ВВЕДЕНИЕ
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА
1.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ
II ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
2.1 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
2.2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Специфика развития современного социума предопределяет использование новых подходов к содержанию и формам образования, оказывает влияние на формирование актуальных целей и задач обучения. Новации в содержании образования определяют выбор технологических сторон обучения, предполагают необходимость структурирования разнообразных образовательных моделей.
Проблема совершенствования изучения иностранного языка в школе не теряет актуальности. Известно, что в государственных документах, регламентирующих изучение иностранного (английского языка) были выделены три основные задачи школьного курса: формирование лингвистической, коммуникативной и языковой компетенции.
Развитие международных и межличностных связей, поликультуризм и интернационализация всех сфер социума делают знания иностранных языков востребованными в повседневной практической и профессиональной деятельности. Иностранный язык, по сути, становится манифестантом интеллектуального развития человека, действенным фактором социально-экономического и общекультурного прогресса общества, важным личностным качеством в характеристике индивида, условием его самореализации и повышения социального статуса. Многие учащиеся и их родители начинают понимать, что обучение на престижном факультете, успешность в жизни, карьерный рост нереальны без владения иностранным языком. Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика [14, с. 66].
Цели обучения английскому языку определяются через повышение лингвистической компетенции:
– понимать речь носителей языка;
– владеть устной диалогической речью;
– аргументировать свою точку зрения;
Все вышесказанное становится невозможным без знания основ грамматики.
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ
1.1 Теоретические основы изучения коммуникативного подхода
Коммуникативный подход определяет такую организацию и направленность занятий, при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения учебного процесса к реальному процессу общения. Он базируется на принципах развивающего обучения (Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и психолингвистических основах коммуникации как формы организации познания, предполагает руководство и управление учебным процессом, при котором происходит учебное сотрудничество между учителем и учеником, направленное на формирование коллективной поисковой деятельности.
Концептуальным принципом коммуникативного подхода является направленная на формирование речемыслительных способностей целостность коммуникации, деятельности и методической системы обучения. «Коммуникативная компетенция – высшая ступень в иерархии компетенций – представляет собой нерасторжимое их единство, расширяет и углубляет языковую и лингвистическую компетенции» [, с. 4]. При такой системе обучения у школьников вырабатывается не только знание по учебному предмету, но и умение действовать на основе полученных знаний в конкретной ситуации. Здесь необходимо отметить специфику обучения грамматике английского языка:
- процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороне речи, сознательно, с использованием правил-инструкций и сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях.
II ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
2.1 Тренировка грамматических умений и навыков в коммуникативном аспекте
В предыдущей главе мы отметили, что последовательность упражнений направленных на обе грамматике английского языка в коммуникативном аспекте начинается с языковой ситуации. Так при изучении темы по различению will и is/are going to можно разыграть два типа диалога. Первый:
Pavel is talking to Helen:
Pavel: Let᾽s have a party?
Helen: That᾽s a great idea. We᾽ll invite lots of people.
Далее учитель дает комментарий об использовании will:
We use will when we decide to do something at the time of speaking. The speaker has not decided before. The party is a new idea.
Второй:
Later,that day, Helen meets Ann:
Pavel and I have decided to have a party. We᾽re going to invite lots of pepole.
We use (be) going to when we have already decided to do something.
При составлении ситуативных заданий особое значение приобретает вопрос о типах и структуре коммуникативных ситуаций. Ситуации могут быть построены на основе непосредственно увиденного, услышанного или осязаемого. В практике они известны как Classroom Situation на основе того, что учащиеся знают по собственном у опыту, узнают в процессе общения с другим и людьми, когда-то сами слышали или видели на основе того, что учащиеся могут представить с помощью картин, схем, фильмов и других средств наглядности .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Триада языковое образование – языковая культура – языковая личность занимает в современной методике преподавания русского языка центральное место. Ученые-методисты и учителя-практики говорят о языковом воспитании как основе формирования коммуникативной личности.
Качественное изучение иностранного языка в современном поликультурном пространстве и в среднем звене школы невозможно без изучения его грамматического строя, что отражено в нормативных документах Беларуси, регулирующих обучение английскому языку.
Подводя итог, можно сказать, что коммуникативный подход - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Уроки, проведенные в соответствии с принципами коммуникативного подхода необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Коммуникативный подход в изучении грамматики целесообразен из-за большой экономии времени, наличия серьезного познавательного труда, высокой результативности. Это способствует росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Ведущий принцип построения системы работы по изучаемому материалу в русле данного подхода – линейно-опережающий, т.е. школьники последовательно знакомятся с коммуникативной перспективой грамматической единицы и овладевают механизмом построения конструкций при продуцировании текста с учетом всех его признаков. Полученные знания и сформированные умения и навыки позволяют организовать целенаправленное наблюдение над функцией языковых средств, привлекаемых для реализации разных речевых интенций в речи.
1. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // ИЯШ. – 2001. – № 4. – С. 45 – 49.
2. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики; 2-е изд. / М.Я. Блох. Теоретические основы грамматики; 2-е изд. М.: Высшая школа, 2000. 160 с.–М.: Высшая школа, 2000. –160 с.
3. Детская психология: учебное пособие / под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Академия, 2016. – С. 247.
4. Конынева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 352с.
5. Карань, Л. В. Английский язык: 3 – 11 кл. : примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л. В. Карань, Е. Н. Давыдик. – Минск : НИО : Аверсэв, 2008. – 70 с. – (Библиотека учителя).
6. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: учебник / под ред. Солововой Е. Н. – М.: АСТ, 2018. – 230 с.
7. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникатив- ного обучения иностранному языку / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // ИЯШ. – 2000. – №4. – С. 14
8. Мухамеджанова, С. Д. Коммуникативные навыки у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка / С.Д. Мухамеджанова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1259-1261.
9. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебник / под ред. Щукина А. Н. – М.: Филоматис, 2009. – С. 312.Панова И.И., Вейзе А.А. «Английский для 7-го класса». – Минск: Вышэйшая школа,2018. – 300 с.
10. Панова И.И. Английский язык в 7-м классе. книга для учителя: учеб.-метод. Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. и бел. яз обучения (базовый уровень) / И. И. Панова, М. А. Маглыш, Е. А. Хмельницкая. – Мн. : Аверсэв, 2005. – 80с.
11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Ино- странные языки в школе. – 1991. – № 2. – С. 3-10.
12. Подласый, И. П. Педагогика. Учебное пособие. Книга 1. – 1999. – 398 с
13. Поморова, С.В. Обучение грамматике английского языка. Цели и техники / С.В. Поморова. – Екатерибург, 2016. – 234 с.
14. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с.
15. Стрельникова., А. Б. Коммуникативная грамматика английского языка: методы преподавания в техническом вузе / А. Б. Стрельникова // Молодой ученый. ‒2015. ‒№ 8. ‒С. 1039–1042.
16. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский: V – X классы, базовый уровень / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО : Аверсэв, 2007. – 56с.
17. Hopkins D., Cullen P. Cambridge Grammar for IELTS: Grammar Reference and Practice / Hopkins. ‒Cambridge: Cambridge University Press, 2007. ‒248 p.