Введение
1 Сущность и понятие себестоимости продукции
2 Пути снижения себестоимости продукции
3 Особенности материального стимулирования сотрудников
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных показателей, характеризующих работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции, то есть затраты на ее производство и реализацию. Учитывая необходимость выпускать конкурентоспособную продукцию и выводить ее на международные рынки, от уровня себестоимости производимой отечественными предприятиями продукции зависят итоговые финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Вопрос формирования затрат на производство в организации и их эффективного снижения является одним из наиболее важных для любой организации. Затраты на производство продукции организации, обобщенные в виде себестоимости производства, определяют финансовые результаты работы любой организации.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому организации, использующей многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Снижение затрат на производство является главным фактором повышения рентабельности деятельности организации, роста денежных накоплений, достижения реального экономического эффекта, выраженного в росте прибыли. На средства, высвобожденные в результате снижения затрат на производство, организация способна обеспечить своевременный и устойчивый процесс расширенного воспроизводства и совершенствования производства.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что себестоимость производства продукции является определяющим фактором формирования финансовых результатов деятельности организации. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, определить влияние факторов на его отклонения и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции и, тем самым, улучшение результатов его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
1 Сущность и понятие себестоимости продукции
Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
«Классическое» определение затрат с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь дано в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов № 102. В соответствии с данной Инструкцией, затраты определяются, как стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.
Себестоимость продукции входит в состав расходов по текущей деятельности, которые включают в себя:
- себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
- управленческие расходы;
- расходы на реализацию;
- прочие расходы по текущей деятельности [11].
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг включает:
- в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам;
- в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – стоимость приобретения реализованных товаров (в ценах приобретения или в розничных ценах, за исключением сумм реализованных торговых надбавок, включаемых в цену товаров;
- в организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг – стоимость приобретения реализованных ценных бумаг [24, с. 33].
2 Пути снижения себестоимости продукции
В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
- в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
- в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
- в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.
На снижение себестоимости влияет много факторов. Условно их можно разделить на следующие:
- внутрипроизводственные – те, на которые руководители предприятия могут оказать непосредственное воздействие. К ним можно отнести: сокращение штата сотрудников, автоматизация отдельных процессов, мотивация персонала и т.д.;
- внепроизводственные – те, на которые не могут оказать влияние предприятие. Это стоимость топлива, сырья, тарифы, величина налоговых отчислений и т.д [25, c. 38].
Направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества.
3 Особенности материального стимулирования сотрудников
Особенностью стимуляции является то, что выбранная работником форма поведения отвечает цели предмета стимуляции, целям тех, кто создал эту ситуацию.
Основной целью управления трудовыми стимулами является обеспечение роста доходов персонала и дифференциация их выплат по трудовому вкладу отдельных работников в общие результаты деятельности предприятия.
При создании эффективной системы стимулов труда необходимо исходить из принципов, разработанных в теории управления и применяемых в рыночной экономике:
– комплексность;
– системность;
– регламентация;
– специализация;
– стабильность;
– целенаправленное творчество.
Рассмотрим сущность этих принципов.
Первый принцип – комплексность. Комплексность предполагает, что необходим всесторонний подход с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических [11, с.98].
Организационные факторы - установление определённого порядка работы, дифференциация полномочий, формулирование целей и задач. Как уже было сказано, правильная организация производства закладывает фундамент под дальнейшую эффективную и качественную работу.
Правовые факторы, которые служат цели обеспечения соблюдения прав и обязанностей работника в ходе работы с учетом возложенных на него функций, тесно связаны с организационными факторами. Это необходимо для правильной организации производства и дальнейшего справедливого стимулирования [14, стр. 68].
Технические факторы предполагают предоставление персоналу современных средств производства и офисного оборудования. Как и организационные, эти аспекты являются основополагающими в работе предприятия.
Материальные факторы определяют специфические формы стимуляции материала: Оклад, награды, дополнительные сборы и т.д. и их размер.
Социальные факторы предполагают повышение интереса работников за счет предоставления им различных социальных привилегий, оказания социальной помощи, участия работников в управлении коллективом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены сущность и понятие себестоимости, пути ее снижения, в особенности, материальное стимулирование работников.
Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Себестоимость как экономическая категория выполняет учетную, расчетную и управленческую функции.
Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Коммерческие расходы связаны с продвижением товаров на рынок (реклама, транспортировка, хранение).
Направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающегося качества.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новых технологий, автоматизация производственных процессов, совершенствование технологий позволяют значительно снизить себестоимость продукции и услуг.
Серьезным снижением себестоимости является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массовым производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на мелкосерийном производстве с той же продукцией. Развитие специализаций требует установления и наиболее рационально кооперированных связей между предприятиями.
1. Агафонова, М. С. Исследование зарубежного опыта мотивации и оплаты труда / М. С. Агафонова, А. Н. Быканова, Г. Ю. Виненко // Современные научные исследования в сфере экономики: Сборник результатов научных исследований. – 2018. – С. 45-49.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак [и др.]; под ред. В.И. Стражева. – Минск: Выш. школа, 2013. – 488 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций / Е. Г. Кобзик. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 119 с.
4. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
5. Балтачева, Н. Р. Бережливое производство как метод повышения эффективности производства на предприятии / Н. Р. Балтачева // Scince Time. – 2015. – № 8. – С, 26-29.
6. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 372 с.
7. Богданов, В.В. Экономика и организация производства: учеб. пособие / В.В. Богданов, В.А. Щепочкин, Т.Н. Рогова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 252 с.
8. Брисова, А. Н. Управление себестоимостью продукции на производстве / А. Н. Борисова, А. В. Сапунов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов V Международной НПК. – 2017. – С. 52-55.
9. Бугаков, В.М. Управление персоналом: учеб. пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 237 c.
10. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В. С. Великанов // Вопросы экономики. – 2014. – №9. – С. 47-53.
11. Грудкина, Т. И. Управление затратами на производство продукции: влияющие на себестоимость факторы и направления ее оптимизации / Т. И. Грудкина // Концепт. – 2016. – № 15. – С. 2376-2380.
12. Гурко, А. И. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции как способ управления затратами на предприятии / А. И. Гурко // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 4. – С. 1036-1039.
13. Долгирева, Т. А. «Бережливое производство» как метод совершенствования организации производства / Т. А. Долгирева // Современные проблемы и перспективы социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов. – Йошкар-Ола, 2017. – С. 34-37.
14. Ершова, М. В. Модель снижения себестоимости продукции на промышленных предприятия / М. В. Ершова, Р. В. Жариков // Организатор производства. – 2016. – № 2. – С. 67-78.
15. Зайцев, Н. Л. Экономика организации: учеб. для вузов / Н.Л. Зайцев. – М.: Экзамен, 2010. – 768 с.
16. Крылов, Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: учеб. пособие для вузов / Э.И.Крылов, В.М.Власова, И.В.Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 720 с.
17. Остапущенко, А. С. Управление затратами в процессе управленческой деятельности / А. С. Остапущенко // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 10. – С. 168-172.
18. Седов, И. А. Концептуальные проблемы управления себестоимостью продукции на предприятии / И. А. Седов // Символ науки. – 2016. – № 9. – С. 155-157.
19. Скуридина, Н. О. Особенности управления себестоимостью продукции / Н. О. Скуридина // Форум молодых ученых. – 2018. – № 7. – С. 890-893.
20. Титова, О. В. Управление себестоимостью продукции на предприятии / О. В. Титова // Экономика и управление: проблемы, тенденции и перспективы развития: сборник материалов IV международной НПК. – 2016. – С. 95-99.
21. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия: учеб. пособие для вузов / М.И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 218 с.
22. Управление финансами предприятия: справочно-практич. пособие / Т.И. Вуколова [и др.]. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2011. – 224 с.
23. Федорова, Т. В. Экономический механизм управления затратами и калькулирование себестоимости продукции / Т. В. Федорова // Научный альманах. – 2016. – № 2. – С. 358-362.
24. Шапорова, О. А. Особенности формирования себестоимости продукции и нормативного контроля в управлении затратами промышленных предприятия / О. А. Шапорова, Е. А. Кирпиченко // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. – № 4. – С. 32-37
25. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум [и др.]; под общ. ред. Э. В. Крум, Т. В. Елецких. – 2-е изд., дораб. и испр. – Минск: Выш. шк., 2010. – 304 с.