Введение
Глава 1 Выпуск и реализация готовой продукции и их роль в экономическом развитии промышленного предприятия
1.1 Выпуск и реализация продукции как важнейшие показатели работы промышленного предприятия
1.2 Готовая продукция, ее состав и оценка
1.3 Методы определения выручки от реализации продукции
1.4 Состав расходов на реализацию продукции
1.5 Значение и задачи учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции
1.6 Нормативно-правовое регулирование учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции
Глава 2 Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в ООО «Фирма мока»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Документальное оформление и учет поступления готовой продукции из производства
2.3 Документальное оформление и учет отгруженной и реализованной продукции
2.4 Учет и распределение расходов на реализацию готовой продукции
2.5 Расчет и учет налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации продукции
2.6 Инвентаризация и переоценка готовой продукции, их документальное оформление и отражение в учете
2.7 Международные стандарты и зарубежный опыт учета выпуска, отгрузки и
реализации готовой продукции
2.8 Совершенствование учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Результатом любого производственного предприятия или организации является производство готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. Таким образом, затраты на готовую продукцию, работы и услуги переносятся из сферы производства в сферу обращения.
Для надлежащего и своевременного учета результатов производственной деятельности организация должна в своей учетной политике выбрать и определить ряд основных принципов и методов учета готовой продукции, варианты которых определены законодательными актами и рекомендациями Министерства финансов Республики Беларусь.
Актуальность и важность рассмотрения вопроса учета выпуска и отгрузки готовой продукции заключается в том, что выбранный организационно-корпоративный метод оценки готовой продукции и признание выручки от ее реализации зависит от многих показателей предприятия или организации. Одним из показателей является сумма налогооблагаемых доходов и, как следствие, сумма чистой прибыли, которую организация получит после уплаты всех налогов и сборов.
Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов учета выпуска и отгрузки готовой продукции (работ, услуг).
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, необходимо выполнить ряд задач:
- исследовать понятие выпуска и реализации продукции как важнейшего показателя работы промышленного предприятия;
- рассмотреть сущность готовой продукции, её состав и оценку;
- привести методы определения выручки от реализации продукции;
- изучить состав расходов на реализацию продукции;
- рассмотреть значение и задачи учёта выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции;
- привести порядок нормативно-правового регулирования учёта выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции;
- дать характеристику организационно-экономической деятельности организации;
- изучить порядок документального оформления и учёта поступления готовой продукции из производства;
- рассмотреть порядок документального оформления и учёта отгруженной и реализации;
- исследовать порядок учёта и распределения на реализацию готовой продукции;
- рассмотреть порядок расчёта и учёта налогов и отчислений, выплачиваемых из выручки от реализации продукции;
- представить порядок инвентаризации и переоценки готовой продукции, документальное оформление и отражение в учёте;
- рассмотреть международные стандарты и зарубежный опыт учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции;
- определить направления совершенствования учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации.
ГЛАВА 1 ВЫПУСК И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Выпуск и реализация продукции как важнейшие показатели работы промышленного предприятия
Готовая продукция (продукт) – это конечный продукт, который организует производственный процесс. Эти изделия и полуфабрикаты, полностью готовые к переработке, соответствуют действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принимаются на складе или заказчиком и снабжаются сертификатами или другими документами, подтверждающими их качество [2, с. 543].
Продукция предприятия по своему составу и назначению делится на валовую и товарную.
Валовая продукция предприятия включает в себя стоимость готовой продукции, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для внутреннего использования на предприятии, а также затраты на выпуск на сторону, изготовление и ремонт упаковки, если она не включена в цену продукции. Общий объем производства характерен для общего объема производственной деятельности предприятия, независимо от степени готовности продукции [1, c. 386].
Товарная продукция – это продукт, предназначенный для продажи потребителю. Следует иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то оно включается в себестоимость товарной продукции без сырья, то есть, в себестоимость переработки.
Реализация продукции позволяет компенсировать расходы, понесенные предприятием, своевременно выплачивать заработную плату и погашать задолженность перед кредиторами, а также развивать и совершенствовать производство. Для достижения этих целей важно правильно организовать учет производства и реализации [3, c. 580].
Реализация продукции производственных предприятий является важнейшим показателем объема их деятельности. Реализация готовой продукции завершает расширенный производственный цикл финансирования. А именно процесс реализации является ключевым звеном для начала нового производственного цикла, что подтверждает его безостановочную работу.
Производство собственной продукции включает в себя продукцию:
- производители которой непосредственно используют собственные, арендованные или свободные основные средства, необходимые материалы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, приобретенные за счет собственных или заемных средств производителя (производство продукции должно осуществляться за счет личного состава);
- которая полностью изготовлена производителем или достаточно переработана на территории Республики Беларусь [4, c. 379].
ГЛАВА 2 УЧЕТ ВЫПУСКА, ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ФИРМА МОКА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «Фирма Мока» было создано решением Гродненского областного исполнительного комитета от 21.08.1991 г. и зарегистрировано в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.03.1994 г.
ООО «Фирма Мока» обладает правами юридического лица и создано в форме общества с ограниченной ответственностью, имеет самостоятельный баланс, счета, в том числе и валютные в банковских учреждениях, товарный знак и штампы со своим наименованием.
