Введение
Современная экономика развитых государств носит рыночный характер. Рыночная система оказалась более действенной и гибкойдля решения ключевых экономических трудностей. Она складывалась не одно столетие, заполучила цивилизованные формы и, судя по всему, станет характеризовать экономический вид грядущего во всех государствах мира.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического баланса имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического баланса тесно связано с достижением абсолютной занятости, устойчивости тарифов и экономического роста.
Рынок благ, или же товарный рынок считается главнейшим сектором рыночной экономики. Этим разъясняется тот факт, что рассмотрение рынка благ, в большинстве случаев обычно, предшествует рассмотрению рынка средств, рынка ценных бумаг и рынка труда.
Актуальность темы этой курсовой работы обусловлена тем, что без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно.
То есть, целью этой курсовой работы является изучение механизма функционирования рынка. Для достижения поставленной цели будут решены задачи:
- изучить сущность, функции, виды, преимущества рынка;
- рассмотреть механизм функционирования рынка, а также необходимость и инструменты государственного вмешательства в рыночные соотношения;
- рассмотреть специфику создания рыночной экономики в Республике Беларусь.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – механизм функционирования рынка.
Информационной базой курсовой работы являются научные труды преимущественно белорусских и российских авторов по проблемам функционирования кредитных отношений, а также их роли в развитии экономики и статистические эти.
Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: В. М. Попова, Е.В. Красникова, Г. А. Кандаурова. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по этой теме проводили следующие авторы: Н. Веренько, Р. Ярош, В. Шухно.
Рынок представляет собой место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам [1, с.354].
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.
Выделяют следующие функции рынка:
1. Обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
2. Регулирование движения товарно-денежных потоков.
В качестве субъектов рыночной экономики представлены, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев товаров, а с другой– коммерческие структуры и страна, но 2 классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным нюансам. Каждая из представленных функций описывается явными чертами.
Субъектами рынка считаются продавцы и потребители, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или же нескольких лиц), компании (фирмы), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток купли-продажи».
Объектами рынка считаются продукты и средства. В качестве продуктов выступает не столько произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В виде средств – все экономические средства, главнейшими из которых являются сами наличные средства.
Обеспечивающая функция по самой собственной сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, описывающее сущность и точное назначение, хотя предоставленная функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, словно дает рыночной экономике условия и возможности для исполнения экономических функций (для начала таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них товаров хозяйственной деятельности), конкретно никак не участвуя в разработке продукта. Тем не менее, отмеченная функция имеет возможность быть также классифицирована как прямая, так как формирование адекватной инфраструктуры считается одним из непосредственных и обязательных критерий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее становления.
Регулирующая функция словно вырастает из обеспечивающей, считается ее продолжением, хотя ее свойства иные, прямо противоположные. Для начала, она носит внешний характер. Не взирая, что инфраструктура считается подсистемой в экономической системе, эта подсистема присутствует над действием взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, вроде как, никак не имеют возможности взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при конкретных обстоятельствах способна оказывать очень немаловажное воздействие на целый процесс воспроизводства. Но таком своем качестве эта функция считается активной, что в особенности видно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она считается функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех либо других затруднениях в сфере конкретного создания продукта.
Две функции прочно связаны и не имеют возможности осуществляться одна без другой. Итогом их взаимодействия считается полностью установленный синтетический результат, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе снабжения и регулирования перемещения товарно-денежных потоков инфраструктура содействует достижению соотношения между общественными потребностями в товарах и услугах и возможностью процесса производства удовлетворять их в необходимых масштабах. Но тем самым гарантируется сопряженность в реализации обеих функций, достигается соразмерность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации потерь, связанных с распределением ресурсов и товаров. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям гарантирует эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые характерны лишь ей. Данную часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, так как к ней неприменимы прямо и конкретно методы сравнения издержек и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая либо недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.). Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием разных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура еще используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство исполняет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики [3, с.95].
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси), обусловлена следующими причинами.
Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Поэтому необходимо формирование новой системы государственного управления.
Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти.
В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся по наследству от командно-административной системы (далее-КАС).
В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании.
В-пятых, рыночная экономика требует длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов.
В-шестых, государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не имеют возможности быть осуществлены без его активного участия.
В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др.
То есть, основная проблема трансформационной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.
В переходной экономике роль страны сознательно выделяется от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Этообусловлено, в первую очередь, тем, что процесс разгосударствления гораздо уменьшает объемы государственного сектора, отклоняет безграничный нрав государственного регулирования, свойственный командной экономике. Так же, в переходный период рынок присутствует в стадии развития и, а значит, его регулирующие полномочия еще невысоки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС. Но с другой стороны, она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономике. [1, с. 374].
В следствии этого, вроде как, степень государственного вмешательства в экономику тут менее, чем в КАС. Хотя если взглянуть под другим углом, она обязана быть наиболее значимой, нежели в развитой рыночной экономике. [1, с. 374].
