Введение
1. Общие принципы организации бухгалтерского учета
1.1 Методологические основы организации бухгалтерского учета
1.2 Этические принципы профессионального бухгалтера
1.3 Нормативно правовое регулирование организации бухгалтерского учета на предприятии
1.4 Актуальные вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии
2. Организация бухгалтерского учета на предприятии
2.1 Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации
2.2 Организация учетного процесса. Участие бухгалтерии в приеме-передаче при смене руководителя организации
2.3 Организация первичного учета хозяйственных операций и документооборота. Хранение документов в организации
2.4 Форма бухгалтерского учета, организация синтетического и аналитического учета
2.5 Организация инвентаризационных работ
3. Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт предполагает описание, регистрацию и оценку в систематизированном виде всех хозяйственных операций и позволяет целеустремленно управлять организацией, обеспечивать соблюдение платежной и финансовой дисциплины, сохранность и эффективное использование товарно-материальных ценностей, денежных средств и других ресурсов.
Для того чтобы управлять деятельностью предприятия, принимать правильные и своевременные решения по результатам хозяйственной деятельности, необходимо иметь достаточный объем информации, и в первую очередь учетной. Эта информация о фактическом состоянии и результатах хозяйственной деятельности появляется в процессе бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет, создающий фактическую информацию о разных сторонах хозяйственной деятельности организации, играет большую роль в системе управления и является его неотъемлемым составным элементом. Достижение целей и решение задач бухгалтерского учета обеспечивается его организацией.
Своевременная, точная и корректная организация бухгалтерского учёта сможет оказать положительное влияние не только на работу всех участков бухгалтерского учёта, но и в дальнейшем поспособствовать улучшению финансово-хозяйственной организации в целом. Следует также отметить, что организация бухгалтерского учёта на сельскохозяйственных предприятиях отличается своей спецификой, поскольку сельскохозяйственное производство носит сезонный характер, следовательно, и интенсивность организации бухгалтерского учёта в промежутках отчётного периода различна. Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Предметом исследования является теория и методология основ организации бухгалтерского учета на предприятии. Объектом исследования является бухгалтерская служба сельскохозяйственного производственного кооператива «Путришки» Гродненского района Гродненской области (далее – СПК «Путришки»).
Целью курсовой работы является разработка основных направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на исследуемом предприятии.
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Методологические основы организации бухгалтерского учета
В экономической литературе представлены различные понятия бухгалтерского учета. Например, Л. И. Нетеса считает, что бухгалтерский учет представляет собой регламентированную действующим законодательством информационную систему, отражающую состояние и движение средств, находящихся в распоряжении юридического лица, во взаимосвязи с источниками этих средств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения всех хозяйственных операций по движению этих средств и их источников в денежной оценке методом двойной записи [21, с. 5]. Бабынина Г.М. дает следующее определение бухгалтерскому учету: «бухгалтерский учет – это вид управленческой деятельности, связанной с получением информации о наличии и изменениях в составе средств и их источниках» [3, с. 9].
По мнению В.А. Палицына, бухгалтерский учет – это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь [26, с. 10].
Несмотря на различную трактовку понятия «бухгалтерский учет» все авторы считают, что бухгалтерский учет позволяет получить информацию об организации как экономическом объекте и его состоянии: о средствах, источниках средств, долгах, кредитах, материальных запасах, продукции, прибылях и убытках и т.д.
Бухгалтерский учет – важный инструмент управления. В соответствии с законодательством Республики Беларусь бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица независимо от форм собственности. А также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, расположенных на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами [3, с. 6].
Организация бухгалтерского учета включает общие принципы регулирования бухгалтерского учета и непосредственно организацию бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования. Основными элементами системы организации бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования являются:
- первичный учет и документооборот;
- инвентаризация;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы рациональной организации работы бухгалтерии;
- организация труда работников бухгалтерии;
- обеспечение сохранности документов в процессе документооборота и хранения в архиве бухгалтерии.
