Главным инструментом предпринимательской деятельности считается предприятие. Предприятие - это ведущее первичное звено организации производственных сил и отношений.
С правового аспекта под предприятием понимают независимый субъект хозяйствования со всеми правами юридического лица, который на базе применения закрепленного за ним имущества изготавливает и продает продукцию, выполняет различные работы и оказывает услуги.
В международной практике применяются всевозможные организационно-правовые формы предприятий, которые регулируются законодательными актами различных государств. Законы присваивают им статус юридического лица, которое владеет обособленным имуществом и отвечает по собственным долгам, ведет независимый бухгалтерский баланс и имеет расчетный счет, выступает в хозяйственном обороте, в гражданском и третейском судах от собственного имени.
Существуют всевозможные социально-экономические и организационные формы предприятий, которые работают на базе определенных типов собственности.
Ключевой задачей субъектов предпринимательской деятельности в эпоху рыночной экономики считается полное удовлетворение потребностей населения и всего народного хозяйства в целом в его продукции, работах, услугах с соблюдением высочайших потребительских показателей и качеством при наименьших расходах, наращивание вклада в ускорение социально-экономического становления государства.
Основные характеристики предприятия подразумевают определение его ведущих признаков, которые делают его независимым субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений:
- организационное единство предполагает наличие на предприятии коллектива, организованного определенным образом, с собственной внутренней структурой и порядком управления;
- производственно-техническое единство означает, что предприятие объединяет свои финансово-экономические ресурсы для выпуска продуктов и обеспечения услуг, т.е. имеет в наличии определенный комплекс средств производства, капитал, технологии;
- наличие юридически и физически обособленного имущества, которым предприятие пользуется в конкретных целях;
- имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность собственным имуществом по обязательствам и долгам, которые образуются в процессе его хозяйственной деятельности;
История предпринимательства, которая имеет многовековой опыт, была прервана в период больших потенциальных возможностей, когда многие сотни тысяч бизнесменов стали иметь возможность в содействии степени укрепления финансовой силы государства. Политика вытеснения, а вслед за тем и ликвидирования предпринимательства как класса вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Деятельность предпринимателей классики теории марксизма связывали, в основном, с личной собственностью и эксплуатацией рабочей силы, хотя все же и признавали некоторые позитивные и организационные функции предпринимательства.
Появление и становление предпринимательства содержит конкретный историзм, который связан с преобразованиями капиталистической формы хозяйствования. Предприниматели имеют все шансы на преуспевание в производстве, но в обязательном порядке должны быть собственниками функционирующего капитала.
Предпринимателем считается человек, который владеет капиталом, умеет сочетать его с собственными организационными и коммерческими возможностями, с риском, состоянием технологий и т.п. Все это может характеризовать предпринимателя, прежде всего, как новатора. Из этого следует, что предпринимательство представляет собой деятельную, самостоятельную работу людей, нацеленную на получение выгоды или же приносящую определенный доход, осуществляемую от собственного имени, на личный риск и под собственную имущественную ответственность или же от имени и под имущественную ответственность юридического лица, которым выступает предприятие.
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
Историческую особенность восстановления предпринимательства многие ученые видят в том, что собственно оно происходило в процессе упадка и развала сильных государственных бизнес-структур. Впрочем приобретенная финансовая независимость для подавляющего большинства рабочих казалась некой абстракцией, поэтому гигантская доля населения не желала снятия ограничений на предпринимательскую деятельность. Становление предпринимательства считается долгосрочным и сложным историческим маневром, нарабатывающим ответственность бизнесмена за собственную работу. Основные общественные массы пошли таким путем, когда, когда каждый старался перепрыгнуть через самого себя, игнорируя тем самым собственную историческую неподготовленность. От миллионов людей настоятельно попросили поведения, напрямик обратного тому, которое давным-давно укрепилось в их сознании: не исполнительность по отношению к администрации, а наоборот, приспособленность к независимому финансовому поведению: не преданность по отношению к администрации, а возможность защищать собственные интересы: не умение «выбивать» ресурсы, а добывать их работой, собственным трудом и умением; не получать жилье за счет государства или организации, а приобретать его за личные средства, работая по найму и т.д. [21, c.114]
С точки зрения экономистов, предприниматель – это тот, кто объединяет инструменты, работу, материалы и т.д. таким образом, что совокупная цена получаемого продукта растет. При этом он использует различные экономические механизмы, воплощая в жизнь инновации и изменяя заведенный веками порядок.
