ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика — важное направление государственного регулирования, поскольку конечной целью деятельности каждого государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития.
Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни населения Республики Беларусь, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Каждый день, данные аспекты освещаются как в средствах массовой информации, так и на собраниях коллективах и даже в быту.
Данная тема весьма значима как для нашего общества в целом, так и для отдельных граждан. При том, что совершенствование системы социально–экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Поэтому и для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества. Этот факт обуславливает актуальность изучения данной темы.
Актуальность же темы курсовой работы состоит в том, что прогресс в обществе достигается только тогда, когда эффективная экономическая политика сочетается с действительной социальной политикой и социальной защитой населения. Как известно, активная социальная политика важнейшая предпосылка повышения эффективности производства.
Объект исследования – Республика Беларусь.
Предмет исследования – социальная политика государства.
Основной целью данной работы является выявление сущности, целей и основных показателей результативности социальной политики в современной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить социальную политику: сущность и цели;
– изучить особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь;
– рассмотреть проблемы и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Методы исследования: систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический.
Основной теоретической базой для написания курсовой работы явились труды таких авторов белорусских и российских авторов.
1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет в первую очередь государственная социальная политика.
Социальная политика представляет собой широкий комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, обеспечения роста его благосостояния и системы социальных гарантий.
Почти в каждом обществе в первую очередь общей конечной целью производства является удовлетворение конкретных потребностей людей.
Причем почти все авторы выделяют социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле.
В широком смысле данная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости [21, с. 45].
Другими словами, социальная политика в первую очередь направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества.
Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.
Таким образом, на наш взгляд, социальная политика – это деятельность институтов государства, в первую очередь направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
Социальная политика направлена на выявление и поиск путей уменьшения неравенства в доступе к услугам и поддержке между социальными группами, определяемыми социально-экономическим статусом, расой, этнической принадлежностью, миграционным статусом, полом, сексуальной ориентацией, инвалидностью и возрастом, а также между странами.
Объектом же социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами же социальной политики — те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно–правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации.
К ним как правило относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
2 Особенности социальной политики в Республике Беларусь
Социальной политикой в Республике Беларусь является комплекс осуществляемых им мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере нашей страны.
В социальной политике Республике Беларусь своё отражение находит уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения личных и общественных потребностей, которые постоянно растут, и социально–политической стабильности в обществе.
Задачи социальной политики в Республике Беларусь:
1. Осуществление социальной защиты человека, реализация его основных социально–экономических прав.
2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.
3. Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества.
4. Развитие отраслей социальной инфраструктуры, объем, качество и характер которой должен обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения.
5. Создание условий для всестороннего развития человека.
В условиях трансформационной экономики действует объективное противоречие между средствами и целями. Так, с одной стороны, обострение социальных проблем, возникших перед государством, требует увеличение государственного бюджета на расширение социальных программ, а с другой стороны – решение этой задачи наталкивается на очень скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества.
Для трансформационной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов, то есть различие в уровне доходов на душу населения. Помимо различия в степени адаптации государства к рыночным условиям, а именно различных групп населения, неравенство в доходах усиливается высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, что приводит к значительному снижению уровня жизни преобладающей части населения.
Особенно это наблюдается в самом начале трансформационного периода.
В таких условиях государство вынуждено активно участвовать в перераспределении доходов. В этом случае главными средствами перераспределения доходов населения являются система трансфертных платежей и налогообложение личных доходов граждан. Однако возможности государства в переходный период весьма ограничены. Во–первых, в ходе приватизации происходит сокращение доходов государства. Во–вторых, значительный рост налоговых ставок ведет к ослаблению стимула к получению более высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям.
3 Проблемы реализации и направления совершенствования социальной политики в Беларуси
Проблемы во многом могут быть обусловлены спецификой того, что социальная политика Республики Беларусь в первую очередь находится в высокой степени зависимости от субъективных факторов (политического выбора и идеологических предпочтений) и объективно заданных ограничений.
К объективным ограничениям, влияющим на выбор целевой функции социальной политики и механизм ее осуществления относят:
– социальные издержки реформ, которые возникли в первые годы реформ и приняли в дальнейшем устойчивый трудно поддающийся регулированию характер;
– финансовые ограничения, вызванные налогово–бюджетным кризисом, связанным с резким сужением налоговой базы в результате падения реальной заработной платы и прибыли, при одновременном увеличении социальной нагрузки на бюджет в связи с ростом малообеспеченных групп населения, остро нуждающихся в поддержке государства;
– институциональные ограничения: отсутствие профессионального аппарата, который бы мог разрабатывать программы и мероприятия будущей социальной политики на основе обширной и достоверной информационной базы, принимать грамотные управленческие решения и оценивать их результаты на основе существующих в развитых странах новейших методик и другие.
