Введение
1 Теоретическо-методические аспекты учета товарных потерь
1.1 Инвентаризация, как методический прием бухгалтерского учета
1.2 Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета товарных потерь
1.3 Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования
1.4 Организационно-экономические особенности деятельности организации и их влияния на положение учетной политики
2 Учет товарных потерь
2.1 Порядок проведения инвентаризации и отражения ее результата в Учете
2.2 Документальное оформление и учет нормируемых и ненормируемых товарных потерь при поступлении товара
2.3 Документальное оформление и учет нормируемых и ненормируемых товарных потерь при инвентаризации
2.4 Использование компьютерных технологий в учете товарных потерь и предложения по совершенствованию учета товарных потерь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Торговля - это вид бизнеса, связанный с покупкой, продажей и предоставлением услуг клиентам. Почти все население страны задействовано в этой сфере, как продавцы, так и покупатели.
Процесс покупки и продажи товаров напрямую связан с движением денежных потоков в организации, формированием и погашением долгов продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственным операциям.
Розничная торговля является важнейшим бизнес-сектором, так как она занимается продажей товаров конечному потребителю, что является конечным звеном в движении товаров в сфере обращения. Деятельность торговой компании основана на процессах приобретения, хранения и продажи товаров, которые можно охарактеризовать как товарные операции.
Актуальность данной темы определяется тем, что на этом этапе конкуренция усиливается, товарооборот увеличивается, условия между поставщиками и потребителями усиливаются, поэтому полнота, своевременность, надежность, отражение расчетов товарных сделок является одним из оценки, которые определяют качество фирмы. Правильное построение и управление процессом товарного учета имеет важное значение для успеха компании.
В этой связи основной целью работы является изучение учета товарных потерь на примере Евроопт. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты организации бухгалтерского учёта товарных потерь;
- рассмотреть основные аспекты бухгалтерского учета товарных потерь в Евроопте;
- предложить направления совершенствования технологии в учете товарных потерь.
Объектом исследования является ООО Евроопт.
Предмет исследования – учет товарных потерь.
Деятельность торговой компании основана на процессах приобретения, хранения и продажи товаров. Для правильного управления деятельностью торгового предприятия необходимо иметь полную, точную, объективную, своевременную и достаточно подробную экономическую информацию, которая, в свою очередь, определяет тему работы.
Источниками информации для написания дипломной работы явились законы Республики Беларусь, указы, инструкции, официальные материалы, учебники, научные труды, периодические издания по теме исследования.
1 Теоретическо-методические аспекты учета товарных потерь
1.1 Инвентаризация, как методический прием бухгалтерского учета
Так как основными задачами бухгалтерского учета являются:
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, стандартами, сметами;
- формирование полной и достоверной информации о бизнес-процессах и финансовых результатах организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
- выявление внутренних производственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предотвращение негативных явлений в хозяйственной и финансовой деятельности.
Эти задачи решаются в бухгалтерском учете с использованием различных методов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает в себя отдельные элементы, основными из которых являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, бухгалтерский баланс, отчетность, оценка и калькуляция 4, с. 35.
Инвентаризация неотъемлемый элемент учетной политики организации, так как порядок и сроки ее проведения определяет руководитель и главный бухгалтер организации в соответствии с законодательством, положениями и инструкциями. Инвентаризация кассовой наличности проводится, как правило, инвентаризационной комиссией, назначаемой руководителем организации. Инвентаризация может проводится в присутствии аудитора аудиторской организации, если организация подлежит обязательному аудиту с целью необходимости получения аудиторского заключения по подтверждению достоверности отчетности.
Чтобы реально представлять финансовое положение организации независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: о его объеме, состоянии, правильности его оценки. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Рассмотрим основные нюансы проведения подобной сверки (инвентаризации).
Инвентаризация - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Дата инвентаризации определяется руководителем фирмы по согласованию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года.
2 Учет товарных потерь
2.1 Порядок проведения инвентаризации и отражения ее результата в учете
Процесс проведения инвентаризации в «Евроопт» можно подразделить на несколько этапов.
Этап первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следующие мероприятия:
- подготовку приказа о проведении инвентаризации;
- формирование инвентаризационной комиссии;
- определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
- получение расписок от материально ответственных лиц.
На втором этапе происходят взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия активов и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.
Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
И, наконец, четвертый (заключительный) этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации; лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.
