Введение
1 Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики
2 Инструменты налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условиях их применения
3 Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Налогово-бюджетная политика является центральным элементом государственного финансового регулирования. Налогово-бюджетная политика государства называется также фискальной политикой. Сегодня экономисты из разных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает наибольшее влияние на любую экономическую систему.
Фискальная политика – это сектор экономики, напрямую связанный с взаимодействием государственных органов и всех других субъектов хозяйствования. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогов и трансфертных платежей.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Это статья доходов и расходов государства, которая более или менее волнует каждого гражданина и влияет на благосостояние всех. Как известно, бюджет на всех уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, содействии научно-техническому прогрессу (финансирование на исследования и разработки), развитию экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) через инвестиции, субсидии и т.д.
Поскольку на государственные расходы в основном используются средства государственного бюджета, а налоги являются основным источником пополнения, фискальная политика зависит от манипулирования государственным бюджетом.
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает это или нет. Реальный вопрос заключается в том, будет ли эта политика конструктивной или неосознанной и противоречивой.
Актуальность темы, заключается в том, что фискальная политика в современных условиях играет важную роль в экономике страны и является очень сложным экономическим механизмом. Актуальность этой темы для Республики Беларусь заключается в том, что экономика нашей страны, особенно бюджет и налоговая сфера, в настоящее время все еще находятся в нестабильном состоянии формирования, а эффективная экономическая система формируется не в одночасье.
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ТИПЫ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Одним из важнейших инструментов макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика. Налогово-бюджетная политика – это влияние государства на экономику через формирование размера и структуры государственных расходов, объема трансфертов и налогообложения.
Налогово-бюджетная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Налогово-бюджетная – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности [10, с.42].
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги – основной источник его пополнения, фискальная политика сводится к политике по формированию и расходованию средств государственного бюджета. Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.
Основные задачи налогово-бюджетной политики – создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся ограниченных ресурсов и поддержание определенного уровня деловой активности. Поэтому фискальная политика имеет два аспекта: макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с проблемой бюджетного дефицита, и распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Налогово-бюджетная политика может быть, как выгодной, так и болезненной для стабильности экономики. Она значительно варьируется в зависимости от поставленных стратегических задач, таких как регулирование борьбы с кризисом, обеспечение высокой занятости и борьба с инфляцией.
2 ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И УСЛОВИЯХ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Инструменты финансовой политики:
- налоги, сборы, пошлины и другие платежи являются обязательными вычетами средств от плательщиков в установленных законом размерах, установленных государством на основании соответствующего законодательства;
- налоговая ставка – это сумма налогового начисления на единицу объекта налогоплательщика [1, с.23].
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения совокупного спроса, помогая стабилизировать национальное производство. Именно благодаря их действиям развитие экономического цикла изменилось: спад производства стал менее глубоким и более коротким. Ранее это было невозможно, поскольку ставки налогов были ниже, а пособия по безработице и социальной помощи были незначительными.
Этот метод государственного влияния на экономику подразумевает косвенное регулирование с помощью таких инструментов, как налоги и государственные расходы. Поскольку государственные расходы – это использование государственных средств, а налоги – основной источник пополнения, налогово-бюджетная политика зависит от манипулирования государственным бюджетом. Налогово-бюджетная политика формируется парламентом страны, который утверждает государственный бюджет, и осуществляется правительством, главным образом министерством финансов. Налоговая политика включает только те манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменениями находящихся в обращении денег.
3 ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Закон Республики Беларусь №2347-XII от 4 июня 1993 года «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» определяет основы функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, отношений между республиканским и местными бюджетами, а также бюджетами и юридическими и физическими лица для уплаты налогов, других обязательных платежей, других поступлений и использования бюджетных ассигнований, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов [19].
Республиканский и местные бюджеты включены как отдельные части в бюджетную систему Республики Беларусь.
