3 Проблемы и пути совершенствования налоговой политики Республики Беларусь
3.1 Международный опыт проведения налоговой политики в странах ЕС
3.2 Направления совершенствования налоговой политики в РБ
Список использованных источников
3 Проблемы и пути совершенствования налоговой политики Республики Беларусь
3.1 Международный опыт проведения налоговой политики в странах ЕС
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, который привел к дестабилизации денежно-кредитной политики стран и нестабильности макроэкономических показателей необходимо рассмотреть основные положения, предусмотренные налоговыми реформами многих стран, а также изменения, которые произошли в фискальной политике некоторых стран, входящих в состав Европейского союза, в период финансового кризиса 2008-2010 годов. Изменения в налоговых системах стран в большинстве случаев были связаны с манипулированием НДС и акцизами. Наиболее значимые изменения касались освобождения от уплаты налогов и расширением диапазона налоговых вычетов.
Одним из основных налогов в Польше является подоходный налог с предприятий. Его ставка на данный момент составляет 9%. Этот налог должен быть уплачен всеми юридическими лицами по результатам их работы, за исключением случаев, когда прибыль получена от сельскохозяйственной деятельности, а также доходы, полученные от компенсации и в рамках благотворительности. В последнем случае это включает ассигнования на культуру, спорт, здравоохранение, образование. Кроме того, компании, которые не зарегистрированы на территории Польши, платят налог только с той части прибыли, которая была получена на территории страны [1, c. 74].
Администрирование налоговой системы Польши формируется в соответствии со стандартами Евросоюза. Налоговая администрация страны занимается не только сбором налогов, но также выполняет функции по аудиту и консультированию налогоплательщиков, обработкой данных. Основные коммуникации, которые возникают между налоговой службой и юридическими и физическими лицами постепенно переводятся в электронный формат. Для тех налогоплательщиков, которые еще не адаптированы к администрированию через удаленный доступ, взаимодействие с Налоговой администрацией возможно через офисы. В данных службах происходит прием заявлений, подача деклараций, решение общих вопросов [2, c. 38].
3.2 Направления совершенствования налоговой политики в РБ
Важными условиями повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь являются построение справедливой и эффективной налоговой политики, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
За последние годы Республика Беларусь активно реформировала налоговую систему. При проведении налоговых реформ выдвигался на одно из первых мест вопрос об оптимальности общей налоговой нагрузки на экономику или тяжести налогового бремени. Налоговая нагрузка играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. С одной стороны, высокая налоговая нагрузка положительно сказывается на доходах консолидированного бюджета, но отрицательно на доходах плательщиков, так как уменьшает инвестиционные возможности, увеличивает отпускные цены на реализуемую продукцию, негативно сказывается на ее конкурентоспособности. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов [7].
Одним из самых сложных является вопрос об оптимальном соотношении прямого и косвенного налогообложения. На основании абстрактных рассуждений, не учитывающих конкретных условий и тенденций социально-экономического развития страны, сделать однозначного вывода в пользу тех или иных налогов нельзя. Ответ следует искать для каждой конкретной страны, на каждом определенном этапе ее истории отдельно.
1. Актуальные проблемы европейского права: учебник / Л. М. Фельдштейн и соавт. – М .: Флинт: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 163 с.
2. Анищенко, А.И. Право экономического и валютного союза: учеб. пособие / А.И. Анищенко Е.Б. Леанович М.В. Юрьев Т.Г. Климович; под ред. Х. Херрманн, С. А. Балашенко, Т. Борич. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 152 с.
3. Жлоба, А. А. Экологический закон Европейского Союза. Общая часть – Экологический закон Европейского Союза. Общая часть: учебное пособие / А. А. Жлоба; под ред. Х. Херрманн, С. А. Балашенко, Т. Борича. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
4. Мещанова, М.В. Правовое регулирование внутреннего рынка Европейского Союза: учеб. пособие / М.В. Meshchanova; под. редактор Х. Герр-Манна, С. А. Балашенко, Т. Борич. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 134 с.
5. Конончук, И. А. Освобождение от налогообложения в условиях метода начисленного НДС / И. А. Конончук // Экономика и банки. – 2018. – № 1. – С. 19-24.
6. Киевич, А. В., Конончук И. А. Пригодич И. А. Реформирование налоговых систем стран Европейского союза в кризисный период // Экономический форум. – 2018. - №4. С. 36-41.
7. Якубенко, Г.А. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/22092014/1957/
8. Васевич, А. Ответы на современные вызовы / А. Васевич // Финансы, учет, аудит. - 2015. - № 8. - С. 9-10.