Введение
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики
2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации
3. Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Действия в области получения доходов и объема направлений государственных расходов определяются как фискальная политика государства, целью которой может быть стабилизация, экономический рост или ограничение деловой активности.
Фискальная политика государства является одной из важнейших частей главной политики государства. Именно фискальная политика в рыночных отношениях определяет темпы роста и направления развития национальной экономики. Если экономика государства находится на спаде то, прежде всего, следует проанализировать налоговую систему как основу фискальной политики государства.
Вместе с тем фискальная политика должная не только основной составляющей при формировании государственного бюджета, обеспечивающегося нормальную жизнедеятельность общества в целом, но и быть справедливой.
При рассмотрении принципов фискальной политики, считаем, что основной принцип заключается в следующем – чем больше доходы, тем больше платежей в бюджет, а не облагать нищих непомерными налогами и, при этом, брать с богатых минимум. К сожалению, такой подход часто существует в системе налогообложения государств. А это, как правило, помимо недовольства многих граждан, вызывает и застой, и стагнацию в экономике.
Многое в экономике можно изменить с помощью государственного бюджета и фискальной политики, а именно, с помощью изменений соотношения государственных доходов и налогообложения. В частности, можно изменить отраслевую структуру национальной экономики и создать лучшие условия для развития производства, снижения инфляции, занятости населения и другое. Но в Республике Беларусь пока не все так и существуют проблемы, которые рассмотрены в курсовой работе и предложены пути их решения.
Вместе с тем в Республике Беларусь в государственных документах по планированию ее социально-экономического развития разработаны мероприятия для совершенствования фискальной политики Республики Беларусь, в частности, бюджетной и налоговой политики.
Для выполнения мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств необходимо провести тщательный анализ налоговой нагрузки и основных показателей государственного бюджета Республике Беларусь, что и сделано в курсовой работе.
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики
Фискальная политика является одним из ключевых элементов государственного финансового регулирования. Часто вместо термина «фискальный» используют его синоним «бюджетно-налоговый». В общем можно согласиться и с таким определением, хотя финансовая политика связана не только с бюджетом и налогами. Если рассмотреть составляющие финансовой политики, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.
Фискальная политика (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне) – это целенаправленное регулирование государственных расходов и налоговых поступлений для обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста [5,с.101].
По мнению Нурееева Р.М., фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции) [13, с.59].
Как считает Ивашевский С.Н., фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета [4, с.163].
Фискальная экономическая политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства и их использованию для решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика предусматривает привлечение государством денежных средств, их распределение и использование для воздействия на процесс воспроизводства.
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. В зависимости от поставленных стратегических задач, таких, например, как антикризисное регулирование, борьба с инфляцией, обеспечение высокой занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП, она может значительно видоизменяться. Государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, стимулирует эффективное использование производственно-экономического и научно-технического потенциала страны. [3, c.69]
2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации
В последние десятилетия в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития.
После обретения Беларусью самостоятельности и с наступлением общего кризиса правительством было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении этой проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний функционирования рынка. В общем и целом, Беларусь оказалась перед проблемой экономической анархии. В стране не было развита финансовая политика, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика практически отсутствовали. Иностранные инвестиции вообще воспринимались, как нечто новое [20, с. 116].
В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности, предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов.
На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы.
3. Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь
Интересными представляются рассуждения д.э.н. Е.Гайдара о верхних пределах налогообложения и выводы на этот счет [16]. Он рассматривает тот факт, что благодаря индустриальной революции, резким ростом ВВП реальная налоговая нагрузка возросла с характерных для начала века 10% ВВП до величин близких к 40% ВВП и это не предел, в частности, для развитых стран, наращивающих социальные программы. В то же время, несмотря на бурное развитие, уровень изъятий должен иметь свои границы и количество социальных программ тоже, так как в развитых странах и продолжительность жизни увеличилась от 30 до 70-80 лет, но не до бесконечности. Приводятся следующие наблюдения, свидетельствующие о необходимости установления и соблюдения границ налогообложения: во-первых, в развитых странах в отсутствии военных действия в значительном объеме присутствует дефицит бюджета, что связано с развитием мирового финансового кризиса; во-вторых, в условиях серьезного финансового кризиса резко замедлились темпы прироста доли налоговых отчислений в ВВП; в-третьих, наиболее острый характер финансовый кризис носил в странах с наивысшей долей налоговых изъятий (в первую очередь в Швеции); в-четвертых, имели место и такие симптомы, как рост теневой экономики, ухудшение налоговой дисциплины и т.д. [2].
Это означает, что в Республике Беларусь как унитарному государству, без большого количества дорогостоящих природных ресурсов и у стран подобных Республике Беларусь, по мнению ученых, налоговая нагрузка будет выше, чем, например, у соседних стран, у которых более развитое производство или они богаче на природные ресурсы (страны ЕС, Россия, Украина).
