Введение
1 Понятие монетарной политики и развитие её основных показателей в Республике Беларусь и Российской Федерации в 2011-2018 гг.
1.1 Сущность монетарной политики и её характеристика
1.2 Развитие процессов инфляции в Республике Беларусь и Российской Федерации в 2011-2018 гг.
2 Анализ целей и инструментов результативности монетарной политики в Республике Беларусь и Российской Федерации
3 Направления совершенствования монетарной политики в Республике
Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Стимулирование монетарной и фискальной политики продолжает поддерживать экономическую активность в развитых странах. В большинстве случаев население правильно понимает роль и функцию фискальной политики, а монетарная политика часто кажется непостижимой и в результате редко подлежит подробному рассмотрению.
Монетарная политика относится к комплексу мер по регулированию экономики, разработанным правительством и центральным банком страны.
Цели монетарной политики заключаются в достижении полной занятости, контролируемой инфляции и нормализованной процентной ставки. Таким образом, монетарная политика создает благоприятные условия для долгосрочного экономического роста.
Проблемами монетарной политики занимались ведущие зарубежные и отечественные авторы, такие как: Мишкин Ф., Кругман П. Р., Обстфельд М., Манделл Р., Флеминг М., Дорнбуш Р., Рогофф К., Доллан Е. Д., Лаврушин О. И., Усоскин В. М., Симановский А. Ю., Крашенинников В. М., Ершов М., Золотухина Т., Красавина О., Грязнова А. Г., Улюкаев А., Полтерович В. М., Навои А., Володин Ф. Г. и др.
Данная курсовая работа представляет собой сравнительный анализ монетарной политики Республики Беларусь и Российской Федерации.
В первой главе рассматриваются инфляционные процессы в Республике Беларусь и России, их развитие за последнее десятилетие.
Во второй главе проведен сравнительный анализ целей и инструментов монетарной политики Республики Беларусь и России. Основой для этой главы послужили статистические показатели.
В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию монетарной политики Республики Беларусь. В этой главе определяются направления развития монетарной политики.
Объектом данной курсовой работы является экономическая система в целом, взаимодействие ее финансового и реального секторов, изучаемое с точки зрения обеспечения устойчивого экономического развития и защиты национальных интересов.
Предметом курсовой работы являются процессы и взаимосвязи, связанные с совершенствованием монетарной политики и ее инструментов.
Информационной базой стали монографические исследования зарубежных и отечественных экономистов, публикации в периодических изданиях, научные доклады и доклады в области теории денег и экономической безопасности.
1 Монетарная политика и развитие её основных показателей в Республике Беларусь и Российской Федерации в 2011-2018 гг.
1.1 Сущность монетарной политики и её характеристика
Основной целью страны в экономике считается обеспечение стабильного уровня экономического роста: внутреннего и внешнеэкономического равновесия, стабильного уровня цен, высокой занятости, низкой инфляции. Все поставленные цели реализуются в результате государственной экономической политики. В концепции государственного регулирования экономики одна из основных ролей связана с монетарной (монетарной) политикой.
Основной задачей монетарной политики является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение гибкой системы платежей и расчетов, регулирования денежной массы.
Монетарная политика является одним из важнейших компонентов государственной экономической политики, направленной на достижение макроэкономической стабильности.
Макроэкономическая стабильность – это ситуация, в которой наблюдается стабильный долгосрочный темп экономического роста в национальной экономике, инфляция (рост цен) является низкой и контролируемой, а сама экономика очень устойчива к шокам (финансовая стабильность).
Важность макроэкономической стабильности можно объяснить на примере ее отсутствия, если цены нестабильны или экономика потребляет больше, чем она может себе позволить. В этом случае предприятиям и людям сложно планировать свои будущие действия: инвестировать (инвестировать) или сберегать, делать или не делать покупки, брать или не брать кредит / займ.
Монетарная (монетарная) политика – это комплекс мер, предпринимаемых центральным банком для поддержания стабильности цен в целях содействия устойчивому и сбалансированному экономическому развитию. В этом случае под ценовой стабильностью (стабильностью покупательной способности национальной валюты) понимается умеренный рост потребительских цен, а не их неизменность.