2. Организация бухгалтерского учета на предприятии
2.1 Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации
Учебно-экспериментальный сельскохозяйственный производственный кооператив «Путришки» был основан 15.03.1940 г., когда Совет народных комиссаров БССР принял постановление об организации совхозов на базе помещичьих земель. В то время это был совхоз «Станиславово».
В 1951 г. Станиславовский совхоз был переименован в Станиславовский учебно-экспериментальный колхоз, в феврале 1968 г.- Примаманский учебно-экспериментальный колхоз, в январе 1992 г. - Примарский учебно-экспериментальный колхоз, и только в июне 2003 г. он приобрел статус опытного сельскохозяйственный кооператив Путришки.
С 1951 г. по настоящее время УО СПК «Путришки» является учебно-производственной базой Гродненского государственного аграрного университета. Каждый год студенты посещают ферму во время практических занятий, практических занятий, а также оказывают помощь в период сбора урожая зерновых, картофеля и фруктов.
Кооператив имеет очень выгодное географическое положение. Административный центр хозяйства расположен примерно в 5 км от областного центра – Гродно. Такое расположение имеет большое значение для экономики, поскольку железнодорожный вокзал, места продажи продукции и перерабатывающие предприятия расположены на близком расстоянии, что снижает стоимость перевозки продукции и ускоряет процесс ее продажи. Благодаря такому расположению топливо и смазочные материалы, необходимые запасные части и другие материалы доставляются на ферму в кратчайшие сроки, что исключает возможность длительного простоя машин и оборудования из-за поломок. Кроме того, дорожная сеть, связывающая территорию предприятия с районным центром, находится в хорошем состоянии, что не создает препятствий для активного движения транспортных средств.
Организационная структура торгово-развлекательного центра «Путришки» включает две сельскохозяйственные производственные площадки примерно одинакового размера: Путришки и Каменная Русота. На территории сельскохозяйственного производственного участка Путришки находятся 2 молочных фермы - Путришки и Заболот, центральный зерновой склад, а также центральная ремонтная мастерская. На территории производственной площадки «Каменная Руса» находится одна молочная ферма – Каменная Русса, три зерновых склада и ремонтная мастерская. Существует также парк транспортных средств, коммунальных услуг, управления водными ресурсами, нефте-сельского хозяйства и некоторых других. Наличие двух производственных площадок никоим образом не говорит об их изоляции, такое разделение можно даже назвать условным, потому что во время самой важной работы (уборка урожая, посадка, сбор корма) агрегаты работают вместе, помогая друг другу с оборудованием и рабочими всеми возможными способами.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Как отмечалось во второй главе курсовой работы, бухгалтерии СПК «Путришки» следует разработать Положение о бухгалтерии – документ, регламентирующий деятельность подразделения и определяющий его статус, место в системе управления и внутреннюю организацию. Следовательно, в качестве рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учета можно предложить разработать в централизованной бухгалтерии Положение о бухгалтерии. Положение о бухгалтерии включает такие разделы, как:
- общие положения;
- задачи и функции;
- структура и штаты;
- взаимоотношения с другими структурными подразделениями;
- права;
- ответственность;
- показатели оценки работы бухгалтерии и формы стимулирования труда.
Составляя положение о бухгалтерии, прежде всего надо обратиться к закону «О бухгалтерском учёте и отчётности».
В разделе «Общие положения» указывают место бухгалтерии среди других структурных подразделений, порядок создания, реорганизации и ликвидации, подчинённость. Описывается руководящий состав бухгалтерии, нормативно-правовые документы, которыми она руководствуется в своей работе. Указываются основные показатели деятельности бухгалтерии.
Обязательным в разделе «Общие положения» является пункт о том, какими законодательно-нормативными актами руководствуется бухгалтерия в своей деятельности. Этот пункт можно написать обобщённо типа «Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется законодательными актами Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Беларусь, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, Уставом организации и настоящим положением о бухгалтерии».
