Введение
1 Социальная защита населения: сущность и основные формы
2 Особенности реализации социальной защиты населения в странах ЕС
3 Тенденции реализации социальной защиты и перспективы использования зарубежного опыта социальной защиты населения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Социальная защита как часть социальной политики, являясь одним из важнейших компонентов государственной деятельности, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям и обеспечивает ориентацию на социальное развитие.
Социальная защита населения является приоритетом для большинства стран мира. В мировой практике существует множество различных моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга с точки зрения источников финансирования, способов поддержки и защиты населения и масштабами их применения.
В XXI в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных.
Как показывает опыт западно-европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.
Актуальность данной темы приобрела особую значимость в последние годы, так как в настоящее время Республика Беларусь сталкивается со многими проблемами не только в экономической, но и в социальной сфере, которые требуют тщательной проработки. С этой точки зрения представляется интересной оценка наиболее эффективных вариантов существующих систем социальной защиты в странах ЕС.
1 Социальная защита населения: сущность и основные формы
Макроэкономическое равновесие весьма не простое явление, тем не менее, оно не конечная цель экономики и общества в целом. Экономика неразрывно связана с людьми, с человеком. Без человека она невозможна и бессмысленна, так как именно человек – главный фактор и конечная цель экономики.
Однако связи и независимости экономики и человека оказалось достаточно завуалированным и запутанным историей их развития. Они опосредованы целым рядом явлений и процессов, это привело к ставшему традиционным утверждением: максимизация производимой товарной массы и максимизация прибыли – это ведущая роль общества.
Измененная реальность современной жизни, глобальное ухудшение ряда важных проблем – экологической, социальной, внешней и внутренней безопасности – требуют более сбалансированного, более современного подхода к таким выводам. Становится все более и более очевидным, что одной из доминирующих целей социально-экономического развития должна быть социальный баланс. Без этого в современном мире не будет устойчивости экономической системы и общества в целом.
В широком смысле принято называть социальным все, что непосредственно связано с обществом, людьми и их жизнью. В то же время существует более узкая область экономики, которая напрямую связана с социальными явлениями и называется социальной сферой.
К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населения и материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.
Так как у рынка имеется достаточное количество недостатков, и он не имеет возможности предоставить равные права экономическим субъектам, для реализации своего потенциала, то эту функцию выполняет государство. Государство берёт на себя ответственность за защиту незащищенных слоёв населения путём перераспределения доходов между населением в пользу нуждающихся граждан, что и является социальной справедливостью. Но социальная справедливость во многих случаях вступает в противоречие с социальной эффективностью, которая призвана обеспечить максимально наилучший результат от функционирования экономики.
2 Особенности реализации социальной защиты населения в странах ЕС
Правовые основы социальной политики были заложены в учредительные документы Европейского cоюза (ЕС). В качестве основного направления признано обеспечение социального развития в процессе интеграции стран-участниц и смягчение социальных последствий интеграции.
Инклюзивное развитие позволило Европе стать высокоразвитой зоной с централизованным управлением, достижением социальной и экономической стабильности, созданием международного рынка труда и функционированием наднациональных административных институтов.
Накопленный богатый и показательный опыт движения к объединенной Европе, распространение интеграционных процессов вглубь и вширь подвели ЕС к необходимости особого внимания к социальному измерению.
В Европейском Союзе создается новая концепция социального мира и создается единое социальное пространство. Сегодня ЕС видит ключ к устойчивому развитию в создании и реализации многообещающей социальной модели и проведении общей европейской социальной политики, которая учитывает вызовы меняющегося мира.
Исторические и культурные традиции европейских государств, их экономические достижения сделали возможной разработку Европейской социальной модели (ЕСМ), базирующейся на принципах, изложенных в Европейской хартии основных прав (2000) и Лиссабонской стратегии (2007) [11, с. 49]. Он обеспечивает единое универсальное направление развития социальной сферы во всей Европе и формирования общих правовых норм и административных институтов при реализации социальной политики. ECM помогает экономике функционировать эффективно и поддерживать справедливость в распределении общественного богатства.
Базовые ценности Европейской социальной модели представлены на рисунке 2.1.