Следовательно, доходы государственного бюджета Республики Беларусь в основном формируются за счет косвенных, а не прямых налогов. Косвенные налоги обладают лучшей собираемостью, но считаются менее справедливыми, так как они включаются в цену товара уменьшая конкурентоспособность товаропроизводителей по ценовому фактору. То есть, основным недостатком фискальной политики Республики Беларусь является ее большей частью фискальный характер, сдерживающий инвестиционную активность организаций [16].
Таким образом, особенности фискальной (бюджетно-налоговой) политики Республики Беларусь полностью продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. В отличие от времен СССР, бюджетно-налоговая политика не базируется на умозрительных, идеологических построениях. Государство пытается только достичь стабильности и некоторого роста экономики. Добиваются этой цели двумя способами:
− поддержкой производственной базы страны;
− стимулированием экспорта производимой в Республике Беларусь продукции.
Заключение
Фискальная политика – это основа влияния государства на свою экономику, и от того, насколько правильно и справедливо правительство этим пользуется, зависит жизнь государства и всех его граждан. Фискальная или бюджетно-налоговая политика – это взаимосвязь рычагов регулирования национальной экономики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета. Это означает, что налоговые платежи, госрасходы, трансферты, госзакупки является инструментарием фискальной политики.
В экономике выделяют два подхода к фискальной политике в зависимости от применяемых инструментов при различных изменениях экономической ситуации: дискреционная и не дискреционная. Они могут быть сдерживающей и стимулирующей.
Сделаны следующие выводы:
− фискальная политика состоит из двух основных составляющих: налоговой политики и бюджетной политики;
− в зависимости от используемого инструментария выделяется дискреционная и не дискреционная финансовая политика;
− выделяются два вида фискальной политики в зависимости от фазы в которой находится экономика (спад или подъем):сдерживающая и стимулирующая;
− рычагами фискальной политики для финансового регулирования экономики являются налогообложение, государственные расходы, закупки и трансферты;
− основными инструментами сдерживающей фискальной политики являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов;
− основными инструментами стимулирующей фискальной политики являются: а) рост государственных закупок; б) уменьшение налогов; в) рост трансфертов.
Условно развитие современной экономики Республики Беларусь можно разделить на 3 этапа. Каждому из них присущи свои особенности проведения финансовой политики.
Становление бюджетных отношений в Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно сильно нестабильность проявлялась в пореформенный период (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства. Но очевидно, что проблемы в системе налогообложения и организации бюджетного процесса все еще существуют. Рассмотрим их, а также пути и направления совершенствования фискальной политики более детально.
1. Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах : учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск : Современная школа, 2010. – 144 с.
2. Беларусь. Статистический сборник РБ (2003 г,2007 г, 2009 г, 2012 г); Национальный статистический комитет Республики [Электронный ресурс]/ Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.- Минск, 2000.
3. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/byudzhetnonalogovaya -politika
4. Васевич, А. Ответы на современные вызовы / А. Васевич // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 8. – С. 9 10.
5. Гурова, С.Ю. Налоговая политика в современной экономической системе: автореферат диссертации канд. экон. наук: 08.00.01 / С.Ю. Гурова. – Йошкар-Ола, 2007. – 18 с.
6. Долан, Э.Дж. Макроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей ; пер. с англ. В. Лукашевича [и др.] – СПб. : АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994. – 402 с.
7. Ибрахим, М.А. Аспекты фискальной политики государства // [Элек-тронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ aspekty- fiskalnoy-politiki- gosudarstva
8. Киреева, Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2008. – № 2. – С. 53-63.
9. Кобяков, А.С. Задачи сложные, но реальные / А.С. Кобяков // Финансы, учет, аудит -2010. – № 3. – С. 6-7
10. Макроэкономика: тексты лекций для студентов всех специальностей / сост. М.В. Коротков. – Минск: БГТУ, 2006. – 162 с.
11. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 511 с.
12. Мельникова, М. Оценка эффективности системы налогообложения / М. Мельникова // Вестник Ассоциации Белорусках Банков. – 2009. – № 36. – С. 13-16.
13. Механизм фискальной политики [Электронный ресурс] – 2019. – Ре-жим доступа: http://econbooks.ru/books/part/17488
14. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) : закон Респ. Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. 09.01.2017 г. №15-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=0900071# load_text_none_1_ /
15. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001252_122016_1.pdf
16. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: https://www.economy-web.org/?p=179.
17. Понятие и структура фискальной политики // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: https://studwood.ru/1314969/ekonomika/ponyatie_ struktura_fiskalnoy_politiki
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 ноября 2006 г. №1475. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы. // Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс].
19. Развитие Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: netherlands.mfa.gov.by›docs/sed_2012_rus.doc .
20. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003 – 289 с.
21. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2009. – 751 с.