ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОМЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ГОМЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА
3.1 СТРУКТУРА, ТИПИЗАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ГОМЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь должна развиваться в условиях усиливающейся конкуренции. Пути и способы обеспечения устойчивого развития потребительской кооперации на внутреннем рынке страны определены в Концепции развития потребительской кооперации на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правления Белкоопсоюза от 29.02.2016 № 47.
Однако в настоящее время торговые организации при развитии розничной торговой сети сталкиваются с рядом негативных проявлений (рисков), которые заключаются в следующем. Прежде всего, это усиление конкуренции со стороны сетевых структур, которые стали активно внедряться в сельские регионы, где потребительская кооперация занимала доминирующее положение. Кроме того, ожидается новая волна технологических изменений, усиление роли инноваций в экономическом развитии и снижение влияния традиционных факторов роста. Это, в свою очередь, потребует от руководителей и специалистов торговых организаций потребительской кооперации активно развивать новые сферы деятельности, внедрять современные технологии продаж, иметь четко сформировавшуюся стратегию освоения и удержания сельского потребительского рынка.
В настоящее время торговля – это одна из динамично развивающихся отраслей экономики. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 человек на начало 2018 г. составила 710,83 м2 при нормативе в соответствии с социальными стандартами 600 м2. На положительную динамику количественных показателей значимо повлияли новые торговые форматы (супер- и гипермаркеты, торговые центры, дискаунтеры и др.), изменившие структуру торговой сети, технологию ведения торговой деятельности, представления потребителей о культуре торговли. К их конкурентным преимуществам следует отнести: большие объемы продаж и высокую скорость оборота средств, широкий ассортимент товаров и новые технологии обслуживания, высокую покупательскую емкость сети, более низкие торговые затраты, а следовательно, и цены, относительно высокий уровень инвестиций.
Несмотря на положительные тенденции в сфере торговли в целом в республике остается нерешенным ряд проблем в сельской местности. В Беларуси насчитывается около 23 тысяч сельских населенных пунктов. Организация торгового обслуживания в них возложена на потребительскую кооперацию «Белкоопсоюз» либо с помощью стационарных объектов – это 2 тысячи магазинов под брендом «Родны кут», либо с помощью автомагазинов. Деятельность Белкоопсоюза носит выраженный социальный характер по обеспечению сельских жителей товарами первой необходимости. Около 80 % организаций системы низкорентабельны, более половины не имеют собственных оборотных средств. Значительная часть товарооборота организаций потребкооперации складывается за счет реализации хлеба, алкогольных напитков, табачных изделий и сахара. В структуре товарооборота невысока доля таких необходимых непродовольственных товаров, как одежда и обувь, сложнотехнические товары.
1 ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, организаций и населения.
Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.
Сущность организации состоит в упорядочении взаимодействий различных сторон и аспектов материальной деятельности людей, направленных на достижение определенных целей. В современных условиях требования к организации торговли возрастают в связи с расширением ассортимента, усложнением хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений научно-технического прогресса, расширением географии производства, развитием и совершенствованием материально-технической базы торговли.
Главная цель развития торговой отрасли состоит в совершенствовании ее деятельности, обеспечении стабильного платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами, расширении их ассортимента преимущественно за счет товаров отечественного производства при высоком уровне обслуживания. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
– обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования в сфере оборота потребительских товаров;
– совершенствование организационных структур управления торговлей, а также организационно-правовых форм субъектов торговли;
– создание соответствующей инфраструктуры торговли;
– проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер- и супермаркетов;
– создание отечественных торговый сетей, в том числе на основе организаций государственной формы собственности либо с долей государства в их уставном фонде;
– развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);
– обеспечение защиты прав потребителей;
– создание отраслевой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях;
– осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли;
– совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы торговой деятельности [12, с. 43].
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОМЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА
Гомельское районное потребительское общество, в дальнейшем именуемое Гомельское райпо, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в (на) территории Гомельского района, создано 22.12.1995 г.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Гомельского областного союза потребительских обществ и Уставом.
Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Организационная структура включает филиалы и подразделения (обособленные подразделения).
Филиалы (обособленные структурные подразделения), Общества действуют на основании положений, утвержденных правлением Общества.
Цель деятельности Гомельского районного потребительского общества – это удовлетворение материальных и других потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения.