С точки зрения специалиста по психологии, предпринимателем выступает человек, которым движут конкретные мотивы - к примеру, вожделение достичь чего-то в жизни, испробовать что-нибудь свежее, самоутвердиться или же обрести самостоятельность. С точки зрения иных предпринимателей, он может представлять для них опасность, быть сильным конкурентом, или, напротив, партнером, поставщиком, клиентом или же элементарно человеком с увлекательными идеями, в которого не жалко вкладывать средства. С точки зрения политэконома, предпринимателем выступает человек, который множит не лишь только свое, но и национальное достояние, кто находит методы наилучшего применения ресурсов, снижения издержек, кто создает новые рабочие места для трудящихся.
Предпринимательство является динамичным процессом наращивания богатства [21, c.116].
Благосостояние формируется у тех, кто более всего рискует собственными средствами, имуществом, карьерой, кто не жалеет о времени, потраченном на создание личного дела, кто предлагает своим клиентам новый продукт или же услугу. Данный продукт или услуга необязательно обязаны быть чем-либо абсолютно новым, главный смысл, чтобы бизнесмен смог придать им новые качества, улучшить их качество, затратив на это нужные силы и меры.
Любое из данных определений рассматривает бизнесмена под различным аспектом зрения, впрочем все они включают такие показатели, как новизна, организаторские таланты, творческое начало, преумножение богатства и готовность идти на риск. И все же любое из данных определений ограничивает сферу деятельности предпринимательства, и действительно, предпринимателей можно отыскать во всех областях - в образовании, науке, медицине, архитектуре, юриспруденции, в производственной сфере, общественной сфере, сфере распределения товаров.
Малый и средний бизнес в Беларуси играют достаточно важную роль в социально-экономическом развитии государства, способствуют формированию и развитию конкурентной среды, росту производства и реализации потребительских товаров, расширению рамок сферы услуг, приданию национальной экономике дополнительной стабильности и гибкости.
Роль малого и среднего бизнеса в республике определена такими его специфическими характеристиками, как способность наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять потребительский спрос, экономичность, маневренность и своевременный отклик на изменения конъюнктуры рынка, возможности по созданию дополнительных рабочих мест и использования незанятой рабочей силы.
Как и в большинстве развитых стран мира, развитие малого бизнеса в Беларуси является одним из ключевых направлений деятельности государственного управляющего аппарата.
Поэтому основной целью Государственной программы поддержки предпринимательства в Республике Беларусь в 2016-2020 гг., которой определены более 50 мероприятий, является именно создание благоприятных условий для ведения и развития предпринимательской деятельности, стимулирование ее по важным направлениям в регионах страны, оказание тотального содействия вновь создаваемым субъектам малого и среднего бизнеса [6].
Основными целями данной Программы являются создание оптимальных условий для осуществления предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по основным важным направлениям для регионов, оказание полного содействия вновь создаваемым субъектам малого и среднего бизнеса.
Чтобы достичь поставленных целей, нужно решить следующие основные задачи:
- войти в число передовых стран по основным топовым мировым рейтингам, которые характеризуют конкурентоспособность, уровень инновационного развития, деловую среду, эффективность государственного управления страной. Это необходимо для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и зарубежных инвесторов к проводимой в стране экономической политике;
- развить конструктивный диалог государства с представителями бизнеса и общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
- усовершенствовать государственное регулирование условий ведения бизнеса в стране;
- содействовать развитию основных субъектов инфраструктуры, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса (финансовая поддержка, обеспечение доступа к материальным ресурсам, предоставление консультаций, участие в государственных закупках товаров, работ, услуг и пр.);
- содействовать и оказывать государственную поддержку кластерным проектам и инициативам;
- модернизировать инфраструктурные и социальные сектора экономики республики с помощью реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства [6].
Кроме этого, в данной Программе предусмотрено решение еще ряда следующих задач:
- развивать основные виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь;
- совершенствовать законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, а также формирование и развитие инструментов государственно-частного партнерства;
- стимулировать деловую активность среди отдельных групп населения, участие субъектов бизнеса в осуществлении важнейших направлений социально-экономического развития государства;
- организовать предпринимательскую деятельность безработных граждан, широкое вовлекать в предпринимательскую деятельность социально незащищенные группы населения;
- совершенствовать работу инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
- осуществлять международное сотрудничество и развитие внешней торговли в сфере малого и среднего бизнеса;
- совершенствовать законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего бизнеса [6]."
Осуществление задач программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси на 2016-2020 гг. будет содействовать созданию необходимых условий для ведения предпринимательской деятельности для субъектов хозяйствования абсолютно всех форм собственности и поэтапному развитию честной конкуренции между ними, одобрению предпринимательской инициативы, созданию больших внутрепроизводственных структур (например, холдингов или кластеров), которые будут способны гарантировать прочное и устойчивое становление государственной экономики, высокую конкурентоспособность отечественных товаров на мировых рынках, понижение себестоимости, импортоемкости, материалоемкости и улучшение потребительских качеств выпускаемых продуктов, привлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и собственности и их действенному применению субъектами хозяйствования. Также должны быть предоставлены вспомогательные стимулы для подъема деловой активности и роста числа предпринимателей в производственной и научной сферах.
