Введение
1 Теоретические основы анализа и планирования ассортиментной политики торговой организации
1.1 Понятие, классификация и показатели торгового ассортимента
1.2 Методология исследования и планирования ассортимента торговой организации
1.3 Методика анализа ассортиментной политики торговой организации
2 Анализ и планирование ассортиментной политики ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСП «Ветковское»ТУП «Гомельская универсальная база»
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации
2.3 Анализ ассортиментной политики ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база»
2.4 Планирование деятельности по формированию ассортиментной политики организации
3 Разработка предложений по совершенствованию анализа и планирования ассортиментной политики ОСП Ветковское ТУП «Гомельская универсальная база»
3.1 Современные подходы к формированию и управлению ассортиментом розничного торгового предприятия
3.2 Оптимизация ассортимента на основе АВС-анализа
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В современных условиях рыночной экономики в Беларуси многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
В число важнейших факторов эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
Торговые организации должны быть всесторонне осведомлены обо всех необходимых параметрах и потребительских свойствах производимых товаров. Они должны обладать, исчерпывающими знаниями о запросах и предпочтениях своих потребителей, и о возможностях применения на целевых сегментах тех или иных производимых товаров. При этом, наиболее важным является умение оптимальным образом сопоставить первые два условия между собой, с тем, чтобы при ограниченных ресурсах принять такой ассортиментный перечень, который позволит получить наибольший эффект от осуществляемой деятельности и максимально удовлетворить потребности своих клиентов.
Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.
Формирование ассортимента - это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торговой организации.
Таким образом, выбранная тема является очень актуальной в современных условиях рыночной экономики.
Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.
Целью написания курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию анализа и планирования ассортиментной политики ОСП Ветковское ТУП «Гомельская универсальная база».
Объект исследования: анализ и планирование ассортиментной политики ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база».
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка
1 Теоретические основы анализа и планирования ассортиментной политики торговой организации
1.1 Понятие, классификация и показатели торгового ассортимента
С экономической точки зрения, ассортимент - это, прежде всего отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансирования спроса и предложения на конкретном товарном рынке [10].
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. С экономической точки зрения, ассортимент - это прежде всего отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке [2, с.21].
Одновременно с понятием ассортимента в экономике, коммерции и товароведении применяется понятие «номенклатура». Эти понятия по смыслу близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Понятие номенклатуры (продукции) применяется главным образом в сфере производства, для обозначения количества наименований производимой продукции, а понятие ассортимента (товаров) - главным образом в торговле и товароведении. Многообразие ассортимента потребительских товаров упорядочивается с помощью его классификации, включающей деление на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей [3, с.27-28].
Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент
2 Анализ и планирование ассортиментной политики ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСП «Ветковское»ТУП «Гомельская универсальная база»
ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база» (далее ОСП «Ветковское») является обособленным структурным подразделение ТУП «Гомельская универсальная база», которое было создано на основании постановления Гомельского облпотребсоюза от 05.12.2001г № 501, приказа ТУП "Гомельская универсальная база" № 1507 от 06.12.2011 .ОСП «Ветковское» действует с соблюдением требований Устава ТУП «Гомельская универсальная база», а также Положения об обособленном структурном подразделении «Ветковское» торгового унитарного предприятия «Гомельская универсальная база».
ОСП «Ветковское» ТУП Гомельская универсальная база – многоотраслевое хозяйство и наряду с основной задачей – торговым обслуживанием населения, занимается производством продукции, заготовками сельхозпродукции и сырья, оказывает платные услуги и осуществляет доставку товаров в объекты торговли и общественного питания.
ОСП «Ветковское» создано в целях ведения хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Предметом деятельности ОСП «Ветковское» является торговая деятельность.
ОСП «Ветковское» не является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, учетный номер плательщика, расчетный счет в банке, печать с его полным наименованием, штампы и бланки со своим наименованием. ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база» является организацией потребительской кооперации.
Юридический адрес и место нахождения: Гомельская обл. г. Ветка, ул. Красная площадь, 6.
Директор ОСП «Ветковское» назначается вышестоящей организацией и действует на основании доверенности
Имущество ОСП «Ветковское» образуется из средств, закрепленных за ним ЧУП «Гомельская универсальная база», а также денежных и материальных средств, приобретенных в ходе его хозяйственной деятельности, входящих в общий баланс ТУП «Гомельская универсальная база». Имущество, числящееся на балансе ОСП «Ветковское», является собственностью ТУП «Гомельская универсальная база».
Основными целями ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база» являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей обслуживаемого населения.
