ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основной задачей государства на всех этапах его развития является обеспечение стабильности в экономике. Для этого необходимым является государственное регулирование, осуществляемое в том числе и с помощью проведения фискальной (бюджетно-налоговой) политики.
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет фискальная политика государства.
Под фискальной политикой в экономической теории принято понимать совокупное осуществление государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальную политику государства иногда называют бюджетно–налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и фискальная политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Значение фискальной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от
1. Теоретические основы фискальной политики
В условиях рыночной экономики государственное воздействие осуществляется прежде всего посредством денежно–кредитной, налоговой и фискальной политики. Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика, называемая также финансово–бюджетной политикой. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
Фискальная политика – совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально–экономических проблем страны.
Основными задачами фискальной политики являются:
– сглаживание колебаний экономического цикла,
– обеспечение устойчивых темпов экономического роста,
– достижение высокого уровня занятости,
– снижение инфляции [16, c. 87].
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово–бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно–экономического и научно–технического потенциала.
Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно–исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
2. Эффективность фискальной политики в Республике Беларусь
Особенностью бюджетной политики Беларуси является высокий уровень субсидий для экономики по сравнению с развитыми странами.
Налоговая система Республики Беларусь была первоначально сформирована в 1992 году на основе нескольких законов, которые устанавливают общий порядок расчета и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам были утверждены Методические указания для расчета каждого платежа. Министерство финансов и Государственный налоговый комитет разработали разъяснения, разъясняющие некоторые положения. Налоговая система гарантировала формирование бюджетных доходов и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как независимой республики на путь рыночных реформ [18].
Налоговый кодекс Республики устанавливает принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом максимально допустимой налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться или применяться по-разному на основе политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или других подобных критериев [18].
Следующие принципы положены в основу налоговой системы Республики Беларусь:
– одноразовое налогообложение, то есть один и тот же объект одного вида налога взимается только один раз в течение определенного законом срока;
– оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
– тот же подход ко всем экономическим субъектам налогообложения;
– установленный порядок введения и упразднения властями различных уровней налогов, их ставок, налоговых льгот;
– четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в которой размещается компетенция соответствующего органа;
– обоснование и точное распределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;
– стабильность налоговых ставок в течение довольно длительного периода и удобство расчета оплаты [18].
В таблице 2.1 перечислены основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами Республики Беларусь.
В этой связи основной особенностью некоторых косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая ориентация.
В Беларуси лидирующие позиции по количеству налогов составляют совокупные многоступенчатые сборы или так называемые налоги с оборота (платежи из доходов без НДС). И, очевидно, наблюдается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного Примечание – Источник: [18]
3. Направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь
В настоящее время дефицит бюджета является чрезвычайно опасным и тревожным явлением, требующим не только эффективных и срочных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Государство не в состоянии обеспечить сбор налогов и вынуждено действовать в условиях хронического бюджетного дефицита, сокращая свои расходы даже по сравнению с необходимым минимумом.
Исходя из вышесказанного, необходимо реализовать следующие основные меры по преодолению бюджетного дефицита с помощью рычагов налоговой политики.
Основным недостатком нынешней налоговой политики является её выраженный фискальный характер, что находит свое отражение в её безразличии к интересам развития производства, и, соответственно, возникает проблема устранения этого недостатка, который требует, чтобы налоговая политика могла стимулировать на одном увеличение расходов на предпринимательскую деятельность в промышленных целях, а с другой - сокращение расходов на непроизводственные и личные цели. Для этого необходимо обратить внимание на такие действия, как:
а) снижение ставок НДС и подоходного налога. Логика налоговой реформы в этом направлении выглядит следующим образом. Налоги по-прежнему собираются на уровне 50-60%, что приводит лишь к увеличению задолженности по бюджету. Если они будут уменьшены, то сбор будет увеличиваться, а положение предприятий будет облегчено, и они смогут направлять свободные средства на инвестиции, что, в свою очередь, также даст дополнительный доход в государственный бюджет.
б) замена общего налога на прибыль дифференцированным налогообложением его различных частей: инвестиции в производство и использование для личного и непроизводительного потребления. Для этого целесообразно использовать освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на инвестиции, цели развития производства, разработку новой технологии, на проведение научных исследований и разработок, пополнение оборотных средств предприятия.
Уменьшение бремени налогообложения доходов юридических лиц должно компенсироваться расширением налоговой базы из-за сокращения «теневой» экономики, её выхода из теневого необлагаемого сектора.
В налоговую реформу должны также входить следующие меры:
– снижение налоговой нагрузки до уровня не более 35% от совокупных ставок налога на добавленную стоимость, прибыли и рабочей силы;
– снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы;
– унифицировать терминологию в законодательных актах с последующей оптимизацией мер по контролю и наказанию правонарушений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика представляет собой сочетание государственных мер по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использованию для решения социально-экономических проблем страны.
Основными задачами фискальной политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение стабильных темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости и снижение инфляции.
Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы, трансферты, налоги.
Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Анализируя реализацию фискальной политики в Республике Беларусь, мы можем сделать следующие основные выводы.
По итогам 2016 года доходы консолидированного бюджета составили 28 526,3 млн. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 7,1% в номинальном выражении (в реальном выражении - на 0,7%). Соотношение