Основная цель осуществляемых реформ в первую очередь – повышение уровня и качества жизни населения путем построения демократических рыночных обществ. Большинство стран, осуществляющих переход к рынку, отразили это в своих Конституциях, провозгласив себя социальными государствами, программная цель которых – обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех его граждан.
Целью социальной политики в Беларуси в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции.
Во–первых, особенностью положения Республики Беларусь, сказавшейся на ее модели, является серьезная экологическая озабоченность. Она объективно обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В связи с этим важнейшими задачами государства признаны: оздоровление пострадавших граждан, защитные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, обеспечение занятости населения, повышение эффективности производственной деятельности, активная государственная поддержка семьи, рост доходов и качества жизни населения.
Во–вторых, особенностью белорусской модели следует назвать социально–щадящий характер реформирования и развития. Эта особенность вытекает, прежде всего, из первой и является ее развитием. Дело в том, что к наиболее серьезным и опасным последствиям чернобыльской катастрофы следует отнести потерю здоровья нации. Особенно значительна она у населения, проживающего на загрязненных территориях, переселенцев и ликвидаторов аварии. Исследования свидетельствуют о постоянном росте заболеваемости и инвалидности пострадавшего населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного автором исследование можно сделать выводы:
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Социально–ориентированная модель характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования системы рыночных отношений; активного сотрудничества с развитыми и развивающимися странами, особенно в области инвестиционной политики; осуществляющих активную деятельность, с одной стороны, по развитию индивидуальных, интеллектуальных и предпринимательских способностей, а с другой — по выравниванию возможностей для каждого жителя страны получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и достижениям НТП.
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.
Доходы государственного внебюджетного слава фонда социальной защиты слава населения Министерства труда слава и социальной защиты слава (далее – ФСЗН) слава за 2018 год слава сформированы в размере слава 11 749,2 млн. слава руб. или 95,3% слава к годовому плану слава (в т. ч. слава за счет субвенций слава из республиканского бюджета слава на возмещение расходов слава на выплату государственных слава пособий семьям, воспитывающим слава детей, в сумме слава 1419,3 млн. трос руб.). Наибольший удельный трос вес (84,2%) в трос доходах фонда занимают трос обязательные страховые взносы трос работодателей, Белгосстраха, работающих трос граждан и физических трос лиц, уплачивающих эти трос взносы самостоятельно.
Главная цель развития страны на 2016 – 2020 годы – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, активизации рыночных институтов и инновационного развития.
1. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
2. Козловский, В. Белорусская модель: обусловленность и особенности /В. Козловский // Экономика Беларуси. – 2012. – № 1. – С. 56.
3. Касперович, Е. А. Социальное развитие как приоритет государственной политики в Республике Беларусь / Е. А. Касперович. – Минск: Информационно–аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2015. – 10 с.
4. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебник / Под ред. Лутохиной Э.А. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 400 с.
5. Международный опыт организации системы социальной помощи. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public.
6. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управ¬ления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 844 с.
7. Национальная экономика: учебник / В.А. Шульга [и др.]; под общей ред. В.А. Шульги. — М.: Изд–во Рос.экон. акад., 2007. — 592 с.
8. Новиков, М. М. Макроэкономическая статистика : учеб.пособие / М. М. Новиков. – Минск : БГЭУ, 2006. – 120 с.
9. Новиков, М.М. Статистический анализ макроэкономических показателей: Сб. задач / М.М. Новиков. – Минск: БГЭУ, 2005. – 31 с.
10. Отчет Национального банка за 2012 год: Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2013 г. № 274//[Электронное издание] Минск, 2013 – 185с.
11. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь за 2012г.: Аналитическое обозрение, Национальный банк Республики Беларусь, [Электронное издание] Минск, 2013 – 131с.
12. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь за 2013г.: Аналитическое обозрение, Национальный банк Республики Беларусь, [Электронное издание] Минск, 2013– 62с.
13. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.by/.
14. Официальный сайт Национальный правовой Интернет–портал Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/.
15. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.minfin.gov.by/.
16. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by/publications/
17. Официальный сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/.
18. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main.php
19. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy
20. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by/publications/
21. Социальная политика: Учебник /Под общ.ред. Н.А.Волгина. М.:Изд–во «Экзамен», 2014. – 226 с.
22. Социальная политика: Учебное пособие /под редакцией д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014 – 364 с.
23. Экономическая теория (в трех частях). Ч.I. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Лемешевского – Минск: OOO «ФУАинформ», 2009. – 632 с.
24. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – 3–е изд. – Изд. СпбГУЭФ.: Питер, 2013. – 500 с.
25. Экономические показатели работы Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс].–2017.–Режим доступа: http://mintrud.gov.by/.
26. Экономические основы деятельности ФСЗН [Электронный ресурс].–2017.–Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/preside/about/current_found/budget.