Введение
1 Теоретические основы управления зарубежных компаний
1.1 Теоретические основы банковского управления
1.2 Особенности зарубежного опыта банковского управления
2 Оценка состояния банковского управления «Приорбанк» ОАО
2.1 Оценка эффективности кадрового менеджмента «Приорбанк» ОАО)
2.2 Анализ процесса разработки управленческих решений в системе банковского менеджмента «Приорбанк» ОАО
3 Направления совершенствования банковского менеджмента «Приорбанк» ОАО на основе зарубежного опыта
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения прибыльности белорусской банковской системы, последовательного внедрения основных элементов банковского управления в организационный процесс функционирования коммерческих банков, а также разработки и проведения ценовой политики как одного из основных направлений управления банковской прибылью.
Финансовые трудности белорусских банков затрагивают интересы всех участников финансового рынка, так как каждый из них рискует понести потери при возникновении проблем в банке. В устойчивой и прибыльной работе коммерческого банка заинтересованы как его акционеры и сотрудники, так и другие лица и институты, связанные с ним. Это – его клиенты, рискующие потерять денежные средства, доверенные банку, другие банки-партнеры, Национальный банк, ответственный за обеспечение нормального функционирования всей банковской системы и каждого банка в отдельности, государство в лице органов власти, стоящих на защите интересов всех членов общества. К тому же прибыль является не только показателем эффективности функционирования банка, но и источником роста его капитала, который может быть использован для дальнейшего расширения деятельности.
Согласно стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы приоритетами социально-экономического развития государства являются рост человеческого потенциала, инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, вхождение в число 30 лучших стран мира по условиям ведения бизнеса.
Для реализации указанных приоритетов важно обеспечить развитие банковского сектора как одного из базовых элементов финансового рынка, способного генерировать необходимый финансовый потенциал, качество банковских услуг и продуктов адекватно растущим потребностям экономики и населения.
Актуальность темы определяется тем, что качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского управления является фактором успешного развития банка.
Кроме того, актуальность темы определяется возрастанием роли банковской системы в экономике страны и преодолении экономического кризиса.
Предметом труда в банковском менеджменте выступает информация, результатом труда – управленческие решения. Являясь интеграционным процессом, банковское управление управляет коммерческим банком путем постановки целей и разработки способов их достижения. К функциональным подсистемам
1 Теоретические основы управления зарубежных компаний
1.1 Теоретические основы банковского управления
Современные представления об управлении организациями, банками в частности, вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное из достигнутого менеджментом. Суть его проста - все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы.
Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано ранее, в частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные методы управления, жесткое закрепление функций и т.д. Не существует плохих или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации. Поэтому не стоит торопиться полностью отказываться от приемов и подходов, перечисленных в разделе "Мифы управленческого сознания". Их недостаток заключается, прежде всего, в их абсолютизации, односторонности. Но в совокупности с другими, в частности описанными в настоящей статье, подходами они могут быть еще очень полезны.
Управление не только наука, но и искусство, в котором огромную роль играет интуиция, опыт, человеческие чувства. Поэтому не следует полностью доверяться " точным" технологиям управления, научным рекомендациям, компьютерным системам. Их нужно, конечно, изучать и использовать, но все-таки главным инструментом управления следует считать опыт и разум коллектива банка и его руководителей.
Постоянно анализировать происходящее, советоваться с коллективом и снова анализировать - единственно надежная основа эффективного управления банком.
Перечислить все составляющие успеха современного банка трудно пришлось бы перечислять все компоненты его внутренней и внешней среды, начиная от интерьера офиса и кончая степенью его известности в международных деловых кругах. Вместе с тем среди них можно выделить ряд основных, определяющих все остальные. На наш взгляд, это гибкая, реалистичная стратегия банка; хорошо подобранный персонал; оптимальная система управления; современные технологии банковской деятельности [5, с.9].
Среди них можно определить главный элемент от которого зависят все остальные. Такой элемент - оптимальная система управления. Если она существует и эффективно функционирует, то с ее помощью можно и гибкие стратегии строить, и персонал подбирать, и создавать новые банковские технологии
2 Оценка состояния банковского управления «Приорбанк» ОАО
2.1 Оценка эффективности кадрового менеджмента «Приорбанк» ОАО)
Современный банковское управление рассматривает персонал не только как трудовые ресурсы, являющиеся необходимым элементом производственного процесса, но все больше как единый социальный организм, который состоит из отдельных "личностей, реализующих свой творческий потенциал в процессе совместной деятельности. Однако простая совокупность специалистов, работающих в одном месте, еще не является органической системой, способной к самонастройке и саморазвитию.
Кадровая политика банка разрабатывается на основе долгосрочных документов, определяющих основные приоритеты и направления деятельности банка. Одним из таких документов является концепция развития банка. Кадровая политика формируется также с учетом текущего состояния дел и на основе документов, определяющих тактические задачи банка в соответствии со сложившейся в данное время ситуацией на рынке банковских услуг. Основным документом, содержащим ориентиры кадровой политики, обычно является «Концепция кадрового менеджмента банка».