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет формируют консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Единство бюджетной системы регулируется единой правовой базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базы данных, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласно принципам бюджетного процесса.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь сегодня является республиканским государственным органом, который осуществляет государственную политику, а также регулирует и координирует деятельность других республиканских государственных органов в области налогообложения, государственного контроля за производством, оборотом и рекламой алкогольной и табачной продукции [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
С финансовой точки зрения существуют экономические отношения, которые государство может использовать для текущих фискальных мер. Налогово-бюджетная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.
Налогово-бюджетная политика подразделяется на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политика встроенных стабилизаторов), в зависимости от механизмов ее регулирования на изменения экономической ситуации.
Основными инструментами являются налоги и государственные закупки. Во времена сокращения производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать то и другое. т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. Чтобы снизить инфляцию, проводят политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Это сокращение государственных расходов, увеличение налогов или объединение обоих мер.
Налоговая система страны эффективна, когда она основана на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые преимущества для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальное налоговое бремя и т.д.
Государственный бюджет представляет собой смету государственных доходов и расходов за период времени, обычно один год, с указанием источников государственных доходов и областей расходов. В бюджете есть доходы и расходы, которые должны быть сбалансированы в запланированном будущем.
1. Адаменкова, С. И. Налогообложение: теория и практика: учеб. метод. пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик, Л. И. Тарарышкина; под общ. ред. С. И. Адаменковой. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Мн.: Элайда, 2012. – 332 с.
2. Апацкая А.А. Бюджетно-налоговая политика. / А. А. Апацкая // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – №8/2018. – с.44-46.
3. Главное управление налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов. Меры фискальные и стимулирующие. // Финансы. Учет. Аудит. – 2014. – №1. – С.15-18.
4. Киреева Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова. – Минск: Белорусский экономический журнал, 2015. – с. 84-98.
5. Лукьянова, И. А. Налоговая стратегия современного государства: теория, методология, практика реализации: монография / И. А. Лукьянова. – Мн.: Белорусский государственный экономический университет, 2015. – 193 с.
6. Макроэкономика: учебное пособие / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2013. – 312 с.
7. Макроэкономика: учеб. / А. В. Бонарь, В. А. Воробьёв, Л. Н. Новикова [и др.]; под ред. А. В. Бонаря, В. А. Воробьёва. – Минск: БГЭУ, 2014. – 431 с.
8. Министерство финансов Республики Беларусь. Налоговая система Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/tax_policy/tax_system/
9. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ф. Киреева [и др.]; под ред. Е. Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 447 с.
10. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Г. А. Волкова, Г. Б. Поляк, Л. А. Крамаренко, М.Е. Косов – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 631 с.
11. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н. В. Грызунова, М. В. Радостева – М., Московский гуманитарный университет, 2012 – 631 с.
12. Налоговая система Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа:https://myfin.by/wiki/term/nalogovaya-sistema-respubliki-belarus
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь. Министерство финансов Республики Беларусь Главное управление бюджетной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2017/yd2017.pdf
14. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2018-2020 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/27092017.pdf
15. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019-2021 годы. Направления совершенствования налоговой и бюджетной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/taxpolitic/06092018.pdf
16. Отчет Министерства финансов Республики Беларусь «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
17. Печень Е. Приоритеты бюджетной политики на 2019 год. / Е. Печень // Финансы, учёт, аудит. – №9/2018. – С.7-10.
18. Попов, Е. М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ Е. М. Попов. – 2-е изд., испр. – Минск: Высш. шк., 2013. – 319 с.
19. Прокопович, И. А. Проблемы налогового регулирования Республики Беларусь / И.А. Прокопович. // Налоговое планирование. – 2015. – №8. – С. 3-8.
20. Расширенная коллегия Минфина. На пороге налоговой реформы // Финансы, учёт, аудит. – №3/2018. – с.17-19.
21. Теория налогов: курс лекций / И.А. Лукьянова. Минск: БГЭУ, 2016. – 150 с.
22. Экономическая теория. Макроэкономика – 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям / Г. Н. Журавлева [и др.]; под общ. ред. Г. П. Журавлевой. – 3-е изд. – Москва: Дашков и К, 2012. – 919 с.