ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА СБЫТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА СБЫТА
1.2 ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СБЫТА ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БЕЛВНЕШРЫБТОРГ»
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БЕЛВНЕШРЫБТОРГ»
2.2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ КАНАЛОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ООО «БЕЛВНЕШРЫБТОРГ» И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для современной экономики характерны две тенденции развития предприятий. Одна из них связана с концентрацией деятельности на узких направлениях (специализация), другая – расширение сферы деятельности в нетрадиционные направления и сегменты рынка (диверсификация). Несмотря на различную направленность, эти явления – две стороны единого процесса, заключающегося в выборе наиболее коммерчески привлекательных секторов рынка, в улучшении финансового состояния предприятия. Изучение рынка предполагает прежде всего изучение каналов сбыта продукции. Между производителями и пользователями существует определенная дистанция, которая выражается в незнании каждой из сторон средств и потребностей противоположной стороны, в несоответствии между количеством продуктов, произведенных одной стороной, и потребностями другой стороны. Благодаря сбыту – основной «промежуточной стадии» между производством и потреблением (или использованием), пользователь получает в свое распоряжение нужные продукты и услуги в определенном месте, в определенное время.
В условиях рыночной экономики, когда сбыт продукции не гарантирован планом, диверсификация производства, предусматривающая расширение рынка сбыта продукции, становится важным условием экономического благополучия предприятия. При этом в рамках диверсификации могут приниматься решения по сокращению или отказу от выпуска традиционной продукции, включению в производственную программу новой, более коммерчески перспективной, относящейся как к основному направлению деятельности (профилю), так и к продукции не традиционной, непрофильной.
Разработка мероприятий по расширению рынка сбыта продукции является неотъемлемой частью организации сбыта товара на предприятиях.
Целью курсовой работы является проведение анализа рынка сбыта и разработка мероприятий по его планированию с целью увеличения объемов продаж за счет расширения рынков сбыта.
Объектом исследования являются рынки сбыта ООО «Белвнешрыбторг».
Предметом исследования – расширение рынков сбыта ООО «Белвнешрыбторг» в период 2016 – 2018 гг.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА СБЫТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность рынка сбыта
Изучение рынка предполагает, прежде всего, изучение каналов сбыта продукции. Между производителями и пользователями существует определенная дистанция, которая выражается в незнании каждой из сторон средств и потребностей противоположной стороны, в несоответствии между количеством продуктов, произведенных одной стороной, и потребностями другой стороны. Благодаря сбыту основной «промежуточной стадии» между производством и потреблением (или использованием), пользователь получает в свое распоряжение нужные продукты и услуги в определенном месте, в определенное время.
Барабаш В. В. Считает, что сбыт продукции – это совокупность действий, которые осуществляются с того момента, как продукт в той форме, в какой он будет использоваться, поступает в коммерческое предприятие производителя или конечного изготовителя, до того момента, когда потребитель закупает его. Различают методы и формы сбыта [3, с.298].
Шеховцов А. В. Предполагает, что продвижение товара на рынок – это комплекс мероприятий в рамках маркетинговой программы, имеющий целью завоевание товаром сегмента рынка. Задача продвижения товара на рынок – максимально приспособить продукцию к потребностям и вкусам потребителей [23, с.8].
Продвижение товара начинается с изучения потенциального рынка, рекламных мероприятий и завершается выбором форм реализации товара, включая виды упаковки и сеть торговых предприятий.
Под сбытовой деятельностью следует понимать процесс продвижения готовой продукции на рынок и организации товарного обмена с целью извлечения предпринимательской прибыли. Здесь под готовой продукцией подразумевается законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары.