Основными задачами ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база» являются:
3 Разработка предложений по совершенствованию анализа и планирования ассортиментной политики ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база»
3.1 Современные подходы к формированию и управлению ассортиментом розничного торгового предприятия
Решения, принимаемые организацией в рамках ассортиментной политики, могут включать:
1 сокращение (сужение) ассортимента - это изменения в ассортименте, связанные с уменьшением его широты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений со стороны поставщиков, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров;
2 расширение ассортимента - это изменение в ассортименте, связанные с увеличением его широты. Причинами расширения ассортимента являются изменения в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.;
3 увеличение или уменьшение длины товарных групп - это изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок;
4 обновление ассортимента - изменения в ассортименте, которые характеризуются увеличением показателя обновляемости. При этом формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества;
5 достижение большей или меньшей гармоничности ассортимента - изменения в ассортименте, связанные со степенью близости между собой отдельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам;
6 стабилизация ассортимента подразумевает высокую устойчивость и низкую степень обновления ассортимента. В основном такая политика может реализовываться в течение какого-либо периода в отношении продовольственных товаров и других товаров повседневного спроса;
7 совершенствование структуры ассортимента - изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура
Заключение
Ассортиментная политика торговой организации - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
В условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно, на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.
Объектом исследования данной курсовой работы является анализ и планирование ассортиментной политики ОСП «Ветковское» ТУП «Гомельская универсальная база».
ОСП «Ветковское» ТУП Гомельская универсальная база - многоотраслевое хозяйство и наряду с основной задачей - торговым обслуживанием населения, занимается производством продукции, заготовками сельхозпродукции и сырья, оказывает платные услуги и осуществляет доставку товаров в объекты торговли и общественного питания.
Списочная численность работников обособленного структурного подразделения имела тенденцию к уменьшению. В 2016 году она составила 296 человек, что на 15,7% меньше, чем в 2014 году. Наибольший удельный вес в структуре списочного состава работников ОСП «Ветковское» занимают рабочие - 85% или 252 человека.
Торговая сеть ОСП «Ветковское» на 1 января 2017 г. насчитывает всего 28 объектов розничной торговли, из которых 25 магазина, которые занимают площадь 2981 м2. За анализируемый период общее количество торговых объектов, как и их торговая площадь, имело тенденцию к сокращению. В 2016 году по сравнению с 2014 годом общее количество розничных торговых объектов уменьшилось на 21 единицу и составило 28 ед.
Уменьшение наблюдается как по количеству продовольственных магазинов, так и непродовольственных – на 14 и 5 объектов соответственно.
Выручка от реализации товаров снизилась на 26,4% и составила в 2016г. 8835 тыс. руб. против 12002,1 тыс. руб. в 2014г. Снижение выручки от реализации объясняется уменьшением количества торговых объектов практически наполовину Валовая прибыль и издержки обращения от реализации товаров также снизились 20,2% и 19,6%. В целом прибыль от реализации товаров составила в 2016г. 25 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с данными за 2014г. более чем в 10 раз. Анализ показателей
1 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Выш.шк., 2009. - 511с.
2 Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 365 с.
3 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник /С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Минск: Выш. шк., 2005. – 352 с.
4 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник для вузов / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – 2-е изд., перераб. – Минск: Выш.шк., 2009. - 480 с.
5 Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб.пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2009. - 512с.
6 Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь 26.06.2014 №25 / Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2014. - Режим доступа: http: // www.mintorg.gov.by. – Дата доступа: 07.08.2017.
7 Каменева, Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: учеб.пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Полякова. – М.: Вузовский учебник, 2007. - 439с.
8 Колеснева, Е.П. Товарная политика предприятия отрасли: практикум / Е.П. Колеснева, С.И. Артеменко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 227с.
9 Коммерческая деятельность: практикум для аудиторных занятий / под ред. С.П. Гурской. - Гомель, БТЭУ ПК, 2009. – 148 с.
10 Лифиц, И. М. Показатели ассортимента: унификация терминологии и моделирования / И. М. Лифиц, М.А.Черкасова // Маркетинг.-2008.- С. 113 -125.
11 Михарева, В.А. Стратегический маркетинг: учеб.пособие / В.А. Михарева. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 208с.
12 Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания: утв.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014г. №703 / Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014. – Режим доступа: http: // www.mintorg.gov.by. – Дата доступа: 31.08.2017
13 О перечнях товаров. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь 8 мая 2014 года № 20 / Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2014. - Режим доступа: http: // www.mintorg.gov.by. – Дата доступа: 10.09.2017.
14 Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: учебник / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2005. – 288с.
15 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. - М.: Маркетинг, 2008. - 580 с.
16 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. - Минск: БГЭУ, 2009. - 317с.
17 Ройтер, Л.М. АВС и XYZ-анализ в управлении ассортиментной политикой / Л.М. Ройтер // Экономика и менеджмент. - 2011. - №6. - С.62-66
18 Садриев Д. АВС-анализ в оптимизации товарного ассортимента / Д. С. Садриев, Р. Д. Садриев // Маркетинг. - 2008.- №1. С. 119-125.
19 Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований: учеб.пособие / С.Г. Светуньков. - СПб: Изд-во «ДНК», 2008. - 352с.
20 Снегирева В. А. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. А. Снегирева. -СПб: Питер, 2005. - 416 с.
21 Черник, Н.Ю. Товарная политика предприятия: учеб.пособие / Н.Ю. Черник. -Минск: БГЭУ, 2009. - 278с.
22 Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С.503