Введение
1 Теоретические основы жилищной политики
1.1 Понятие и сущность жилищной политики
1.2 Управление развитием жилищной сферы
2 Анализ развития рынка жилья Республики Беларусь
2.1 Этапы развития жилищной политики Республики Беларусь и регулирование жилищной сферы
2.2 Анализ рынка жилья в Республике Беларусь
3 Проблемы реализации жилищной политики и перспективы ее развития в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Жилищная проблема – одна из самых насущных проблем перехода Беларуси к рыночной экономике. В ней переплетаются важные социально-экономические взаимосвязи, которые вызывают объективную необходимость в проведении глубокой жилищной реформы, включающую в себя создание рынка жилья; увеличение доли жилого фонда, принадлежащего гражданам на правах собственности; возможно более широкое использование средств населения при строительстве и эксплуатации жилья.
Рынок жилья (жилой недвижимости) представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации и купли жилья. Нет другого товара (за исключением хлеба), который бы до такой степени определял жизнь каждой семьи. Другие две особенности рынка – техническая сложность рынка жилья и тесная связь его с рынком земли. Жилье нельзя производить и продавать, так как мы имеем дело, по существу, уже с рынком капитала, частью инфраструктуры. В настоящее время рынок жилой недвижимости в Беларуси занимает значительный объем на рынке недвижимости.
Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Стратегической задачей функционирования данной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов.
Объект исследования – рынок жилья Республики Беларусь.
Предмет исследования – жилищная политика Республики Беларусь.
Цель работы – исследование жилищной политики Республики Беларусь, ее особенностей на современном этапе и определение основных направлений развития.
Основные задачи:
- изучить сущность и значение жилищной политики;
- изучить управление развитием жилищной сферы;
- провести анализ развития рынка жилья Республики Беларусь;
- выявить проблемы реализации жилищной политики и перспективы ее развития в Республике Беларусь.
1 Теоретические основы жилищной политики
1.1 Понятие и сущность жилищной политики
Улучшение жилищных условий населения и решение жилищных проблем в государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время жилищная политика в Республике Беларусь является составной частью государственной социально-экономической политики, поскольку гарантия обеспечения населения достаточным жильем − одна из проблем, занимающая ведущее место в международной и национальной социально-экономической политике государств, потому что право на достаточное жилище относится к важнейшим правам человека
Потребность в жилье можно рассматривать с различных подходов. Согласно одному из них, жилище – базовая потребность (наряду с пищей, водой). Основное назначение жилья – защита от неблагоприятных условий внешней среды природного, социального, техногенного характеров. Одновременно жилье – это и показатель социального статуса.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что жилье является одним из главнейших материальных условий жизни человека наряду с пищей, одеждой, водой, воздухом и т. п. Потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т. е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д.
Жилищная сфера – это социально-экономическая система, которая включает экономические, социальные, правовые, организационные и структурные элементы. Она охватывает область народного хозяйства, включающую группу отраслей: строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управления жилищным фондом, его содержание и ремонт, а также финансовое, юридическое, информационное и другое обслуживание в данной области. Кроме того, в жилищной сфере действуют экономические субъекты: потребители и домохозяйства, производители и правительство, имеющие разнонаправленные интересы.
В настоящее время существует множество понятий «жилищная политика».
Под жилищной политикой в целом понимается совокупность целей и способов действий по их реализации, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы.
2 Анализ развития рынка жилья Республики Беларусь
2.1 Этапы развития жилищной политики Республики Беларусь и регулирование жилищной сферы
Жилищная политика является одним из основных направлений государственной экономической политики.
Первый этап, до 90-х гг. прошлого века жилищная политика, проводимая в БССР, характеризовалась как патерналистская жилищная политика. Ее основные принципы в БССР определялись общими целями и задачами решения жилищной проблемы в СССР в целом. В этот период одной из важнейших социальных проблем стала задача с целью удовлетворения потребности трудящихся в жилье. Ее решение относилось к числу первостепенных государственных вопросов, а право каждого иметь крышу над головой – одно из главнейших конституционных прав советских людей. При этом ведущим направлением являлось решение количественной стороны проблемы, поэтому происходило наращивание жилищного фонда и доведение его до объемов, позволяющих обеспечить каждую городскую и сельскую семью благоустроенной квартирой либо отдельным домом.