Штырова М. Б. считает, что цели сбыта производны от целей предприятия, среди которых в настоящее время превалируют цели максимизации прибыли. Достижение данной цели возможно при успешной реализации следующих задач в области сбытовой деятельности [24, с. 164]:
1 оптимальная загрузка производственных мощностей заказами потребителей;
2 выбор рациональных каналов распределения товародвижения;
3 минимизация совокупных затрат в хозяйственном цикле товара, включая расходы по послепродажному обслуживанию и потребительскому сервису.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БЕЛВНЕШРЫБТОРГ»
2.1 Характеристика производственно-экономической деятельности ООО «Белвнешрыбторг»
ООО Белвнешрыбторг» по форме собственности является обществом с ограниченной ответственностью. Организация осуществляет производственную и сбытовую деятельность на белорусском рынке и располагается по адресу: Минская область, Минский район, аг. Новоселье, ул. Промысловая, д. 5. Контактная информация: тел: +375(29) 718-95-59, +375(33) 613-68-32
ООО «Белвнешрыбторг» работает на белорусском рынке рыбной продукции с 1994 года.
Основными видами деятельности ООО «Белвнешрыбторг» являются:
- производство прочих видов пищевых продуктов (фасовка),
- оптовая торговля.
Более 9 лет ООО «Белвнешрыбторг» создает продукты питания специально для хорошего настроения. Это, прежде всего воссоздание через качественные продукты питания атмосферы праздника, радость жизни. С одной стороны это вкусная рыбная, мясная и бакалейная продукция, с другой стороны, это желание коллектива сделать жизнь более насыщенной и приятной.
На предприятии уделяется огромное внимание тому, чтобы продукция производила впечатление своим качеством и красочной упаковкой, которая эффективно смотрится на прилавке.
У компании существует развитая сеть представительств по всей территории республики Беларусь. Клиентская база составляет около 2000 торговых точек. Доставка заказов, как правило, осуществляется на следующий день после принятия заявки на заказ. Продукция продается во всех городах республики.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
В результате анализа сбытовой деятельности в ООО «Белвнешрыбторг» было установлено, что имеются проблемы в привлечении надежных партнеров (клиентов) и отсутствие посреднической деятельности в форме дополнительной реализации товаров.
Таким образом, предложим следующие мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции ООО «Белвнешрыбторг»: привлечение новых клиентов и дополнительная реализация товара имеющимся клиентам.
Рассмотрим мероприятия, направленные на совершенствование системы стимулирования оптовых покупателей в ООО «Белвнешрыбторг».
К мероприятиям по стимулированию сбыта продукции оптовым промышленным покупателям в данном случае относится рассылка коммерческих предложений с целью побуждения потенциального потребителя совершить покупку товара. Коммерческое предложение имеет форму делового письма на фирменном бланке, направляемого начальнику отдела сбыта или руководителю организации, интересующего ООО «Белвнешрыбторг» в качестве потенциального потребителя. В проект письма входит предложение о сотрудничестве на основе предоставляемой спецификации на товар и перечня предлагаемых услуг. Также в коммерческое предложение могут быть включены такие условия как цена, сроки, формы оплаты и поставки.
Коммерческое предложение пересылается посредством факсимильной связи, что уменьшает затраты времени на пересылку деловой корреспонденции, а также обеспечивает гарантии того, что письмо не затеряется в процессе пересылки. Услуги факсимильной связи входят в стоимость абонентской платы за услуги, предоставляемые телефонной станцией.
Затраты на проведение данного мероприятия можно рассчитать следующим образом:
‒ анализ справочной документации показал, что существует 60 потенциальных потребителей на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, заинтересовавшихся в ООО «Белвнешрыбторг» как в поставщике.
‒ коммерческое предложение выполняется в единственном экземпляре, его себестоимость составляет 0,02 р.;
‒ усреднённая стоимость услуг международных телефонных переговоров для юридических лиц равна 3, 8 р./мин.;
‒ среднее время, затрачиваемое на пересылку одного документа – 1 минута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Расширение рынка сбыта продукции предприятия» выполнена на материалах исследований учёных в области исследования сбытовой деятельности и практической информации, представленной ООО «Белвнешрыбторг».
Исследование понятия и сущности рынка сбыта, позволило установить, что продвижение товара начинается с изучения потенциального рынка, рекламных мероприятий и завершается выбором форм реализации товара, включая виды упаковки и сеть торговых предприятий, в свою очередь, под сбытовой деятельностью следует понимать процесс продвижения готовой продукции на рынок и организации товарного обмена с целью извлечения предпринимательской прибыли.
