Введение
1 Теоретические основы функционирования службы маркетинга на предприятии
1.1 Теоретические основы службы маркетинга на предприятии
1.2 Функционирование службы маркетинга на предприятии
1.3 Функции и задачи службы маркетинга на предприятии
2 Функционирование службы маркетинга МО ОАО «ЛУЧ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ функционирования службы маркетинга на предприятии
3 Проблемы и пути совершенствования функционирования службы маркетинга
3.1 Проблемы организации и функционирования службы маркетинга на предприятии
3.2 Совершенствование функционирования службы маркетинга на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Успешное развитие и функционирование любого предприятия определяется его способностью приспосабливаться к условиям внешней среды и к требованиям рынка. Чтобы принять оптимальное управленческое решение в рыночных условиях, предприятию необходимо располагать огромным объемом коммерческой информации, т.е. необходимо хорошее знание рыночной ситуации относительно существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения потребителей и их отношения к продукции данного предприятия. В этот период особое внимание в деятельности предприятий отводится маркетингу, представляющему собой элемент рыночного механизма хозяйствования.
Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.
Предприятия-производители рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному
1. Теоретические основы функционирования службы маркетинга на предприятии
1.1. Теоретические основы службы маркетинга на предприятии
Служба маркетинга в рыночных условиях - это то важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. Поэтому служба маркетинга создается на предприятии прежде всего для обеспечения гибкого приспособления предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке. Это позволяет поднять интересы рынка над интересами отдельных видов деятельности предприятия и дает возможность обеспечить эффективную деятельность в целом [7].
Маркетинг на промышленном предприятии охватывает вопросы, связанные с изучением рынка, планированием ассортимента, внедрением новой продукции, распределением готовых изделий и стимулированием сбыта, а также точным выполнением торговых и рекламных планов и программ.
Функция маркетинга на промышленном предприятии позволяет поднять интересы отдельных видов деятельности и дает возможность, приспособившись к требованиям рынка, обеспечить эффективную деятельность промышленного предприятия в целом.
Служба маркетинга создается прежде всего для обеспечения гибкого приспособления промышленного предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителя на рынке.
Ведущим принципом организации службы является лозунг «Маркетинг для фирмы, а не фирма для маркетинга». Это означает, что служба должна постоянно развиваться и подстраиваться под цели, задачи и особенности функционирования фирмы, в максимальной мере обеспечивая ей эффективные
2. Функционирование службы маркетинга МО ОАО «ЛУЧ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Минское обувное открытое акционерное общество «Луч» - управляющая компания холдинга «Обувь - «Луч» создано на основании решения учредительной конференции от 14.09.1994 путем преобразования арендного предприятия «Минское производственное обувное объединение «Луч», в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
Наименование Минское обувное открытое акционерное общество «Луч» изменено на Минское обувное открытое акционерное общество «Луч» - управляющая компания холдинга «Обувь - «Луч» в связи с регистрацией холдинга «Обувь-Луч» Министерством экономики Республики Беларусь от 20 января 2012 года в государственном реестре холдингов за №35.
Общество зарегистрировано Минским горисполкомом 26 марта 2012 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрационный номер 100260052.
В состав холдинга «Обувь-Луч» входит 11 организаций, перечень приведён в приложении №1 к настоящему акту проверки.
Деятельность МО ОАО «Луч» управляющая компания холдинга «Обувь - «Луч» осуществляется в соответствии с Уставом, утверждённым Общим собранием акционеров (протокол от 26.03.2012 №29) и зарегистрированным Администрацией Московского района г. Минска 26 марта 2012 года, регистрационный номер 100260052.
В настоящий Устав вносились изменения и дополнения, которые утверждены Общим собранием акционеров (протоколы от 18.06.2012 №31, от 02.11.2012 №33) и зарегистрированы Администрацией Московского района г.Минска 26.06.2012 и 06.11.2012 за №100260052.
3. Проблемы и пути совершенствования функционирования службы маркетинга
3.1. Проблемы организации и функционирования службы маркетинга на предприятии
Анализируя опыт применения общепринятых положений теории маркетинга в практической деятельности МО ОАО «Луч» можно сделать вывод о том, что служба маркетинга на предприятии имеет слабовыраженную стратегическую направленность.
