Введение
1 Теоретические аспекты организации, контроля и мониторинга логистической системы организации
1.1 Понятие и структура логистической системы торговой организации
1.2 Методические подходы к организации и мониторингу в логистической системе предприятия
2 Анализ логистической системы ТЦ «Корона» ООО «Табак-Инвест»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Структура логистической системы торговой организации
3 Направления совершенствования мониторинга логистической системы ТЦ «Корона» ООО «Табак-Инвест»
3.1 Внедрение программного продукта «Quick Sales Expert 2» для улучшения контроля за логистическими процессами
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, недостаточно использовать маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами, таких как логистика. Логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистика имеет большое значение для клиентов, поставщиков предприятия, его владельцев и акционеров. Логистика координирует все структуры предприятия (направление, упорядочение и распределение продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность).
Использование логистических концепций и систем позволяет фирмам сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость предприятия на рынке. Обязательной составляющей оргструктуры успешного предприятия является отдел логистики. В логистическую службу предприятия входят следующие функции: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции; оперативное управление технологическими процессами производства; планирование поставок материальных ресурсов; контроль качества продукции; поддержание стандартов качества продукции и сервиса.
Логистика охватывает весь спектр деятельности предприятия: планирование, реализацию, контроль затрат, перемещение и хранение материалов предприятия. На стадиях развития производства логистика сокращает затраты и выпускает продукцию в установленные сроки. К логистическим действиям на предприятии можно отнести: обслуживание клиентов, транспортировку, управление запасами, управление информационным потоком.
Термин «распределение», использованный в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Толковый словарь современного русского языка гласит, что распределить – это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть.
В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов, нужны ли посредники – вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.
1 Теоретические аспекты организации, контроля и мониторинга логистической системы организации
1.1 Понятие и структура логистической системы торговой организации
Логистический процесс – это организованное во времени и пространстве последовательность осуществления операций, подчиненная реализации целей системы с использованием методов и принципов логистики. С позиции сущности следует выделить следующие логистические процессы: управленческие, коммерческие, маркетинговые, технологические [3, c. 143].
Относительно функциональных областей выделяются [5, c. 46]: логистика закупок, логистика распределения, информационная, транспортная, логистика складирования, сервисная логистика, логистика запасов. Как видно из классификации, логистика проникает в целый ряд областей, имеющих принципиальное значение для деятельности торговых сетей. Для примера проанализируем процессы закупки товаров как один из самых важных аспектов в деятельности торговых сетей. В ходе закупочной логистики решаются следующие вопросы: разработка списка заказываемой продукции, определяемого товарами, поставляемыми покупателям. При этом соблюдение сроков поставки будет прямо связано со слаженным взаимодействием с поставщиками [15, c. 43]. Идентичность размеров поставок и продаж требует ответа в решении задачи исследования спроса на продаваемые товары, и может ли этот спрос быть удовлетворен в части торговой деятельности. При этом необходимо отметить, что процесс выстраивания закупочной логистики торговых сетей встает лицом к лицу с вопросами оценки, выбора, поиска новых поставщиков.
Более четкую картину логистических процессов можно получить, проанализировав ключевые логистические функции торговой сети. Логистическая функция – это обширная группа логистических операций, нацеленная на решение задач системы логистики [11, c. 17].
Выделяются следующие логистические функции:
- Интегрирующая – связанная с реализацией процесса перемещения товаров с позиций единой системы;
- Управляющая – осуществление мониторинга и контроля за характеристиками материальных потоков в управляемых рамках системы;
- Организующая – обеспечивает скоординированные отношения субъектов товародвижения [9, c. 69].
Таким образом, выделение логистических функций позволяет комплексно проанализировать процессы движения материальных потоков.
2 Анализ логистической системы ТЦ «Корона» ООО «Табак-Инвест»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Брестский Торговый центр «Корона» (ТЦ «Корона») находится по адресу ул. Московская, 210 и является филиалом общества с ограниченной ответственностью «Табак - Инвест».
ТЦ «Корона» - одно из самых крупных и популярных торговых предприятий города.