Гомельское райпо занимается разнообразной деятельностью: оптовой и розничной торговлей, есть сеть организаций общественного питания, организует торговлю на принадлежащих ему рынках, заготавливает сельхозпродукцию и сырьё, располагает собственными автобазами, транспортом, строительными и ремонтными организациями.
На рисунке 2.1 приведены направления деятельности Гомельского райпо.
Население, обслуживаемое Гомельским районным потребительским обществом, составляет 94,1 тысяч человек.
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ГОМЕЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛПОТРЕБОБЩЕСТВА
3.1 Структура, типизация, специализация розничной торговой сети
Основной отраслью Гомельского филиала является торговля. Основной задачей развития торговли является повышение уровня и качества обслуживания и полное удовлетворение платежеспособного спроса пайщиков и обслуживаемого населения в товарах. Розничная торговая сеть составляет основу инфраструктуры товарного рынка и являет собой совокупность торговых и других организаций, предпринимателей – владельцев объектов розничной торговли.
Под формой организации розничной торговли следует понимать систему элементов построения розничной торговли на основе определенных принципов, характеризующихся стратегическими подходами собственников к использованию определенных видов розничной торговой сети, методов продажи, политики ценообразования, организации обслуживания, размещению точки продажи и планировочного решения ее внутреннего устройства.
Наиболее распространённой формой организации розничной продажи в Гомельского филиала является магазинная торговля. Торговая сеть в основном представлена торговыми объектами потребительской кооперации.
Основными функциями, возложенными на торговую отрасль Гомельского филиала, являются:
– закуп товаров у поставщиков;
– организация завоза товаров в торговые предприятия;
– приемка и хранение товаров;
– подготовка и подсортировка товаров к продаже;
– соответствие ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина;
– эффективная работа по изучению спроса, комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающее максимальные удобства покупателям и экономию времени в процессе приобретения товаров:
– оказание дополнительных услуг населению (прием предварительных заказов, бесплатная доставка товаров на дом, продажа товаров в кредит, расчет банковскими пластиковыми картами, наличие инфокиосков);
– продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
– контроль за соблюдением объектами торговли требований законодательства в сфере торговли (санитарных норм, дисциплины цен и т.п.);
– организация доставки товаров в населенные пункты, обсуживаемые автомагазинами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей и сокращается время на приобретение товаров.
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. Розничной торговой сетью называется совокупность розничных организаций (магазинов) и других торговых единиц (палаток, ларьков, киосков), размещенных и действующих на определенной территории для осуществления процесса продажи товаров населению. Ее роль и задачи в процессе товарного обращения определяются постоянным ростом производства и расширением ассортимента товаров, требованиями доведения их до потребителя с минимальными затратами общественного труда и созданием наиболее эффективных форм торгового обслуживания населения.
Состояние розничной торговой сети оказывает огромное влияние на темпы роста товарооборота, качества обслуживания покупателей, производительность труда торговых работников и финансовые результаты торговой деятельности. Организации торговли уделяют большое внимание вопросам расширения и совершенствования розничной торговой сети.
Проведенный анализ позволяет судить о том, что за анализируемые Проведенный анализ позволяет судить о том, что за анализируемые периоды торговая деятельность Гомельского филиала была неэффективной, о чем свидетельствует снижение основных социально-экономических показателей, а, именно, розничного товарооборота, доходов от реализации товаров и других показателей. В Гомельском филиале непрерывно происходит рост производительности труда и фондоотдачи, что говорит о повышении эффективности использования основных средств и соответственно повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
Проанализировав динамику состава и структуры розничной торговой сети, можно сделать вывод о том, что количество торговых объектов Гомельского филиала за анализируемые периоды увеличилось на 2 единицы, что связано с открытием новых магазинов, число которых возросло также на 2 единицы, а торговая площадь при этом увеличилась на 555 м2. Ежегодное сокращение численности обслуживаемого населения привело к уменьшению розничного товарооборота автомагазинов, что, в свою очередь, снизило товарооборот автомагазинов на 1 чел. Доля розничного товарооборота объектов стационарной торговли возросла на 0,1 %, что привело к снижению доли розничного товарооборота объектов нестационарной торговли. Положительной динамикой является рост числа магазинов самообслуживания, доля которых с каждым годом возрастает в общем числе магазинов.