В целом можно выделить следующие проблемы, связанные с организацией и функционированием маркетинговой деятельности на МО ОАО «Луч»:
1. На предприятии не определен статус маркетинга. Руководители анализируемой фирмы думают, что служба маркетинга поможет (через рекламу) улучшить сбыт продукции предприятия, а исследования рынка – выработать правильную стратегию и найти новых потребителей. Между тем, администрация МО ОАО «Луч» все же должны рассматривать маркетинг гораздо шире – как систему взаимодействия предприятия с внешней средой, направленную на получение прибыли. Это система, предполагающая согласованное функционирование ряда составляющих: товарной и ценовой политики предприятия, сбытовой деятельности, продвижения продукции на рынок, исследования рынка и собственно управления маркетингом (основные функции маркетинга). Далее система маркетинга определяет взаимодействие предприятия с внешней средой, т.е. предполагает двухсторонние связи: с одной стороны, на предприятие должна поступать информация о рынке, с другой – предприятие должно активно воздействовать на рынок. Причем средствами воздействия являются не только реклама, но и ценовая политика предприятия, его сбытовая сеть, имидж и т.д.;
2. Отсутствует распорядительная документация, что значительно снижает
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Служба маркетинга в рыночных условиях − это то важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. Поэтому служба маркетинга создается на предприятии прежде всего для обеспечения гибкого приспособления предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке. Это позволяет поднять интересы рынка над интересами отдельных видов деятельности предприятия и дает возможность обеспечить эффективную деятельность в целом.
Маркетинг на промышленном предприятии охватывает вопросы, связанные с изучением рынка, планированием ассортимента, внедрением новой продукции, распределением готовых изделий и стимулированием сбыта, а также точным выполнением торговых и рекламных планов и программ.
Функция маркетинга на промышленном предприятии позволяет поднять интересы отдельных видов деятельности и дает возможность, приспособившись к требованиям рынка, обеспечить эффективную деятельность промышленного предприятия в целом.
Наиболее часто используются следующие формы организации работы подразделений маркетинга: функциональная, географическая, продуктовая, рыночная и различные их комбинации.
Функционирование службы маркетинга осуществляется на основании разрабатываемого с учетом особенностей каждого промышленного предприятия положения о службе маркетинга, включающего определение конкретных задач службы, прав и обязанностей ее работников, взаимодействие с другими подразделениями промышленного предприятия.
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы:
1. Держать курс на потребителей, постоянно следить за тем, что им
1. Афонина К.В. Маркетинговые коммуникации / К.В. Афонина, А.М. Сивков // Маркетинг. − 2015. − №2. С. 24-35.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев. М.: Экономика, 2013. − 297 с.
3. Батра Р. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. / Р. Батра, Дж. Майерс, Д. Аакер. - 5-е изд. - М.; Спб.; Киев: Вильямс, 2012. − 487 с.
4. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб: Питер, 2011. - 314 с.
5. Вайсман А. Стратегический маркетинг: 10 шагов к успеху. Стратегический менеджмент: 5 факторов успеха. – М.: Юнити, 2015. 160 с.
6. Гирля К. Эффективность рекламных кампаний / К. Гирля // Реальный бизнес. - 2013. - №5. - С. 12-19.
7. Гончарук В.А. Построение маркетингового управления в крупной организации / В.А. Гончарук // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2015. - №6. - С. 51-59.
8. Гольман И. Рекламная деятельность: планирование, технологии, организация / И. Гольман. М.: Аллель, 2012. 386 с.
9. Горемыкин В.А. Планирование предпринимательской деятельности / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. − М.: Финансы и статистика, 2013. 314 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2012. – 192 с.
11. Голубков Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - № 2. – С 24-38.
12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: методология, теория, практика. – М.: Дело, 2013. - 656 с.
13. Гончарук В.А. Построение маркетингового управления в крупной организации //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2013. - № 6. – С. 12-25.