Торговый центр «Корона» организован по принципу классического руб.пейского гипермаркета с обширным ассортиментом различных товаров и услуг по доступным ценам, безупречным обслуживанием, собственной пекарней, и кулинарией, большой автомобильной парковкой, просторными светлыми залами и полным спектром дополнительных услуг.
Основная цель деятельности предприятия - хозяйственная, направленная на удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и на получение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В целях обеспечения полного, своевременного удовлетворения населения в товарах народного потребления и услугах, высокой культуры торгового обслуживания, сохранности государственной собственности, соблюдения режима экономии и максимального увеличения показателей всей финансово-хозяйственной деятельности, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1) Мелкооптовая и комиссионная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
2) Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования;
3) Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения; деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству;
4) Производство пищевых продуктов и напитков;
5) Предоставление прочих услуг;
6) Прочая коммерческая деятельность;
7) Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами и туалетными принадлежностями;
8) Осуществляет внешнеэкономическую деятельность, заключает бартерные сделки, контракты;
9) Осуществляет любого вида хозяйственную деятельность, если она не запрещена законодательными актам РБ
БТЦ «Корона» Самостоятельно определяет направления хозяйственной деятельности, распоряжается произведенной продукцией и полученными доходами. Предприятие от своего имени заключает договоры, контракты, производит бартерные операции, оптовую и розничную продажу товаров, оказание услуг, а также участвует в торгах, выставках, ярмарках, конкурсах и др.
3 Направления совершенствования мониторинга логистической системы ТЦ «Корона» ООО «Табак-Инвест»
3.1 Внедрение программного продукта «Quick Sales Expert 2» для улучшения контроля за логистическими процессами
Для оптимизации информационных потоков и улучшения уровня обслуживания клиентов, контроля системы распределения на все х ее уровнях, а в следствие, повышения эффективности работы организации в целом, предлагается внедрить программу «Quick Sales Expert 2». Выбор в пользу данной системы обусловлен простотой использования, доступностью с точки зрения ценового фактора и возможностью установки на компьютер с любой операционной системой.
Пользователям системы «Sales Expert 2» предоставляется возможность упростить и автоматизировать работу в системе «1С:Предприятие», с помощью реализованной в «Sales Expert 2» интеграции. Использовать интеграцию можно с 1С:Предприятие версий 7.7 (7.70.025), 8.1(8.1.15.14) ПРОФ и 8.2(8.2.13.219) ПРОФ.
Поддерживаемые конфигурации для 1С:Предприятие версии 7.7:
- Конфигурация «Бухгалтерия», редакция 4.5
- Конфигурация «Торговля + Склад», редакция 9.2
- Комплексная конфигурация (Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры), редакция 4.5
- Конфигурация «Упрощенная система налогообложения», редакция 1.3.
В 1С:Предприятие и «Sales Expert 2» есть одинаковая информация: клиенты, продукты, счета, платежи, накладные и прочие документы.
Нужно сделать так, чтобы эта информация синхронизировалась автоматически, или хотя бы с минимальным ручным трудом.
Перечисленные ниже возможности позволяют решить эту задачу:
- Создание счетов в «Sales Expert 2», с сохранением их в 1С;
- Создание счетов в 1С, с сохранением их в «Sales Expert 2»;
- Импорт документов и платежей из 1С;
- Синхронизация контрагентов 1С и клиентов «Sales Expert 2»;
- Синхронизация номенклатуры 1С и продуктов в «Sales Expert 2».
Также использование новой версии программы позволит избежать системных ошибок и обеспечить работу одновременно у нескольких пользователей. Далее рассмотрим эффективность внедрения системы.
Для оценки эффективности необходимо рассчитать капитальные затраты, эксплуатационные затраты, определить прирост прибыли (экономию) и рассчитать эффективность.
Расчет капитальных затрат. В капитальные затраты по внедрению программного продукта входят следующие статьи затрат:
- расчет затрат на приобретение программного продукта;
- расчет затрат на установку и настройку программного продукта;
- расчет затрат на обучение работников;
- расчет затрат на установку и наладку сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Брестский Торговый центр «Корона» (ТЦ «Корона») находится по адресу ул. Московская, 210 и является филиалом общества с ограниченной ответственностью «Табак - Инвест».