1 Акулич, В.В. Оценка эффективности торговой деятельности / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. — 2017. — № 2. — С.55 – 59.
2 Гасанова, Т.В. Экономика торговли: пособие / Т.В. Гасанова. — Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015. — 132 с.
3 Концепция развития потребительской кооперации на 2016-2020 годы утв. постановлением Белкоопсюза от 29 февраля 2016, № 47 / Белкоопсоюз [Электронный ресурс]. — Минск, 2016. — 27 с.
4 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 128-З (в ред. от 13.07.2016 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].
5 Об утверждении инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: постановление Министерства торговли Респ. Беларусь, 26 июня 2014 г., № 25 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 5 /39169. – С. 19-22.
6 О классификации форм розничной торговли: постановление Министерства торговли Респ. Беларусь, 26 июня 2014 г., № 24 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2014. – № 8 /28884.
7 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mogilev.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika.
8 О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 25.02.2002 № 93-З (в ред. от 10.07.2012) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].
9 Об утверждении положения о порядке утверждения (согласования) режима работы торговых объектов, торговых объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания населения, рынков и торговых центров и внесении изменений в постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от 23.12.2014): Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 31.102012 № 987 // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].
10 О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания: Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 г. № 345 // Консультант Плюс [Электронный ресурс].
11 О развитии предпринимательства: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].
12 Организация коммерческой деятельностью: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений / О. В. Памбухчиянц – Минск: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 442с.
13 Официальный сайт Белкоопсоюза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bks.gov.by/otrasli-deyatelnosti/zagotovki.html
14 О развитии торговой инфраструктуры в Республике Беларусь в 2017 году (по оперативным данным торгового реестра) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mart.gov.by/news/2017.
15 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с
16 Пигунова, О.В. Выход потребительской кооперации на рынок сетевого ритейла / О.В. Пигунова // Потребительская кооперация. — 2011. — № 1. — С. 27 – 30.
17 Потребительская кооперация: теория практика, проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. / Белкоопсоюз БТЭУ. — Гомель: БТЭУ, 2014. — 236 с.
18 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Указом Президента Республики Беларусь № 466 от 15.12.2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. belstat.gov.by.
19 Сыроед, Т.Н. Формирование конкурентной среды в торговле товарами народного потребления и роль в ней потребительской кооперации / Т.Н.Сыроед, В.А.Миклушова, В.Е.Колесникова // Потребительская кооперация. — 2012. - №4. — С.61 – 66.
20 Шишкова, Е.Е. Направления развития розничной торговли потребительской кооперации Республики Беларусь / Эффективность сферы товарного обращения [Электронный ресурс] : сборник научных статей IV Писаренковских чтений, Гомель, 26 октября 2018 г. / редкол. : С. Н.Лебедева [и др.] ; под науч. ред. канд. экон. наук, доцента Т.В. Гасановой. — Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2018. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — Загл. с экрана. — С. 115 – 118.
21 Шелег, Н.С. Маркетинговая схема повышения экономической эффективности работы предприятий потребительской кооперации / Н.С. Шелег, О.В. Комар // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта — Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2013. — № 4. — С. 51 – 58.
22 Управление конкурентоспособностью торговых организаций: монография / Р.Р. Салихова, Р.Р. Дыганова. — Москва : Русайнс, 2016. — 191 с.
23 Экономика организации торговли: пособие для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени и переподготовки руководящих работников и специалистов. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Н. Сыроед, А. З. Коробкин, Н. А. Сныткова ; под общ. ред. А. З. Коробкина. — Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2017. — 276 с.
24 Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 295 с.
25 Экономика организаций торговли: учебное пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. — Минск: БГЭУ, 2012. — 671 с.
26 Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А.С. Головачев. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 688 с.
27 Экономика организации отрасли: курс лекций для слушателей системы переподготовки руководящих работников и специалистов, студентов специальности 1—26 02 03 «Маркетинг» специализации 1—26 02 03 01 «Рекламная деятельность» / А.З. Коробкин, Т.Н. Сыроед [и др.]; под общ. ред. А.З. Коробкина. — Гомель: БТЭУ, 2015. — 292 с.
28 Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. — 2-е изд. испр., — Минск: Выш. шк., 2008. — 542 с.
29 BACK-OFFICE Учетная система магазина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.to-ural.ru/автоматизация-предприятий/496