Инфляция снижает покупательную способность денег, уменьшая реальную стоимость денежных доходов и сбережений населения, а также организаций, поскольку по прошествии времени на ту же сумму денег можно будет покупать меньше товаров и услуг, чем раньше ,
В условиях нестабильной и высокой инфляции домашние хозяйства стремятся как можно быстрее материализовать свои амортизируемые денежные средства в товары и услуги или переводить активы, главным образом в иностранной валюте, в качестве убежища для инфляции. Таким образом, инфляция усиливается по мере увеличения давления на обменный курс.
2 Анализ целей и инструментов результативности монетарной политики в Республике Беларусь и Российской Федерации
Цели монетарной (монетарной) политики государства условно можно разделить на три типа:
1. Стратегические (основные) цели. Реализация поставленных задач имеет первостепенное значение:
‒ ускорение экономического роста;
‒ увеличение занятости среди населения;
‒ нормализация уровня цен;
‒ увеличение объемов производства;
‒ сдерживание инфляционных процессов;
‒ выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.
2. Промежуточные цели реализуются путем изменения процентной ставки, а также количества денег в обращении. Аналогичным образом вы можете скорректировать текущий спрос на потребительские товары и уменьшить (увеличить) предложение денег. Результатом является привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. В то же время возможно сохранение или оживление ситуации на денежном (товарном) рынке;
3. Тактические цели являются краткосрочными. Их главная задача – ускорить достижение промежуточных и стратегических целей:
‒ контроль уровня процентной ставки;
‒ контроль денежной массы;
‒ контроль обменного курса.
Инструменты монетарной политики, которые позволяют центральному банку контролировать денежную массу:
‒ изменение резервных требований;
‒ изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);
‒ операции на открытом рынке.
Наиболее популярные режимы монетарной политики в мировой практике:
‒ режим таргетинга по курсу;
‒ режим денежного таргетирования;
‒ режим таргетирования инфляции.
Режим таргетирования обменного курса означает, что центральный банк связывает стоимость национальной валюты с обменным курсом (корзиной валют) страны (стран) с низким уровнем инфляции, иными словами, промежуточный ориентир монетарной политики является определенным уровень или изменение обменного курса. Этот режим основан на теории относительного паритета покупательной способности и предполагает, что при фиксированном обменном курсе инфляция внутри страны должна приближаться к инфляции в стране, привязанной к валюте привязки. Выпуск национальной валюты происходит в обмен на иностранную валюту. Чтобы эффективно использовать режим таргетирования обменного курса, страна должна иметь значительные золотовалютные резервы для противодействия потрясениям на валютном рынке.
3 Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы предусмотрен переход, в среднесрочной перспективе (к 2020 году) к режиму инфляционного таргетирования.
Инфляционное таргетирование – это стратегия монетарной политики, состоящая из 5 взаимосвязанных элементов:
- публичное объявление монетарными властями среднесрочного значения целевого показателя инфляции (цели);
- признание цели стабилизации цен в качестве приоритета над всеми остальными;
- выбор эффективного инструмента для достижения цели, который, помимо прочего, служит информационным сигналом для экономических агентов и влияет на инфляционные ожидания;
- переход к открытой и прозрачной монетарной политике, высокая степень информированности о планах, объектах и решениях;
- исключительная ответственность и ответственность Национального банка за действия, направленные на достижение цели.
Исходя из опыта стран, применяющих таргетирование инфляции, для его реализации необходим ряд институциональных условий, а именно:
- совокупность параметров зрелости банковской системы (уровень капитализации банков составляет не менее 20-30% ВВП, высокая доля иностранного капитала в банковской системе, стабильная ликвидность банковской системы и рыночные механизмы рефинансирования);
- определенная степень развития финансовых рынков, которая обеспечивает чувствительность финансовой системы к изменениям процентной ставки (канал передачи через процентную ставку);
- достаточно высокий уровень притока иностранного капитала [4, c. 168-174].
