Введение
1 Теоретические основы управления запасами
1.1 Сущность и виды запасов
1.2 Формула Уилсона и основные ее модификации
2 Анализ управления запасами в организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Оценка системы управления запасами и модели определения размера заказа в организации
3 Направления совершенствования управления запасами в организации с учетом инфляционных процессов
3.1 Разработка модели экономичного размера заказа в условиях инфляционных процессов
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается организациями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря. Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности организации в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.
Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве. Современная организация, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждена получать различные материальные ресурсы от многих других организаций, в том числе территориально отдаленных от нее.
Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы организация вынуждена создавать определенные запасы нужных ей материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.
Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любой организации и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.
Организация может снизить затраты на хранение, установив очень низкий уровень товарно-материальных запасов. Однако слишком низкий уровень материальных запасов и их частая нехватка также могут дорого обойтись организации. В ситуации, когда появляется покупатель товара, а товар отсутствует на складе, говорят о дефиците запаса, который часто ведет к потере клиентов. Дефицит возникает как из-за недостаточного запаса, так и из-за ненадежного источника снабжения. Решение данной проблемы состоит в нахождении компромисса между затратами на создание материальных запасов и затратами на их хранение.
1. Теоретические основы управления запасами
1.1 Сущность и виды запасов
Запас можно определить, как материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении [14].
В том или ином виде запасы присутствуют на всем протяжении деятельности организации, привлекая значительную часть оборотного капитала. Затраты на управление запасами достигают 40 % и более от общих издержек и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику организации и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие организации не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого организации обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
- издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) – дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
- издержки в связи с потерей сбыта – когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
- издержки в связи с потерей заказчика – когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой) [28].
Первые два вида издержек относятся к числу так называемых временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса. Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.
Следует отметить, что затраты на содержание запасов – один из наиболее существенных факторов, определяющих целесообразность сокращения последних [28].
2. Анализ управления запасами в организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика
История предприятия СОАО «Коммунарка» началась 11 января 1905 г., когда в Минском городской управе впервые получила торговое свидетельство «Кофейная с кондитерскими продуктами, пекарня кондитерских продуктов Георгия Викентьевича Рачковского».
В настоящее время СОАО «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь, входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Организационно-правовая форма предприятия – совместное открытое акционерное общество.
В настоящий момент на фабрике действуют пять основных цехов: конфетный цех №1, конфетный цех №2, конфетный цех №3, карамельный цех и шоколадный цех. Ежегодно на предприятии выпускается до 25 тыс. тонн сладкой продукции. Широкий ассортимент предприятия насчитывает более 300 наименований кондитерских изделий.
При производстве продукции используется только натуральное, экологически чистое сырье. Процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно на предприятии, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. Данное обстоятельство позволяет СОАО «Коммунарка» долгие годы сохранять лидирующее положение на кондитерском рынке Беларуси.
География поставок продукции весьма разнообразна и включает в себя такие страны как Россия, США, Израиль, Грузия, Казахстан, Туркменистан, Монголия, Германия, Чехия, Кипр, Арабские Эмираты.
На предприятии функционируют:
‒ система управления окружающей средой в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001-2005;
‒ система менеджмента качества, сертифицированная в национальной системе сертификации Республики Беларусь в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009, и немецкой системе аккредитации DAkkS в соответствии с требованиями DIN EN ISO 9001:2008;
‒ система управления безопасностью пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек в соответствии с требованиями СТБ 1470-2012;
‒ система управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009.
‒ система энергетического менеджмента в соответствии с требованиями СТБ ISO 50001-2013.
3 Направления совершенствования управления запасами в организации с учетом инфляционных процессов
3.1 Разработка модели экономичного размера заказа в условиях инфляционных процессов
Рассмотрим в качестве модели определения экономичного размера заказа модель с учетом инфляционных процессов. Описание данной модели представлено в главе 1.
Для расчета размера заказа необходимо определить величину коэффициента Е и k.
Коэффициент (Е) показывает, какая доля суммы денежных (оборотных) средств, которая в среднем имеет место на складе, «замораживается» при создании запасов за период времени потребления величины (S).
Коэффициент (Е), который оценивает эффективность финансовых вложений за период времени потребления величины (S), может варьировать в следующих пределах.
1. Минимальный размер коэффициента (Е), обуславливающий максимальные размеры заказов, устанавливается в случае наличия в организации достаточного количества свободных денежных (оборотных) средств и должен составлять величину, соответствующую депозитному проценту за период времени потребления величины (S).
2. Максимальный размер коэффициента (Е) устанавливается в случае отсутствия в организации свободных денежных средств или ее интенсивного развития. Это, в свою очередь, обуславливает минимальные размеры заказов, что в результате позволяет высвободить максимальное количество денежных (оборотных) средств для финансирования более важных сфер хозяйственной деятельности организации (оплата труда и т.п.). Его величина определяется в зависимости от источника свободных денежных средств.
Так как организация не нуждается в свободных денежных средствах (нормальное финансовое состояние), принимаем величину коэффициента эффективности финансовых вложений (Е) за период времени равный одному месяцу на уровне близком к минимальному значению – 0,05.