Тем не менее, единая европейская социальная модель остается предметом споров. Общепризнанно, что «не существует единой европейской социальной модели, по крайней мере, в области решений, принимаемых в области социальной защиты. В действительности существует несколько моделей или «режимов». С другой стороны, существует общее согласие о том, что (по крайней мере, в Западной Европе) существуют базовые социальные ценности и существует некоторое сходство в социальной политике, которое отличает Европу от других частей мира» [1, с. 50].
3 Тенденции реализации социальной защиты и перспективы использования зарубежного опыта социальной защиты населения в Республике Беларусь
Республика Беларусь переживает процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, установленных в условиях административно-командной системы. Наша страна старается создать современную и эффективную систему отношений и соответствовать уровню жизни населения в экономически развитых странах европейских стран.
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 г.) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Согласно Конституции Республики Беларусь каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей [8].
Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
- праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
- адресности социальной помощи;
- разнообразии форм и видов социальной помощи;
- предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;
- реформировании пенсионной системы;
- реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [4].
В Республике Беларусь создана масштабная и многоплановая система социальной защиты, охватывающая значительную часть населения страны. Модель социальной защиты реализуется через систему учреждений и организаций в их вертикальной и горизонтальной среде, на республиканском, региональном и местном уровнях. С организационно-управленческой точки зрения социальная защита Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Служба Министерства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и другие). Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы [19].
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков.
Основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Особенности реализации социальной защиты в странах Евросоюза во многом определяются спецификой исторического, культурного и политического развития этих стран, их положения в международном разделении труда.
К ключевым факторам формирования социальных институтов относятся: зрелость рыночной экономики, инновационный потенциал, характер отношений собственности, масштабы вмешательства государства в экономику и общественные отношения, формы и методы его взаимодействия с бизнесом, традиции предпринимательства, уровень демократизации общества, качество институтов гражданского общества, соотношение индивидуалистских и коллективистских начал в общественном сознании.
Структурные кризисы, влияющие на функционирование единой модели социальной защиты в странах ЕС, в значительной степени мешают формированию более универсальной, не декларативной модели европейского социального пространства и единой социальной модели. Однако ее институционализация дала бы возможность преодолеть данные кризисы более эффективно.
1 Айзинова, И.М. Социальная политика стран Евросоюза: идеальные устремления и реальные вызовы / И. М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 6. – С. 49–66.
2 Антропов, В. В. Европейская социальная модель и политика жесткой экономии / В. В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 3. – С. 45-54.
3 Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах : учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск : Соврем. шк., 2010. – 144 с.
4 Бондарь, Н. Н. Социальная политика : электронный учебно-методический комплекс / Н.Н. Бондарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.bseu.by:8080/handle/edoc/22489?mode=full.
5 Волгин, Н.А. Социальная политика: учебник / Н.А. Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 736 с.
6 Гусейнов, Р.М. Макроэкономика : учеб. пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М. : Омега-Л, 2014. – 254 с.
7 Комлик, М.Е. Социальная политика: учеб.-метод. комплекс / Е.М. Комлик.– Минск: ФУСТ БГУ, 2012. – 234 с.
8 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
9 Кричинский, П.Е. Основы социального государства : учеб. пособие для вузов / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 124 с.
10 Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 446 с.
11 Макроэкономика : учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010.– 384 с.
12 Макроэкономика: социально ориентированный подход : учеб. для вузов / [Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро и др.] ; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск. : ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
13 Мировая экономика. Статистические данные [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php.
14 Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2016 № 604 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
15 Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
16 Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.12.2015 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
17 О государственных минимальных социальных стандартах : Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
18 Олехнович, Г. И. Экономика зарубежных стран : электронный учебно-методический комплекс для студентов / Г. И. Олехнович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/19193.
19 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud. gov.by/ru.
20 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.belstat.gov.by.
21 Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учеб. пособие для вузов / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
22 Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. А. Канаева [и др.] ; под ред. О. А. Канаевой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 343 с.
23 Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / отв. ред. Ю.Д. Квашнин. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 189 с.
24 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич. – Спб.: Издательство Спб ГУЭФ, 2016. – 656 с.
25 Экономика зарубежных стран : учебник / С.Н. Лебедева, Ю.Г. Козак, В.В. Ковалевский. – Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 462 с.