Второй раздел Положения посвящается задачам бухгалтерии. Его также можно формулировать на основании гл.2 закона «О бухгалтерском учёте и отчётности», в котором указаны основные цели и задачи бухгалтерского учёта.
Третий раздел «Организационная структура» описывает структуру бухгалтерии, основанную на основных направлениях её деятельности, порядок распределения обязанностей между работниками, порядок утверждения организационных документов структурных подразделений бухгалтерии.
Из основных целей и задач вытекает раздел «Функции». В нём необходимо подробно перечислить все работы, выполняемые бухгалтерией. Именно этот раздел больше всего отражает специфику бухгалтерии СПК «Путришки». Распределение обязанностей следует отразить в Положении о бухгалтерии, а не приказом, действующим в настоящее время. Но в этом разделе есть и такие общие для любой бухгалтерии позиции, как учёт основных фондов, учёт денежных средств, контроль за своевременным и правильным проведением инвентаризации, ведение расчетов по заработной плате и т. п. Отдельными пунктами в этом разделе указывается обязательность применения утверждённых типовых унифицированных форм; своевременность и качественность составления первичных учётных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте; обеспечение сохранности бухгалтерских документов; использование современных автоматизированных технологий учётно-вычислительных работ и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что бухгалтерский учет, создающий фактическую информацию о разных сторонах хозяйственной деятельности организации, играет большую роль в системе управления и является его неотъемлемым составным элементом. Рациональная организация бухгалтерского учета должна обеспечить своевременное и достоверное отражение в учете и отчетности всех хозяйственных операций; высокую производительность труда учетного персонала и наиболее эффективное использование вычислительной техники.
При написании курсовой работы были решены все поставленные нами задачи. Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования, приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике.
Изучение нормативно-правового обеспечения организации бухгалтерского учета показало, что сегодняшний день все аспекты учета освещены законодательством в достаточной степени. Однако столь большое количество нормативных актов, а также постоянно обновляющихся дополнений и изменений к ним требует от работников бухгалтерии значительных затрат времени на их изучение. Бухгалтерам, чтобы грамотно построить бухгалтерский учет необходимо всесторонне изучить и кропотливо проработать большое количество связанной с ними информации, именно этим и осложнена их работа.
Отдел кадров, планово-экономический отдел работают в тесной связи с централизованной бухгалтерией. Процесс прохождения и обработки документов по бухгалтерскому учету в СПК «Путришки» является довольно сложным и требует от этих служб четкого и своевременного представления документов, на основании которых начисляется заработная плата, приходуются производственные запасы, основные средства, начисляется амортизация основных средств и т.д.
Проведение формальной проверки документов в СПК «Путришки» позволило установить, что в оформлении локальных нормативно-правовых актов присутствуют нарушения, такие, как отсутствие подписи, утверждающего нормативно-правовой документ и даты утверждения документа, что является нарушением ст. 9 Закона «О бухгалтерском учёте и отчётности», согласно которой отсутствие подписей, даты и расшифровок является основанием не утверждения локальных нормативно-правовых актов в СПК «Путришки».
1. Азаренко, А.В. Бухгалтерский учёт в организации / под общей редакцией А.В. Азаренко. – 2- е изд. перераб. и допол., Минск.: Амалфея, 2010. – 332 с.
2. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов технических специальностей / И.М. Бабук. – Минск: «ИВЦ Минфина», 2006. – 327 с.
3. Бабынина, Т.М. Организация бухгалтерского учета: курс лекций/ Т. М. Бабынина. – Бобруйск: БФ УО «БГЭУ», 2011. – 253 с.
4. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник / А.П. Михалкевич, П. Я. Папковская, С. К. Маталыцкая и др., 3-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. А .П. Михалкевича. – Минск: БГЭУ, 2004. – 348 с.