Изучение порядка реализации системы сбыта на рынке, позволило установить, что необходимым условием расширения рынка сбыта товаров являются: увеличение объема производства продукции; снижение себестоимости товаров; реклама; диверсификация производства; повышение качества продукции.
Проведение анализа производственно-экономической деятельности ООО «Белвнешрыбторг» за 2016-2018 гг. позволил установить отрицательную тенденцию по следующим показателям:
‒ выручка от реализации продукции снижается и в 2018 году составила 125 тыс. р., что составляет 8,1 % к уровню базового 2017 г.;
‒ себестоимость в 2018 году превышает выручку, соответственно, выход предприятия на безубыточную деятельность возможен, хотя на данный момент оно и является убыточным;
‒ размер убытков увеличивается высокими темпами.
Анализ основных технико-экономических показателей свидетельствует о том, что производственно-хозяйственная деятельность анализируемого предприятия неконкурентоспособна, так как характеризуется:
‒ высоким уровнем затрат вследствие стремления фирмы еще более усовершенствовать свои услуги;
‒ нарастанием убытков;
‒ низкой эффективностью использования ресурсов, отражающейся в падении фондоотдачи, снижении производительности труда по сравнению с предыдущим периодом деятельности.
1 Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев. – M.: Финансы и статистика, 2014. – 529 с.
2 Байбардина, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятий и организаций потребительской кооперации: текст лекции / Т. Н. Байбардина, О. А. Бурцева. – Гомель: «БТЭУПК», 2012. – 92 с.
3 Барабаш, В. В. Реклама и маркетинг / В. В. Барабаш, В. Л. Музыкант – М.: ПАИМС, 2013. – 298 c.
4 Братенкова, Т. М. Маркетинговые коммуникации / Т. М. Братенкова, В. А. Усевич. – Минск: БГТУ, 2013. – 72 с.
5 Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 9-11.
6 Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 11-13.
7 Голубков, Е. П. Генерация идей как этап процесса разработки нового продукта / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 2. – с. 17-23.
8 Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – М.: Инфра-М, 2013. – 656 с.
9 Гранкина, Н. А. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции / Н. А. Гранкина, Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 21-25.
10 Ковалев, М. Н. Маркетинг: учебное пособие / М. Н. Ковалев, Г. Л. Кабаева, О. В. Устименко; под ред. М.Н. Ковалева. – Гомель: УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2012. – 377 с.
11 Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
12 Кузьмина, Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.Е. Кузьмина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 383 с
13 Маллин, Р. Стимулирование продаж. Распродажи, подарки, скидки, купоны и другие инструменты повышения спроса / Р. Маллин, Д. Камминс. – М.: Интел Тех, 2013. – 97 с.
14 Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2013. – 615 с.
15 Орешенков, А.А. Маркетинговое управление предприятием / А.А. Орешенков. – Витебск: ВГТУ, 2010. – 100 с.
16 Пинигин, В. В. Важнейшие направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики / В. В. Пинигин // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2014. – № 7. – С. 36 – 39.
17 Протасеня, В. Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В. Г. Протасеня // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2013. – №5. – С.69-76.
18 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2012. – 367 с.
19 Смирнов, Н. Г. Проблемы и перспективы применения технологии маркетинга при реализации продукции // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – №8. – С. 49–55.
20 Томилин, В. Н. Управление маркетингом / В.Н. Томилин // Стандарты и качество. – 2015. – № 1. – С.18-19.
21 Шафронов А. Факторы роста эффективности и устойчивости // А. Шафронов.– Минск, 2011 . – 624с.
22 Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг: Практикум: Учебное пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
23 Шеховцов, А. В. Методические положения совершенствования сети сбыта / А. В. Шеховцов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2015. – № 6. – С. 4–9.
24 Штырова, М. Б. Совершенствование маркетинговой деятельности и повышение эффективности функционирования предприятия на примере ОАО «Минскпроектмебель» / М. Б. Штырова, Р. Э. Шлык // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов (Минск, 15 – 16 апр. 2015 г.). – Минск: БГЭУ, 2015. – С. 164-166.
25 Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 573 с.