ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСКОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКЕ
1.1 Понятие, виды рисков, их оценка в международной логистике
1.2 Сущность международных перевозок, риски при их осуществлении
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ООО «ТРАНСГРУЗЛОГИСТИК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Трансгрузлогистик»
2.2 Анализ организации международных перевозок в ООО «Трансгрузлогистик»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Риск является неотъемлемой частью жизни общества и обязательно сопутствует во всех сферах деятельности каждого предприятия, которое функционирует на рынке. В ходе чего основным и неизбежным критерием успешной деятельности современного предприятия является способность руководства прогнозировать, проводить профилактику, разумно управлять рисками. Риск объединен с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.
Риском можно и необходимо управлять, для этого применять установленные меры, допускающие наибольшее прогнозирование наступления риска и использовать подобающие мероприятия по уменьшению уровня риска.
Каждый руководитель в условиях рыночной экономики должен нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за результаты всевозможных нежелательных событий, проявляющих отрицательное влияние на конкурентоспособность предприятия. Опыт предпринимательства говорит о том, что сделки с наиболее большим, но оправданным уровнем риска при их удачном исходе являются самыми выгодными. Любой предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Наличие бесчисленных и разнообразных рисков в сфере предпринимательства дает выгоду обществу и национальной экономике. Иметь сведения об уровне риска предприниматель старается быть осмотрительным при принятии управленческих решений. Одним из основных моментов является владение достаточной информацией, на которой основываются управленческие решения, и применение предыдущего опыта. Если возмож¬но предусмотреть результаты решений и прослеживать благоприятные и неблагоприятные исхо¬ды, то риск можно минимизировать.
Международная логистика — это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени [7].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что, обнаружив главные виды рисков, которые обязаны согласовываться в рамках всего предприятия, оно сможет эффективно минимизировать риски, что позволит ему успешно работать, иметь финансовую стабильность, высокую конкурентоспособность и прибыль.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСКОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКЕ
1.1 Понятие, виды рисков, их оценка в международной логистике
Коммерческая деятельность в сфере торговли обязательно связана с риском. Все решения в деятельности директорам необходимо принимать в условиях неопределенности, где необходимо из нескольких потенциальных вариантов выбрать наиболее оптимальных [14].
Риск - возможность опасности, неудачи, потери или действие наудачу в надежде на удачливый исход. В коммерческой деятельности потери связанные с риском могут быть: материальные (здания, товары, оборудование); трудовые (потеря рабочего времени, увольнение и др.);финансовые (непредусмотренные штрафы); специальные (причинение вреда здоровью гражданина, окружающей природной среде и др.) [6, с. 8].
Предпринимательский риск - это опасность возникновения ситуации, из-за которой не будет получена прогнозируемая прибыль, или произойдет утрата ресурсов и запасов предприятия в ходе ее производственной деятельности [2].
В 30-е годы нашего столетия экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем: предприниматель, функционирующий в неопределенности, прибыль которого является случайной и переменной, при заключении сделки следует двум критериями:
- размером ожидаемой прибыли;
- величиной ее возможных колебаний [15].
Суть предпринимательского риска заключается в определении функций, которые выполняет риск в предпринимательской деятельности. В экономической литературе выделяют следующие функции риска: инновационная; регулятивная; защитная; аналитическая.
В экономической литературе нет общей согласованной системы классификации предпринимательских рисков. Так что каждый руководитель определяет риски, присущие его деятельности. Для этого анализируются факторы, влияющие на процессы внутри предприятия, и на их основании определяется вероятность наступления риска [20, c. 10].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ООО «ТРАНСГРУЗЛОГИСТИК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Трансгрузлогистик»
ООО «Трансгрузлогистик» существует на рынке с 2013 года. Основным направлением деятельности является оказание услуг в области транспортной логистики. Компания имеет свой парк большегрузных автомобилей и занимается международными грузоперевозками.
Юридический адрес организации: 223060, Республика Беларусь, Минский район, д. Большой Тростенец, здание с административно-бытовыми помещениями ТЭ ООО «ЕВРОГРУЗ», комната 10.
Согласно Уставу организации, основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников Общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.
Уставный фонд Общества составляет 2 000 000 (два миллиона) белорусских рублей.
Уставный фонд Общества разделен на следующие доли:
- Шереметьев Антон Васильевич – 1 000 000 (один миллион) белорусских рублей - 50% уставного фонда;
- Седун Юрий Иванович – 1 000 000 (один миллион) белорусских рублей - 50% уставного фонда.
Источниками формирования имущества Общества являются:
- денежные и неденежные взносы участников;
- продукция, произведенная Обществом в результате хозяйственной деятельности;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, граждан;
- иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Под результатом совершенствования и оптимизации международных перевозок понимается приток новых клиентов за счет повышения качества оказываемых услуг ООО «Трансгрузлогистик» и оптимизации стоимости этих же услуг.
Для достижения поставленной нами цели ООО «Трансгрузлогистик» рекомендуется совершенствовать транспортное обслуживание клиентов на основе принципов логистики.
При формировании логистических систем могут быть допущены ошибки лишь потому, что не были учтены особенности отдельных принципов логистики.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Принцип логистики – это обобщенные, опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдения экспертов по логистике.
Выделяют множество принципов логистики, рассмотрим некоторые из них.
Принцип конструктивности предусматривает оперативное регулирование потока посредством корректировки его движения, отслеживание перемещения отдельных элементов потока.
Принцип надежности проявляется в достижении непрерывности и безопасности движения потока, наличии резервов для регулирования потока, использовании современных инструментов управления потоками.