Инфляция по итогам 2018 года составила 5,6%, следовательно, коэффициент k составит 0,056.
Произведем расчет оптимального уровня заказа некоторых видов сырья с учетом инфляционных процессов. Результаты представлены в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время СОАО «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь, входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Организационно-правовая форма предприятия – совместное открытое акционерное общество.
В настоящий момент на фабрике действуют пять основных цехов: конфетный цех №1, конфетный цех №2, конфетный цех №3, карамельный цех и шоколадный цех. Ежегодно на предприятии выпускается до 25 тыс. тонн сладкой продукции. Широкий ассортимент предприятия насчитывает более 300 наименований кондитерских изделий.
выручка от реализации СОАО «Коммунарка» за 2016 год составила 867 109 тыс. руб., а себестоимость реализованной продукции 692 565 тыс. руб., организация получило прибыль от реализации в размере 174 544 тыс. руб. По данным за 2017 год выручка от реализации продукции снизилась на 3,5 %, а себестоимость реализованной продукции возросла на 1,1 %, что привело к снижению прибыли от реализации на 37 296 тыс. руб. до 137 248 тыс. р.
По данным за 2018 год при росте выручки от реализации на 19,9 %, или на 166 308 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции увеличилась на 166 298 тыс. руб., а прибыль от реализации – только на 10 тыс. руб.
Чистая прибыль СОАО «Коммунарка» ежегодно снижалась – на 40 513 тыс. руб. в 2017 году и еще на 20 156 тыс. руб. в 2018 году и снизилась за три года до 64 770 тыс. руб.
Рентабельность производства СОАО «Коммунарка», составляя в 2016 году 25,20 %, за 2017 год снизилась до 19,61 %, а в 2018 году – до 15,85 %, или на 9,36 процентных пункта за три года.
Объем производства продукции организации составлял в 2016 году 831 997 тыс. руб. и увеличился в 2017 году на 6 052 тыс. руб., а в 2018 году еще на 36 122 тыс. руб., или на 0,7 % и 4,3 %. Затраты на производство продукции увеличились за этот же период на 7 346 тыс. руб. и на 141 270 тыс. руб., то есть более высокими темпами. В результате этого затраты на 1 р. произведенной продукции, составляя в 2016 году 0,778 р., увеличились в 2017 году на 0,003 р. и в 2018 году еще на 0,129 р. до 0,911 р. в 2018 году. То есть наблюдался рост удельных затрат на производство продукции на СОАО «Коммунарка».
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов СОАО «Коммунарка» ежегодно возрастала (на 86 682 тыс. руб. в 2017 году и на 37 483 тыс. руб. в 2018 году). Кроме того, сопоставимыми темпами увеличивалась и среднегодовая стоимость оборотных средств организации – на 36,7 % в 2017 году и еще на 15,2 % в 2018 году. Это свидетельствовало о наращивании производственной мощности и активов в целом по организации. При этом более низкие темпы прироста выпуска продукции обусловили устойчивое снижение фондоотдачи – с 3,54 р. в 2016 году до 2,43 р. в 2018 году, или на 1,10 р.
1 Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок: пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 640 с.
2 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. — 20-е изд. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 484 с.
3 Галанов, В.А. Логистика: учебник для студентов / Галанов В.А. – 2-е изд. – Москва: Инфра-М, 2015. – 272 с.
4 Егоркина Е.Ю. оптимизация процесса управления запасами на предприятии оптовой торговли / Е.Ю. Егоркина, С.Ю. Данилова // Молодой ученый, 2016. – 160 с.
5 Карпова, Н. П. Инфраструктура логистических процессов / Вестник Самарского государственного экономического университета. — Самара, 2011. – 77 с.
6 Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 507 с.
7 Левкин, Г.Г. Основы логистики: учебник / Г.Г. Левкин, А.М. Попович – М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015 – 387 с.
8 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
9 Неруш, Ю.М. Логистика: учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 559 с.
10 Основы логистики / В.А. Гудков и др. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 352 c.
11 Основы логистики / Под редакцией В.В. Щербакова. - М.: Питер, 2016. - 432 c.
12 Покровский А.К., Миротин Л.Б. Основы логистики / А.К. Покровский. – Academia, 2014. – 192 с.
13 Полещук, И.И. Логистика: учебное пособие для вузов / И.И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2015. – 431 с.
14 Секерин, В.Д. Логистика / В.Д. Секерин – издательство КиноРус, 2013 – 240 с.
15 Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. -560с.
16 Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок / А.Н. Стерлигова. – Инфра-М, 2014. – 430 с.
17 Тебекин, А.В. Логистика / А.В. Тебекин. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 356 с.
18 Покровский А.К., Миротин Л.Б. Основы логистики / А.К. Покровский. – Academia, 2014. – 192 с.
19 Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 304 с.
20 Щербаков, В. В. Автоматизация бизнес-процессов в логистике / В.В. Щербаков, А.В. Мерзляк, Е.О. Коскур-Оглы. - М.: Питер, 2016. - 464 c.