Второй этап, который начался с 90-х гг. в условиях становления белорусской государственности характеризовался тем, что развитие жилищной сферы и выработка государственной жилищной политики проходили одновременно с решением проблем создания новой законодательной базы. Жилищная политика формировалась с учетом конкретно-исторических условий развития страны.
В 1991–1994 гг. жилищная политика представляла собой набор централизованно проводимых мер, которые были направлены на:
- развитие индивидуального жилищного строительства;
- обеспечение жилищных условий и повышение уровня жизни отдельных слоев населения (сельского населения, малообеспеченных слоев, военнослужащих и др.);
- формирование нормативной правовой базы по созданию развитого механизма реализации положений принятых законов.
Жилищная политика в период после 1998 г. (был введен Жилищный кодекс Республики Беларусь) развивалась на фоне становления социально ориентированной рыночной экономики. В республике был создан институт социального жилья, была сформирована система государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, в зависимости от нуждаемости; осуществлен переход от уравнительного предоставления помощи к адресной.
3 Проблемы реализации жилищной политики и перспективы ее развития в Республике Беларусь
Улучшение жилищных условий населения и решение жилищных проблем в государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время жилищная политика в Республике Беларусь является составной частью государственной социально-экономической политики, поскольку гарантия обеспечения населения достаточным жильем − одна из проблем, занимающая ведущее место в международной и национальной социально-экономической политике государств, потому что право на достаточное жилище относится к важнейшим правам человека.
В Беларуси государственная жилищная политика определяется Президентом Республики Беларусь и проводится Правительством страны, республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами в ходе реализации ряда комплексных государственных программ.
Главная особенность жилищной политики в республике состоит в том, что льготные кредиты в составе кредитных ресурсов, направленных на строительство жилых домов, составляют преимущественную величину и достигают 98 % от общего числа кредитов. Рост объемов льготного кредитования делает нагрузку на бюджет все более ощутимой и может стать непосильной. Поэтому в Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, как и в общей стратегии жилищной политики, ставится задача по созданию альтернативных льготному кредитованию механизмов финансирования жилищного строительства. Самыми эффективными, положительно зарекомендовавшими себя, прежде всего, в странах Восточной и Западной Европы, в первую очередь, в периоды становления в этих странах рыночных отношений, когда финансовые возможности государства ограничены и не могут в полном объеме удовлетворять потребности в жилье, являются ипотечное кредитование, система жилищных строительных сбережений и рынок наемного жилья.
Кроме того, в Республике Беларусь молодым и многодетным семьям государство предоставляет финансовую поддержку при погашении ими задолженности по кредитам, выданным на строительство жилья на общих основаниях, а многодетным семьям – еще и по льготным кредитам.
Особое внимание государство уделяет улучшению жилищных условий сельских жителей. Ежегодно в сельских населенных пунктах вводится в эксплуатацию более трети от общих объемов жилья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под жилищной политикой в целом понимается совокупность целей и способов действий по их реализации, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы. Жилищная политика является важнейшим инструментом регулирования развития жилищной сферы государства. Роль ее важна, поскольку нарушение механизма развития жилищной сферы пагубно отражается на состоянии всей экономики.
На содержание жилищной политики отражается ее особенности: жилищная политика относится к компетенции как республиканских, так и местных органов управления. Первый уровень – общегосударственная жилищная политика. Второй уровень – облисполкомы и Минский горисполком, являющиеся проводниками жилищной политики и обеспечивающие реализацию государственных интересов на местах. Третий уровень – местная жилищная политика, которая максимально приближена к интересам населения.
Жилищный фонд Республики Беларусь в 2018 г. составил 258,6 млн. м2, увеличившись по сравнению с 2017 г. на 2,2 млн. м2. Начиная с 2017 г. в Республике Беларусь наблюдается рост вводимого жилья. Наряду с этим постоянно возрастают и планы по строительству жилья. В 2018 г. введено в эксплуатацию 3996,8 тыс. м2 общей площади жилья, что составляет 104,6 % к уровню 2017 г. В 2018 г. было построено 46,9 тыс. новых квартир (в 2017 г. – 43,4 тыс.). Средний размер квартир в 2018 г. составил 84,5 м2 общей площади, снизившись по сравнению с 2017 г. на 2,9 м2 и на 6,5 м2 по сравнению с 2015 г.