5. Герасимова, В. Д. Перемен не избежать /В. Д.Герасимова// Национальная экономическая газета. – 2011. – 8 апр. – С.3.
6. Головачев, А.С. Экономика предприятия: в 2 ч.: учеб пособие / А.С. Головачев. – Ч. 1. – Минск: Выш.шк., 2008. – 447 с.
7. Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. № 8/24548.
8. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: утв. Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6: в ред. постановления Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры Респ. Беларусь от 6 мая 2014 г. № 35/23/26 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 149. 8/21041. - С.34-59.
9. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановления Министерства финансов Республики Беларусь: утв. Постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – 8/26355.
10. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 14. – 8/23181.
11. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 5 января 2010 г. № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 16. 8/17745.
12. Инструкция по переоценке товарно-материальных ценностей сельскохозяйственными предприятиями: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 февраля 2000 г. № 15/3/25/6 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 8/3065.
13. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете государственных средств, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 25 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. - № 8/8495.
14. Кийко, Д. Н. Минфин разъясняет: бухгалтерская организация вправе вести налоговый учёт без получения аттестата налогового консультанта. Письмо Минфина Республики Беларусь от 27.09.2018 г. № 1-1-25/46/КЛ-292 / Д. Н. Кийко // Главный бухгалтер. – 2018. – № 38. – С. 92.
15. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт: учебник / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 592 с.
16. Кухальская, Т. Основные аспекты формирования учетной политики по бухгалтерскому учету / Т. Кухальская // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. – 2015. № 2. – С.67-81.
17. Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит. Часть 1: Курс лекций Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 192 с.
18. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Е.В. Золотарева, С.В. Ключников. – Саратов, 2013. – 108 с.
19. Минковская А. А. Дигилизация бухгалтерского учёта и отчётности и возможность её развития в Республике Беларусь / А. А. Минковская // Физико-математическое образование. – 2018. – № 4. – С. 112-114.
20. Михалкевич, А.П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб. пособие / А.П. Михалкевич. – 2-е изд., перераб. и доп., Минск.: ФУА информ, 2000. – 528 с.
21. Нетёса, Л.И. Бухгалтерский учет и аудит: курс интенсивной подготовки / Л.И. Нетёса, Л.Д. Соловьева. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
22. Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368. – С.25-40.
23. Осипова, Н.П. Зарубежный опыт формирования учетной политики/ Н.П. Осипова // Международный бухгалтерский учет. – 2011. - № 34. – С.1-14.
24. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. – 2013. – № 2/2055.
25. Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. 8/31602.
26. Палицын, В.А. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит: учебное пособие/В.А.Палицын. – Минск: Выш.шк., 2010 – 510 с.
27. Раковец, В. Типичные нарушения, допускаемые организациями в бухгалтерском учёте в 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aqm.by/stati/economika-tryd-buh/tipichnye-narusheniya-dopuskaemye-organizatsiyami-v-bukhgalterskom-uchete-v-2018-godu. – Дата доступа:
28. Рыбак, Т. Министерство финансов об особенностях бухгалтерского учёта в 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilex.by/news/ministerstvo-finansov-ob-osobennostyah-buhgalterskogo-ucheta-v-2018-godu. – Дата доступа:
29. Рыбак, Т. Токены – Новый объект бухгалтерского учёта. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gb.by/aktual/bukhgalterskii-uchet/tokeny-novyi-obekt-bukhgalterskogo-uchet. – Дата доступа:
30. Тарасевич, И.Н. Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства: краткий курс лекций: для слушателей системы переподготовки / И.Н. Тарасевич. – Минск: Амалфея, 2008. – 148 с.
31. Цыркунова, Т.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / И.А. Цыркунова, Н.А. Соловьева; Краснояр. ГТЭИ. – Красноярск, 2007. – 180 с.
32. Ширенбек, Х. Экономика предприятии: учеб. для вузов / Х. Ширенбек. – 15-е изд., перераб. и доп., СПб.: Питер, 2005. – 715 с.