Кроме того, необходимы следующие организационные и технологические предпосылки:
- отдельный институт (как правило, в рамках структуры центрального банка), отвечающий за реализацию политики таргетирования инфляции. Чаще всего это Совет по монетарной политике, возглавляемый главой центрального банка;
- специальные структурные подразделения в центральном банке, которые разрабатывают сценарии и политику таргетирования инфляции, а также ответственные за их реализацию и контролируют ход реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Сравнительный анализ монетарной политики стран СНГ» выполнена на материалах теоретических и практических исследований учёных-экономистов Республики Беларусь и Российской Федерации, а также на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь, данных Национального банка Республики Беларусь и данных Центрального банка Российской Федерации.
Монетарная политика – это важнейший инструмент регулирования экономической жизни государства. Если фискальная политика реализуется через государственный бюджет, то денежно-кредитная – через банковскую систему. Нарушение денежно-кредитного механизма пагубно влияет на состояния всей экономики в целом, так как, например, избыточная денежная масса ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Особое значения для монетарной политики в условиях современной экономики имеют контрольные и регулирующий функции, которые возложены на Центральный банк.
Таким образом, для проведения эффективной монетарной (денежно-кредитной) политики, а, следовательно, и для установления макроэкономической стабильности, преодоления инфляции и безработицы, стимулирования устойчивого экономического роста, а также устойчивого валютного курса национальной экономики необходимо опираться, как на теоретические построения, так и на конкретные исторические примеры (практику). Для проведения успешной монетарной политики правительство страны обязано быстро реагировать на внешнеполитические изменения и изменения на мировом рынке. Примером может послужить практика Центрального банка Росси. Напряженная внешнеэкономическая ситуация страны послужила поводом обратить внимание на внутреннее регулирование.
Подводя итоги представленной курсовой работы, необходимо выделить некоторые основные позиции, касающиеся перспектив проведения денежно-кредитной политики в России:
1. Представляется необходимым смягчение денежно-кредитной политики, хотя мы при этом не призываем к радикальному снижению ставки процента или неограниченному наращиванию кредитования банковской системы. Представляются необходимым постепенное снижение ключевой ставки на несколько процентных пунктов и в то же время рост объемов предоставления ликвидности банковской системе. При этом вряд ли целесообразно вводить селективные инструменты денежно-кредитной политики, направленные на масштабное кредитование отдельных отраслей экономики.
1. Алымов, Ю. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе / Ю. Алымов // Банковский вестник. – 2014. – № 22. – С. 17-19.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь. Статья 4: Закон Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 133-З) / Национальный правовой Интернет–портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.etalonline.by
3. Басовский, Л.Е. Макроэкономика / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 202 с.
4. Головнин, М. Ю. Денежно-кредитная политика Российской Федерациив условиях кризиса / М. Ю. Головнин Журнал НЭА – № 1 (29) – 2016 – с. 168–174.
5. Дайнеко, А., Попкова, А., Колесникова, И. Роль денежно-кредитной политики в макроэкономическом регулировании Беларуси / Банкаўскі веснік, – 2016.
6. Евразийский Банк Развития (группа главного экономиста) Макрообзор ЕАБР август 2017 Евразийская трансмиссия: от интеграции к росту // Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/0e8/Makroobzor_PUS_24_08.pdf
7. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. – М., 2011 – 704 с.
8. Инфляция в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Belarus
9. Инфляция в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia
10. Макроэкономика: учеб. для вузов / [А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2014. – 431 с.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by.
12. Реальная инфляция в России в 2019 году [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://promdevelop.ru/realnaya-inflyatsiya-v-rossii-v-2017-godu/
13. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс. В 2 т. Т. 1: учеб. для магистратуры / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2015. – 283 с.
14. Симкина, Л. Г. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Симкина. – М.: КНОРУС, 2016. – 336 с.
15. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; ред. кол. В. И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2019. – 634 с.
16. Устиян, И. Кейсианство – доктрина регулируемой рыночной экономики / И. Устиян // Экономист. – 2014. – №9.– С. 13–16.
17. Холопов, А. Глобализация и макроэкономическое равновесие / А. Холопов // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №2. – С. 15-23.
18. Шаститко, А. Неоклассическая экономическая модель: критический анализ предпосылок / А. Шаститко // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – №10. – С. 35–38.