Принцип оптимизации: решение принимается таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. соотношению затрат и достигнутого результата осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.
Принцип системности предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижения нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, материальных и финансовых затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды [24].
Тотальные затраты. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от источника первичного сырья до конечного потребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «Трансгрузлогистик» занимается международными грузоперевозками с 2013 г., имеет в штате 11 сотрудников, каждый из которых в соответствие с должностными инструкциями выполняет свои обязанности.
В период 2015-2016 гг. отмечался рост прибыли и выручки на 3,5% и 9% соответственно. Однако чистая прибыль и рентабельность значительно снизились, на 67,92% и 77,8%, соответственно. В 2016-2017 гг. наблюдалась аналогичная ситуация, когда чистая прибыль и рентабельность снизились по сравнению с предшествующим периодом. В 2017-2018 гг. среди всех показателей наблюдался рост, особенно среди чистой прибыли и рентабельности, когда первая возросла фактически в 7 раз, а вторая – в 5 раз.
Исходя из анализа коэффициентов финансового состояния организации, можно сделать вывод, что в период 2016-2018 гг.. компания «Трансгрузлогистик» являлась платежеспособной, т.к. все три показателя соответствовали норме.
На основании проведенного анализа долевого участия основных средств в формировании активов в ООО «Трансгрузлогистик» за 2015-2018 гг. было установлено, что стоимость основных средств в 2017 г. резко возросла, темп роста составил 357,1%, отклонение 360 тыс. руб. Стоимость активов также возросла практически в 2 раза, а именно, на 445 тыс. руб. или 287%. В 2018 г. наблюдалась отрицательная тенденция, т.к. и стоимость основных средств, и стоимость активов снизились. За счет снижения стоимости активов и основных средств также уменьшилась и доля основных средств в составе активов.
Можно отметить, что наблюдается отрицательная тенденция, так как уменьшение доли основных средств в общим составе активов ООО «Трансгрузлогистик» негативно влияет на деятельность организации в целом.
ООО «Трансгрузлогистик» имеет линейную структуру управления. На данный момент в организации работает 11 человек.
Главными сильными чертами ООО «Трансгрузлогистик» является цена и срок поставки. Исследуемая организация осуществляет доставку грузов клиентам по оптимальной цене и в оптимальные сроки. Слабых черт ООО «Трансгрузлогистик» не выявлено, однако наблюдается отставание от «Трансгрупплогистик».
ООО «Трансгрузлогистик» сконцентрировано на предоставлении услуг по перевозке грузов, а услуги по экспедированию грузов являются сопутствующими. «Траснгрупплогистик» является основным конкурентом ООО «Трансгрузлогистик»; в перспективе, при расширении спектра предоставляемых услуг, «Скорость» сможет завоевать большую долю рынка; а «МелтонАвто» находится на одном уровне с исследуемой организацией.
1. Виды коммерческих рисков и способы их сглаживания– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/HxqKiUHqqhE.html
2. Виды предпринимательских рисков – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekonomika/riski_individualnogo_ predprinimatelya/vidy_predprinimatelskih_riskov/
3. Го Шухун. Международные грузоперевозки в Республике Беларусь: транзит и логистика / Го Шухун, Дин Ионьцзянь, Г. В. Турбан // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2016. - № 1. - С. 18-23.
4. Итоги отрасли на выставке БАМАП-2018 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://transinfonews.by/perevozki/5326-mezhdunarodnye-avtoperevozchiki-belarusi-za-4-mesyaca-2018-goda-uvelichili-obem-uslug-na-30.htm
5. Коммерческий риск – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/fin-m/kommercheskiy-risk.html
6. Кузнецова Н.В. Управление рисками: Учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 168 с.
7. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_buks/econom/world_econom/14.php
8. Место Республики Беларусь на рынке международных автомобильных грузоперевозок – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/189418/1/lobach_sbornik19.pdf
9. Методы снижения коммерческого риска– [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://studopedia.org/8-76612.html
10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Внешняя торговля – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
11. Николюкин С.В. Купля-продажа товаров во внешнеторговом обороте – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kommentarii.org/kuply_prodaj_vnesnetorg/page23.html
12. О функционировании системы управления рисками– [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru/sistema_riskov-ru/
13. Полоник С. С. , Хоробрых Э. В., Литвинчук А. А. О развитии экспортного потенциала Республики Беларусь // ВесцінацыянальнайакадэміінавукБеларусі. 2016. - №.1. С.13- 23.
14. Понятие коммерческого риска – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/fin-m/kommercheskiy-risk.html
15. Понятие коммерческого риска. Виды коммерческого риска– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/5Dk-GXicUfs.html
16. Риски в ВЭД и их страхование– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://banauka.ru/4411.html
17. Совершенствование системы управления рисками в системе менеджмента организации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-upravleniya-riskami-v-sisteme-menedzhmenta-organizatsii–
18. Страхование внешнеторговых грузов– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://econ.wikireading.ru/33714
19. Страхования в международной торговой деятельности – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikirus.com/strahovoe-delo/strahuvannya__bazilevich_vd/strahuvannya_mizhnarodniy_torgovelniy_diyalnosti.htm
20. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Л.Н. Тэпман; Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 380 с.
21. Условия и причины возникновения рисков – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://megapredmet.ru/1-76811.html–
22. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Страховое дело» – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/102726/1/УМК-Страх%20дело-депонир.pdf–
22. Фирсова О.А. Управление рисками организаций / О.А. Фирсова. - Орел: МАБИВ, 2014. – 100 с.
23. Шулековский В. Страхование внешнеторговых операций/ В. Шулековский // Банкауски вестник.- 2007.- С. 28-34.