Основной целью ООО «Фирма Мока» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения выгод и экономических интересов общества:
1 производство тепловой энергии самостоятельными котельными –
2 40 302;
3 производство мясных продуктов – 15 130;
4 переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов – 15 200;
5 переработка и консервирование картофеля – 15 310;
6 производство фруктовых и овощных соков – 15 320;
7 переработка и консервирование фруктов и овощей, не включенных в другие группировки – 15 330;
8 производство маргарина – 15 430;
9 переработка молока, кроме консервирования и производство сыров –
10 15 511;
11 производство мороженого – 15 520;
12 производство хлеба и хлебобулочных изделий; производство мучных кондитерских изделий не длительного хранения – 15810;
13 производство сухарей и печенья, производство мучных кондитерских изделий длительного хранения – 15 820;
14 производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий –
15 15 840;
16 оптовая торговля фруктами и овощами – 51 310;
17 оптовая торговля мясом и мясными продуктами – 51 320;
18 оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами – 51 330;
19 оптовая торговля безалкогольными напитками – 51 342;
20 оптовая торговля сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями – 51 360;
21 оптовая торговля рыбой и морепродуктами – 51 381;
22 оптовая торговля хлебобулочными и макаронными изделиями, мукой и крупой – 51 382;
23 оптовая торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки – 51 389.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Учёт выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции на промышленном предприятии» выполнена на основе исследований учёных-экономистов в области бухгалтерского учёта готовой продукции и практических данных, представленных ООО «Фирма Мока».
Исследование выпуска и реализации продукции как важнейших показателей работы предприятия позволило установить, что основным источником поступления готовой продукции (появления в организации) является ее производство в организации, а изучение цикла производства и реализации готовой продукции является объективной оценкой полноты, своевременности и достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности показателей данного раздела, а именно выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию, а также прибыли (убытка) от реализации. В соответствии с системой регулирования бухгалтерского учета Республики Беларусь, готовая продукция (как вид актива, предназначенный для продажи) относится к категории запасов.
Изучение состава готовой продукции и порядка оценки, позволило установить, что учёт готовой продукции ведется в разрезе мест хранения на счёте 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости, то есть, в сумме фактических затрат, непосредственно связанных с производством продукции. Следовательно, организация самостоятельно принимает решения о том, какой вариант учёта готовой продукции использовать, при использовании вариантов учётной политики. Фактическая себестоимость готовой продукции определяется только тогда, когда становятся известны все затраты, связанные с изготовлением продукции.
Выручка от реализации продукции является основным источником доходов хозяйствующих субъектов и важным в хозяйственно-расчётной деятельности организации. Это и определяет актуальность обоснованного планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции и проведению мероприятий обеспечения плана её поступления.
Снижение расходов на реализацию товаров имеет большое значение, поскольку позволяет высвободить для развития материального производства и непроизводственной сферы дополнительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы, укрепить финансовое состояние организаций, повысить их рентабельность. Следовательно, расходы на реализацию товаров являются одним из важных показателей эффективности и качества работы организаций. Снижение их может быть достигнуто за счет строжайшей экономии, роста производительности труда и совершенствования форм его оплаты, индустриализация, рационализация движения. От уровня этих затрат зависят финансовые результаты работы организаций, а также возможности расширения воспроизводства, роста поступлений в бюджет.
1 Астахов, В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 частях. Ч. 2: Учебник для академического бакалавриата / В. П. Астахов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 386 c.
2 Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А. Н. Трофимова, Н. Н. Затолгутская, Н. В. Пузенко; под ред. П. Г. Пономаренко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.
3 Богатая, И.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / И. Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. – М.: КНОРУС, 2016. – 580 с.
4 Бухгалтерский учет: учеб. пособие / П. Я. Папковская и др. – Минск: РИПО, 2016. – 379 с.
5 Вахрушева, О. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / О.Б. Вахрушева. – М.: Дашков и К, 2012. – 252 c.
6 Володько, О. В., Грабар Р. Н., Зглюй Т. В. Экономика организации: учеб. пособие. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 397 с.
7 Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник и практикум для СПО / И.М. Дмитриева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
8 Зарова, Е.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебно-метод. пособие / Е.В. Зарова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 224 c.
9 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (с изм. от 22.12.2018 № 74) [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
10 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: утв. пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 30.11.2007, №180 (в ред. от 22.04.2010 г. №50) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
11 Кеворкова, Ж. А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник / Ю.А. Бабаев, М.В. Друцкая, Ж. А. Кеворкова, Е. Е. Листопад; Под ред. Ю. А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 395 c.
12 Кравченко, М.А. Методика учета денежных средств на расчетном, валютном и других счетах в банках. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2012. – № 8. – с. 3-4.
13 Лаврушин, О. И. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева. – М.: КноРус, 2013. –192 c.
14 Левкович, О. А., Тарасевич И. Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 648 с.
15 Левкович, О. А. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие: / О.А. Левкович – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 728 с.
16 Лемеш, В. Н. Контроль и аудит: пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. – 316 с.
17 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 29.12.2009 г. № 71-З // Бизнес Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы» Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-З // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871 &p2=2/2055
19 Полковский, Л. М. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для бакалавров / Л.М. Полковский. – М.: Дашков и К, 2016. – 256 c.
20 Стражев, В. И. Теория бухгалтерского учета: учебник / В.И. Стражев – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 142 с.
21 Сушкевич, А. Н. Бухгалтерский учет / А. Н. Сушкевич, В. Н. Сушкевич, О. М. Щурок. – Минск: УП «Профессиональный бухгалтер», 2012. – 296 с.
22 Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа: учеб. пособие для вузов / И.Н. Бурцева [и др.]; под ред. О.А. Левковича. – Минск: Амалфея, 2016. – 264 с.
23 Поленова, С.Н. Теория бухгалтерского учета: учеб для вузов / С.Н. Поленова. – М.: Дашков и К, 2016. – 464 с.
24 Чернюк, А. А. Бухгалтерская отчетность за 2016 год / А. Чернюк; [раздел подготовила С. Терехович] // Финансы, учет, аудит. –2017. – № 1. – С. 64-66.
25 Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие для вузов / А.С. Чечёткин, С.А. Чечёткин.– Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 552 с.