюдается рост доли промышленных и потребительских товаров с 7,7 % до 9,3 %
1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 480 с.
2. Бродская, Т.Г. Экономическая теория: учеб. пособие / Т.Г. Бродская, В.И. Видягин [и др.]. – М.: РИОР, 2015. – 208 с.
3. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2012. – 472 с.
4. Макроэкономика // Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учеб. для вузов / Е. Ф. Борисов ; Моск. гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2015. — С. 356-524.
5. Никитина, Т. В. Финансовые рынки и институты : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 139 с.
6. Макеев А. Рынок ценных бумаг / А. Макеев, В. Зверев, А. Зверева, С. Евсюков. – М. : Дашков и К, 2016. – 290 с.
7. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика : учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. — 409 с.
8. Бланшар, О. Макроэкономика : учебник / О. Бланшар. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 671 с.
9. Дукарт, С.А. Экономическая теория. Макроэкономика : учебное пособие / С.А. Дукарт, Е.В. Полицинская, В.Г. Лизунков. — Томск : ТПУ, 2017. — 136 с.
10. Трунин, С.Н. Макроэкономика : учебное пособие / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. — Москва : Финансы и статистика, 2015. — 312 с.
11. География биржевой торговли БУТБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.butb.by/о-бирже/география-биржевой-торговли/#.
12. Оборот сделок на БУТБ в 2016 году увеличился более чем на четверть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/oborot-sdelok-na-butb-v-2016-godu-uvelichilsja-bolee-chem-na-chetvert-227335-2017/.
13. В 2017 г. товарооборот БУТБ достиг 3,3 млрд BYN [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.butb.by/новости-биржи/2018/в-2017-г-товарооборот-бутб-достиг-3-3-млрд-byn/.
14. В 2018 г. товарооборот БУТБ достиг 4,3 млрд BYN [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.butb.by/новости-биржи/2019/в-2018-г-товарооборот-бутб-достиг-4-3-млрд-byn/.
15. Годовой отчет ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» за 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcse.by/files/2017/12/29/636501398471603629.pdf.
16. Примечания к годовой индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год Открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcse.by/ru/about/index/49.
17. Примечания к годовой индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год Открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcse.by/files/2019/4/1/636897342907878773.pdf.
18. Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2019 года. Краткая характеристика устойчивости функционирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/banksector/BS_01_01_2019.pdf.
19. Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2018 года. Краткая характеристика устойчивости функционирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/banksector/bs_20180101.pdf.
20. Действующие страховые организации и отдельные сведения из Реестра лицензий на осуществление страховой деятельности по состоянию на 24 июня 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/supervision/reestr/.
21. Основные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/supervision/stat/2018/itogi/9621b56a8a6e4260.html.
22. Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: сборник научных статей. В 4 ч. Ч. 3 / Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси; редкол.: В. И. Бельский [и др.]. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017. – 357 с
23. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.