ТЦ «Корона» - одно из самых крупных и популярных торговых предприятий города.
Торговый центр «Корона» организован по принципу классического руб.пейского гипермаркета с обширным ассортиментом различных товаров и услуг по доступным ценам, безупречным обслуживанием, собственной пекарней, и кулинарией, большой автомобильной парковкой, просторными светлыми залами и полным спектром дополнительных услуг.
Основными государственными поставщиками являются: УП Минский мясокомбинат, КУП Минский МПЗ, УП Хладокомбинат №1 и №2, ОАО ГМЗ № 1, №2 и №3, птицефабрика им. Крупской, 1-ая Минская, ПО Минскхлебпром, ОАО Минский комбинат хлебопродуктов, ОАО Рыбокомплекс, УП Белрыба, ОАО Минский маргариновый завод, ОАО Дрожжевой комбинат, ОАО Оливария, ОАО Криница, ЗАО Минский завод безалкогольных напитков, УП Минский завод игристых вин, РУП Кристалл, ОАО Коммунарка, ОАО Слодыч, ОАО Белбакалея, ОАО Минбакалеяторг и др.
В целях эффективной организации фиксации имеющейся продукции в информационной системе предприятия при каждом оптово-накопительном и при центральном распределительном складах создается виртуальный склад, который также имеет свой индивидуальный номер. Продукция, которая числится на виртуальных складах, фактически размещается в помещении реального склада, однако она не предназначена для отправки в магазин в силу некоторых обстоятельств. Чаще всего такими обстоятельствами является вопросы, связанные с ценообразованием или переоценкой товара.
Распределение продукции ТЦ «Корона» осуществляется населению непосредственно в торговом центре, а также магазинам и кафетериям с помощью посредников.
Управление логистическими процессами в ТЦ «Корона» осуществляется по функциональному признаку, то есть каждое подразделение отвечает за свою часть управления движением тем или иным логистическим потоком.
Однако, что отчетливо видно в отношении информационной логистики в организации, такой подход к управлению логистикой обуславливает отсутствие организационного и функционального центра управления логистикой.
Для оптимизации информационных потоков и улучшения уровня обслуживания клиентов, контроля системы распределения на все х ее уровнях, а в следствие, повышения эффективности работы организации в целом, предлагается внедрить программу «Quick Sales Expert 2».
1. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа / И.Г. Альтшулер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 450 с.
2. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
3. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
4. Бурцев, В.В. Анализ результатов продаж компании: методология и практический пример / В. В. Бурцев // Управление продажами. – 2015. – № 5. – С. 20-22.
5. Гаджинский А.М. Проектирование товаропроводящих систем на основе логистики. М. : Дашков и К, 2017. 324 с.
6. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – М.: Юрайт, 2015. – 734 с.
7. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. – М.: Инфра, 2015. – 280 с.
8. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
9. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – М.: Юрайт, 2015. – 581 с.
10. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 635 с.
11. Мазманова, Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. / Б.Г. Мазманова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 17-20.
12. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2017. – 527 с.
13. Моргунов В.И. Особенности развития логистических инфраструктур хозяйствующих субъектов Российской экономики : монография. М. : Дашков и К, 2016. 147 с.
14. Мясникова, О.В. Распределительная логистика: учеб. пособие / О.В. Мясникова. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 382 с.
15. Никитина, Э.И. Международная логистика: учебное пособие / Э. И. Никитина. – Минск: МИТСО, 2018. – 331 с.
16. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 978 с.
17. Рыкалина О.В. Логистические ресурсы: потенциалы материального производства и сферы услуг: учебное пособие. М. : Дашков и К, 2015. 270 с.
18. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
19. Секерин, В.Д. Логистика: учеб. пособие / В. Д. Секеркин. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.
20. Тойменцева, И.А. Логистический анализ сбытовой деятельности предприятий промышленности строительных материалов / И.А. Тойменцева // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2015. – № 2. –
С.52-59.