Суть кадрового менеджмента «Приорбанк» ОАО фактически сводится к следующим основным целям:
1) не терять трудовой потенциал организации;
2) обеспечить бесперебойность работы за счет внутренних ресурсов и гибкости труда - внутренних перемещений, взаимозаменяемости работников, сложившихся традиций безвозмездной взаимопомощи друг другу внутри основных подразделений;
3) не менять сложившую социальную политику организации, создавая разными путями условия для ее воспроизводства.
4) принцип внутреннего равенства условий - отсутствие видимых различий в положении управленцев и специалистов разной квалификации.
Носителем кадровой идеологии является руководство «Приорбанк» ОАО, прежде всего начальник главного управления, который играет первостепенную роль в этом процессе. Выбранная политика поддерживается организационными структурами и системами: управлением организацией, коллективным договором, внутренними распорядительными документами - приказами, приложениями к коллективному договору. Каких-либо специальных документов, в которых была бы «прописана» политика организации, кроме названных, нет.
3 Направления совершенствования банковского менеджмента «Приорбанк» ОАО на основе зарубежного опыта
Эффективность проведения бенчмаркинга для улучшения деятельности банков обусловлена тем, что появляются возможности поиска и определения результатов лучших практик в компаниях, банках, у конкурентов и в смежных отраслях для их практического использования в своей деятельности с целью повышения ее эффективности
Общеизвестно, что бенчмаркинг достаточно давно и успешно используется на практике японскими, американскими и западноевропейскими банками по разработкам, выполненным учеными и квалифицированными специалистами, что позволяет им получать значительный экономический эффект и улучшать деятельность.
Бенчмаркинг — это методика изучения, сравнительного анализа и внедрения лучших методов ведения бизнеса. Бенчмаркинг применяется в различных отраслях экономики (в том числе и в банковской отрасли) и областях менеджмента (управление персоналом, бизнес-процессы, маркетинг и т.д.).
Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с небольшими затратами совершенствовать деятельность банка, понять, как работают передовые банки, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.
В настоящее время бенчмаркинг входит в перечень самых распространенных методик управления, используемых в крупных банках.
Ценность бенчмаркинга не только в том, что банку не надо изобретать то, что давно изобретено. Внимательно изучая достижения и ошибки других, можно разработать собственную модель (технологию или что-то другое), которая будет максимально эффективна именно для вашего банка.
В бенчмаркинге действует правило: если один банк что-то придумает и добьется успеха, а конкурент это повторит, то вероятность получения такого же результата очень высока.
Родоначальниками бенчмаркинга считают специалистов из Японии, которые научились идеально копировать чужие достижения. Они тщательно исследовали европейские и американские товары и услуги, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем выпускали нечто подобное по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую.
В развитых странах программы бенчмаркинга поддерживаются на государственном уровне, и считается, что благодаря этому выигрывает экономика страны в целом. Создаются специальные бенчмаркинговые объединения, торгово
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из исследования проведенного в рамках данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.
Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.
В РУ № 7 «Приорбанк» ОАО управленческие решения и контроль за ними, делятся на две группы. К первой группе относятся управленческие решения общего собрания участников Общества. Ко второй группе относятся управленческие решения, принимаемые самим управляющим, им же осуществляется контроль за их выполнением. Отчет о выполнении управленческих решений предоставляется общему собранию участников общества.
Для подведения итогов работы за отчетный период в обществе создается комиссия по вопросам оплаты труда, которая рассматривает результаты работы РУ № 7 «Приорбанк» ОАО, представительств, предложения руководителей структурных подразделений по премированию работников и вносит свои предложения о премировании директору (лицу его заменяющему) РУ № 7 «Приорбанк» ОАО.
Для развития профессионального, творческого потенциала работников «Приорбанк» ОАО периодически производятся перемещения работников внутри организации, как выдвижения, так и ротации, то есть горизонтальное перемещение кадров. Ротации весьма рациональны для развития кадрового потенциала, поскольку способствуют более уверенному продвижению работника по службе в перспективе, позволяют ему лучше узнать различные стороны деятельности «Приорбанк» ОАО. Кроме того, посредством перемещений руководству управления удается добиться высокого уровня взаимозаменяемости его сотрудников.
Таким образом, система кадрового менеджмента в «Приорбанк» ОАО, ее нормативно-правовая регламентация позволяет осуществлять эффективное формирование, развитие и реализацию кадрового потенциала государственной службы с целью обеспечения выполнения миссии «Приорбанк» ОАО.
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Республики 12 окт. 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2014 г. № 416-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. – Минск, 2017.
2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 г.: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01 декабря 2016 г. № 551 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
3. Александрова, Н. Г. Банки и банковская деятельность для клиентов: учеб, пособие для вузов / Н. Г. Александрова, Н. А. Александров. − СПб. : Питер, 2014.-224 с.