В последние годы важность предпринимательства в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. Так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013–2015 гг., утвержденной постановлением Совмина от 29 декабря 2012 г., было сказано, что к 2015 г. руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1,8 млн. человек. Данных показателей достичь пока не удалось. На конец 2014 г. число занятых в предпринимательском секторе составило 818466 человек, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила всего лишь 14,8% [24, c.223].
При этом тогдашний министр экономики Республики Беларусь Н.Снопков выступая на Ассамблее деловых кругов в марте 2013 г. и говоря о необходимости развития в стране малого и среднего предпринимательства вовсе заявил, что «динамика в этом направлении есть, амбиции также есть – это достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП на уровне 50%», что должно быть осуществлено к 2020 г.
"На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
1) Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.
Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.
Получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию производств.
Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры.
Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.
2) Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных).
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства [26].
3) Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.
4) Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.
5) Административные барьеры.
Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:
1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси. Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов.
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации. Наличие обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
Роль предпринимательства в рыночной экономике крайне важна, и ее трудно переоценить.
Как показывает международная практика, без маленьких компаний невозможно сбалансировать экономику, наполнить рынки продуктами и услугами, тем более их новейшими формами, выяснить эффективность новейшей техники и технологии. Мелкие фирмы призваны помогать ускорению внедрения научно-технических достижений идущего семимильными шагами прогресса.
Предприятие обобщенно можно определить как имущественно обособленную хозяйственную единицу, которая организована для достижения каких-либо определенных целей. Чаще всего основная цель деятельности любого предприятия - это получение прибыли.
В нормальной экономике бизнес развивается в огромном количестве всевозможных форм. А каждая предпринимательская деятельность исполняется в рамках конкретной организационной формы.
Выбор видов и форм предпринимательства находится в зависимости от собственных пристрастий и вкусов бизнесмена, но ключевым образом определяется беспристрастными критериями – сферой деятельности, наличием денег, плюсами и минусами собственных компаний. При этом выбор определенной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности станет оказывать конкретное воздействие на воплощение предпринимательской функции владельцем или же управляющим.
Малый и средний бизнес в Беларуси играют достаточно важную роль в социально-экономическом развитии государства, способствуют формированию и развитию конкурентной среды, росту производства и реализации потребительских товаров, расширению рамок сферы услуг, приданию национальной экономике дополнительной стабильности и гибкости.
Роль малого и среднего бизнеса в республике определена такими его специфическими характеристиками, как способность наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять потребительский спрос, экономичность, маневренность и своевременный отклик на изменения конъюнктуры рынка, возможности по созданию дополнительных рабочих мест и использования незанятой рабочей силы.
Как и в большинстве развитых стран мира, развитие малого бизнеса в Беларуси является одним из ключевых направлений деятельности государственного управляющего аппарата.
1. Банк Развития: стартовала программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / Банк Развития Республики Беларусь. - Режим доступа: http://brrb.by/pressroom/news/bank-razvitiya-startovala-programma-finansovoj-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa/. - Дата доступа: 10.12.2017.
2. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2006. - 370 с.
3. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
4. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
5. Государственная поддержка бизнеса [Электронный ресурс] / Инвестиционный атлас г.Минска. - Режим доступа: http://investatlas.minsk.gov.by/minsk/gosudarstvennaya-podderzhka-biznesa/. - Дата доступа: 10.12.2017.
6. Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/. - Дата доступа: 10.12.2017.
7. Гриб, В. История развития предпринимательства / В.Гриб. // Предпринимательство в Беларуси. – 2013. – №9. – С. 48-51.
8. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. - Минск: Армита, 2008. – 116 с.
9. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2005.-320 с.
10. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 272 с.
11. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.
12. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 70 с.
13. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
14. Медведев, А.П. Малый бизнес / Артем Медведев. – СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 222 с.
15. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. - Дата доступа: 10.12.2017.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 10.12.2017.
18. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
19. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] /Министерство экономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses/. - Дата доступа: 10.12.2017.
20. О предоставлении государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства [Электронный ресурс] /Минский горисполком. - Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/org/783/attach/73c9bf0/. - Дата доступа: 10.12.2017.
21. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.:2005. - 672 с.
22. Скриба, А. Белорусский малый и средний бизнес в 2012 г. /А.Скриба. - Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2013. - 16 с.
23. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 534 с.
24. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.
25. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2016" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. - 519 с.
26. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data. - Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/. - Дата доступа: 10.12.2017.
27. Электронный портал министерства экономики РБ: перечень центров поддержки предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Минэкономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/center-predprin-ru/. - Дата доступа: 10.12.2017.