Наибольший удельный вес построенных квартир приходится на г. Минск и Минскую обл. (23,5 % и 21,9% соответственно в 2018 г.). Значительный удельный вес приходится на Брестскую и Гомельскую обл., на долю которых в 2018 г. пришлось 14,9 % и 12,1 % соответственно.
Основным источником финансирования ввода в эксплуатацию жилых домов за анализируемый период остаются средства населения, за счет которых в 2018 г. было введено 2355,1 тыс. м2 (-9,1 п.п. по сравнению с 2017 г.). За счет кредитов (займов) банка в 2018 г. было введено в эксплуатацию 874,6 тыс. м2 (темп роста составил 176,9 %) или 22,0 % от общей площади. За счет льготных кредитов было введено за 2018 г. 380,4 тыс. м2, что на 10,4 тыс. м2 меньше, чем в 2017 г.
1. Бруй, М.Г. Жилищное право: ответы на экзаменационные вопросы / М.Г. Бруй. — Минск: Тетралит, 2013. — 256 с.
2. Долаева, З.Н. Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения / З.Н. Долаева, Ф.К. Биджиева // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 298-300.
3. Еременко, М.М. Прогнозирование объемов инвестиций населения в жилищное строительство в республике Беларусь / М.М. Еременко // Жилищные стратегии. – 2018. – Том 5. – № 3. – с. 323–352.
4. Жилищный кодекс Республики Беларусь, 28 авг. 2012 г., № 428-З: в редакции Закона от 04.05.2019 № 185-З // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь. – Минск: Нац. Стат. комитет, 2019. – 134 с.
6. Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений: Закон Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений (вместе с «Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда»): Указ Президента Республики Беларусь, 16 дек. 2013 г., № 563: в редакции от 26.12.2017 № 463 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. О порядке распоряжения государственным жилищным фондом: Указ Президента Республики Беларусь, 26 июля 2010 г., № 388: в редакции от 13.06.2018 № 237 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусь, 13 нояб. 2014 г., № 524: в редакции от 25.01.2016 № 25 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (вместе с «Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания»): Указ Президента Республики Беларусь, 07 сент. 2007 г., № 413: в редакции от 06.04.2017 № 109 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений: Указ Президента Республики Беларусь, 10 дек. 2018 г., № 474 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»: Указ Президента Республики Беларусь, 06 янв. 2012 г., № 13: в редакции от 10.12.2018 № 474 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Указ Президента Республики Беларусь от 04.09.2018 № 357 «О пустующих и ветхих домах» (вместе с «Положением о порядке работы с пустующими и ветхими домами») // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь, 17 июня 2011 г., № 253: в редакции от 20.07.2018 № 287 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации государственного жилищного фонда: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 06 янв. 2006 г., № 11: в редакции от 03.05.2014 № 424 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. О Государственной программе «Строительство жилья» на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 21 апр. 2016 г., № 325: в редакции от 31.12.2019 № 968) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17. Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 21 мая 2013 г., № 399: в редакции от 13.05.2019 № 294 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18. О некоторых вопросах предоставления жилых помещений коммерческого использования» (вместе с «Положением о порядке предоставления жилых помещений коммерческого использования»): Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 дек. 2014 г., № 1297: в редакции от 23.05.2018 № 383 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19. Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 апр. 2002 г., № 555: в редакции от 25.02.2019 № 117 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. Об установлении перечней жилых домов: Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, 18 февр. 2019 г. № 11: в редакции от 26.12.2019 № 72 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Савицкий, В.В. Защита жилищных прав граждан в Республике Беларусь / В.В. Савицкий. – Минск: Дикта, 2010. – 182 с
22. Сидоренко, А. Д. Жилищная политика: социальная и экономическая эффективность, перспективные направления трансформации / А. Д. Сидоренко, И. В. Шанюкевич // Белорусский экономический журнал. – 2011. – № 3. – С. 106–117.
23. Устюшенко, Н.А. Рынок недвижимости: этапы развития и настоящее / Н.А. Устюшенко // Экономика, финансы, управление. – 2012. – № 2 (146). – С. 29–41.
24. Формирование и реализация жилищной политики на региональном уровне: монография / Д.П. Малышев и др.; Псковский государственный университет. — Псков: ПсковГУ, 2016. — 204 с.
25. Холодилин, К.А. Мировые тенденции государственной жилищной политики / К.А. Холодилин // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 9-44.