4. Анализ деятельности банков : учеб. пособие / И.К. Козлова [и др.]; под общ. ред. И.К. Козловой. − Мн.: Выш. шк., 2015. - 240с.
5. Бакунц, А. Б. Коммерческие банки с развитой филиальной сетью: особен¬ности финансового менеджмента / А. Б. Бакунц // Банковские услуги. – 2014. - № 5. - С. 9- 13.
6. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учеб. для ву¬зов / под ред. Е. Ф. Жукова. - М. : Вузов, учеб., 2016. − 491 с.
7. Банковские операции: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Коробова. - М.: Ма¬гистр, 2015. - 446с.
8. Банковский менеджмент : учеб. пособие / Л. С. Ефремова, Т. А. Купрюшина, И. И. Татур [и др. ]; под ред. Л. С. Ефремовой. - Минск : БГЭУ, 2015. - 389 с.
9. Банковское управление / Под общ. ред. Лаврушина О.И. – М: Финансовая академия, 2014. – 560 с.
10. Банковское дело: учеб. / Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 592 с.
11. Банковские операции: учеб. / М.А. Коноплицкая [и др.]; под ред. М.А. Коноплицкой. – Минск, Вышэйшая школа, 2015. – 315 с.
12. Батракова, Л. Г. Анализ финансового менеджмента коммерческого банка: учеб. пособие. /Л. Г. Батракова. - М. : Логос, 2014. - 152 с.
13. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учеб. пособие. / Л. Г. Батракова. − М.: Логос, 2012.- 344 с.
14. Бухгалтерский учет в банках : учеб. пособие / В. И. Малая [и др. ]; под общ. ред. В. И. Малой. - Минск : Выш. шк., 2012. − 447 с.
15. Быковская, Е. В. Методика анализа прибыли банка / Е. В. Быковская // Бухгалтерский учет и анализ. − 2016. − №1. - С. 38-41.
16. Быковская, Е. В. Методика оценки финансовых результатов деятельности банка для определения его рыночной стоимости методом дисконтированных денежных потоков / Е. В. Быковская // Бухгалт. учет и анализ. - 2016. - № 1. - С. 49-52.
17. Деньги, кредит, банки: учеб. / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2006. – 560 с.
18. Дудкин, А. Анализ эффективности клиентов банка / А. Дудкин // Банковский вестник. - 2014. − № 10. - С. 39-43.
19. Егорова, Н. Е. Математические методы финансового анализа банковской деятельности / Егорова Н. Е. // Аудит и финансовый анализ. - 2014. − № 2. - С.24-29.
20. Инструкция по признанию в бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке и банках Республики Беларусь: утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 30 июля 2009 г. № 125 (в ред. от 27 октября 2010 г. № 451) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. − Минск, 2017.
21. Лемешевский, И. Основы анализа финансового положения «Приорбанк» ОАО банка / И. Лемешевский // Банковский вестник. -2016. − № 31. С.16-19.
22. Нгуен Куанг Ань Доклад на тему: Нобелевская премия 1990г. по экономике «За вклад в теорию формирования цены финансовых активов»: Гарри Марковиц, Мертон Миллер,Уильям Шарп, М.:– 2014г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/finstabrep/. Дата доступа: 31.08.2017.
23. О ведении бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь : постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 19 сентября 2005 г., №283 (в ред. от 30 июля 2009 г., № 248) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. − Минск, 2017.
24. О годовом отчете банков Республики Беларусь : постановление Совета директоров Нац. банка Респ. Беларусь от 27 ноября 2006 г., №323 (в ред. от 17 нояб. 2010 г. № 500) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
25. Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков в банках Республики Беларусь : утв. постановлением Совета директоров Нац. банка Респ. Беларусь от 23 сент. 2009 г. № 312 (в ред. от 17 нояб. 2010 г. № 501) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
26. Одегов, Ю.Г. Банковское управление: управление персоналом. Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. –М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 315с.
27. Организация деятельности коммерческих банков : учеб. для вузов / под ред. Г. И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2011. - 512 с.
28. Печникова, А. В. Банковские операции : учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 368с.
29. Пещанская, И. В. Организация деятельности коммерческого банка : учебник / И.В. Пещанская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320с.
30. Попов, Е. М. Финансы и кредит: учеб. / Е. М. Попов. - Минск : Выш. шк., 2014.-573 с.
31. Садвакасов, К. К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль / К. К. Садвакасов. - М. : Издательство «Ось-89», 2008.-256 с.
32. Сплошнов, С.В., Давыдова Н.Л. Банковский розничный бизнес: учеб. пособие / С.В. Сплошнов, Н.Л. Давыдова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2014. – 304 с.
33. Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 03.03.2011 № 73 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
34. Управление ликвидностью банка (банковское управление) / Под. Ред. д.э.н., проф. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2015. –688с