Правительство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает в одно и тоже время организатором и субъектом финансовых реформ: переустройства взаимоотношений собственности, смена способов помощи небольшого бизнеса, реорганизации экономической и кредитно-денежной систем и другие. Помимо всего этого, правительство связанным с неразвитостью рыночных взаимоотношений принимает функции, которые в развитой рыночной экономике исполняют другие рыночные субъекты, к примеру в экономической, денежной, инвестиционной и прочих сферах.
Правительство оказывает большое влияние на экономику через механизм регулировки — систему организации целенаправленного действия страны на деятельность хозяйственных субъектов. Данный механизм включает:
- цели государственного регулирования (стратегические и текущие);
- методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
- формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
- субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
- объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).
Вроде как, правительство в трансформационной экономике исполняет такие же функции, что и в какой-либо иной финансовой системе. Так, оно исполняет создание общественных благ; оберегает сообщество от "внешних эффектов" (охрана естественной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, автотранспорт, связь); выравнивает неравенство в заработках; занимается стабилизацией экономики и поддержанием финансового роста.
Перестройка экономики и становление новейших субъектов хозяйствования имеют необходимость в надежном и эффективном механизме регулировки рынка, одну из составных частей которого обязана составлять инфраструктура.
Элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к реальному времени сформирован неполно и фрагментарно. Процесс становления идет спонтанно, и нередко не обеспечен подобающей нормативно-правовой базой благодаря чему отстает от потребностей времени.
Главнейшей компонентой механизма организации оптовой торговли считается товарная биржа. Предпосылками происхождения товарных бирж в нашей стране явились:
- разрушение централизованной системы материально-технического снабжения;
- подъем самостоятельности производителей, регресс государственных заказов и внедрение договорных цен.
B организации и принципах работы бирж прослеживаются два пути.
Первый определяется открытостью, ориентацией на все отрасли, обеспечиваем довольно широкой стоимости брокерского места, привлечением коммерческих структур. Второй путь - создание бирж закрытого типа на базе государственных структур для привлечения ресурсов больших организаций для определения задач снабжения.
В наши дни рыночной экономике большое воздействие имеет фондовый рынок.
Становление фондового рынка в Республике Беларусь обусловлено преобразованием госсобственности, переходом к рыночным методам регулировки финансовых действий.
Но создание инфраструктуры фондового рынка, как правило, соответствует международным требованиям и включает следующие системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно-клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а еще правовое обеспечивание деятельности рынка.
Основными факторами, характеризующими становление фондовых бирж на современном этапе, бесспорно, считаются: понижение стоимости услуг бирж, удаление границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли, но к преобразованиям управления биржами можно отнести, во-первых, коммерциализацию фондовых бирж, а во-вторых создание частных торговых систем. Коммерциализация представляет собой превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на свободном рынке.
Коммерциализация представляет из себя перевоплощение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в простые акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на независимом рынке.
Но следует также отметить, что прогрессивный финансовый рынок определяется заметной неустойчивостью в поведении цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, что и приводит к высокому риск экономических издержек, впрочем, чтобы понизить эти ценовые риски нужно проводить страхование (хеджирование) при помощи фьючерсов, опционов и прочих производных ценных бумаг (деривативов). Хотя в Республике Беларусь эти инструменты не получили соответствующего развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов [13, с.15].
Главными тенденциями функционирования банков считается повышение размера кратковременного кредитования, такому как межбанковского кредита, и высокий рост процентных ставок, собственно отображает финансовую непостоянность в стране, но представляется, что становление банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, интенсивного привлечения средств населения, введения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, введения факторинговых и лизинговых операций.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Инфраструктура представляет собой основной элемент любой целостной экономической системы и подсистемы. Инфраструктура является составной частью общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Выделяют следующие главные функции рыночной инфраструктуры, обусловленные природой рыночной экономики:
1. Обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
2. Регулирование движения товарно-денежных потоков.
На сегодняшний день ВВП на душу населения является тем макроэкономическим показателем, который более точно и в полной мере отображает уровень жизни населения той или иной страны (в отличие от общего ВВП), т.к. его большое значение еще не говорит о том, что экономика этой страны является эффективной.
Рассчитать ВВП на душу населения можно разделив общий ВВП на общую численность населения. То есть, мы узнаем, какое количество конечных товаров и услуг, произведенных экономикой страны за определенный период времени, приходится в среднем на одного жителя этой страны (в стоимостном выражении).
Либерализация экономик потребовала разработки продуманной поэтапной реформы внешнеторговой и внутренней политик, подведения соответствующих теоретических обоснований. Общепризнанным среди экономистов является факт долговременного отсутствия среди правительственных кругов четко разработанной программы перехода к рынку.
Ни одна из теорий не способна на сегодняшний день дать четкую концепцию реформирования экономики, пребывающей в переходном состоянии. Наиболее привлекательной моделью для Республики Беларусь является модель смешанной экономики, социально-ориентированной, многоукладной. В формировании такой модели ведущая роль принадлежит государству. Наиболее сложными и продолжительными по времени являются реструктуризация промышленности и институциональная реформа.