Прежде чем приступить к инвентаризации заведующая магазином «Евроопт» составляет приказ о проведении инвентаризации и регистрирует его в журнале. В приказе об инвентаризации указываются содержание, объем, порядок и сроки его выполнения, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план инвентаризации, который определяет сроки проведения инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. Кроме того, организация при подготовке к инвентаризации может разработать соответствующие внутренние документы. В таблице 2.1 представлен график проведения инвентаризации в «Европот».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для торговой организации, работающей на общей системе налогообложения, важное значение приобретает учет товарных потерь в системе налогового учета. В связи с этим представляется целесообразным с точки зрения формирования данных о налогооблагаемой прибыли классифицировать товарные потери по возможности их списания в налоговом учете на расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. В налоговом учете товарные потери и технологические потери могут быть учтены в качестве материальных или внереализационных расходов.
По сравнению с 2016 г. в 2017 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции магазина «Евроопт» на 3174 тыс. р., роста данного показателя составил 138,3 % по отношению к аналогичному показателю прошлого года. В 2018 г. наблюдается увеличение роста выручки по сравнению с 2017 г. на 706 тыс. р. (или на 6,2 %). За 2016–2018 гг. наблюдается увеличение валовой прибыли. Так, в 2016 г. данный показатель составил 1734 тыс. р., в 2017 г. – 2426 тыс. р., в 2018 г. – 2926 тыс. р. Таким образом, рост данного показателя в 2017 г. составил 139,9 % по отношению к 2016 г., в 2018 г. роста данного показателя составил 120,6 % по отношению к аналогичному показателю прошлого года.
Себестоимость продукции является одним из основных показателей работы магазина и находится во взаимосвязи с показателями эффективности собственного производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость реализованной продукции в 2017 г. уменьшилась на 2482 тыс. р. по сравнению с 2016 г., но в 2018 г. произошло увеличение на 2688 тыс. р. (или на 40,9 %).
Прибыль от реализации товаров «Евроопт» уменьшилась в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 184 тыс. р. Данное явление произошло за счет значительного увеличения полной себестоимости продукции. Но в 2018 г. произошло увеличение прибыли от реализации на 478 тыс. р. по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. Важную роль в структуре себестоимости играют расходы. Исходя из анализа показателей расходов, можно сделать следующие выводы. Наблюдается рост расходов по всем статьям, кроме расходов по инвестиционной деятельности. Это связано с тем, что в 2016 и 2017 годах проводилась масштабная модернизация торгового оборудования магазина, которая была закончена к концу 2017 года. Рост по другим статьям расходов связан с ростом объемов продукции собственного производства.
Показатель рентабельности активов уменьшался на протяжении 2016–2018 гг. В 2016 г. значение данного показателя составило 3,28 %; в 2017 г. – 1,65 %; в 2018 г. – 0,36 %. Уменьшение данного показателя связано с уменьшением чистой прибыли «Евроопт».
1 Азаренко, А.В. Пособие по теории бухгалтерского учета / А.В. Азаренко, Т.Ф. Манцерова, Т.А. Морозова. – Минск: Амалфея, 2013. – 156 с.
2 Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб.пособие для вузов / В.П.Астахов. – М.: Юрайт, 2014. – 955 с.
3 Астахов, В.П. Бухгалтерский учет в торговле: учеб. пособие для вузов / В.П. Астахов. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 378 с.
4 Бабаев, Ю.А. Бухгалтерсий учет в торговле и общественном питании: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. – М.: Вузовский учеб., 2014. – 352 с.
5 Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: Проспект, 2013. – 432 с.
6 Брыкова, Н.В. Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита: Учебник / Н.В. Брыкова. - М.: Academia, 2017. - 77 c.
7 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.И. Сигидова, А.И. Трубилина. – М.: ИНФРА-М, 2015. 366 с.
8 Бухгалтерский учет: учеб. пособие. / О.А. Левкович, И. Н. Бурцева. – 5-еизд., перераб. идоп.-Мн. : Минск: Амалфея, 2014. – 800с.
9 Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общей редакцией П.Г. Пономаренко – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.
10 Бухгалтерский учет. Учебное пособие/ И. Бурцева, О. Левкович, 2019 - Амалфея,2019-604 с.
11 Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие / Л. В. Глотова [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2018. — 380 с.
12 Бухгалтерский финансовый учет в организациях сферы товарного обращения: учеб. пособие / В. Б. Гурко [и др.]; под ред. В. Б. Гурко. — Минск: БГЭУ, 2018. — 395 с.
13 Вахрушина, М.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. для вузов / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова; под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Омега-Л, 2014. – 571 с.
14 Евдокимович, В.И. Инвентаризация и документальная ревизия: проблемы обеспечения их высокого качества и пути решения / В.И. Евдокимович // Бухгалт. учет и анализ. – 2013. - №6. – С.9-14.
15 Кожарский, В.В. Учет и налогообложение торговых организаций: учеб. пособие для вузов / В.В. Кожарский, Н.В. Кожарская. Мн.: Соврем.шк., 2014. 400 с.
16 Комина, Н. В. Основы теории бухгалтерского учета: учебно-методическое пособие для студентов направления специальности 1-27 01 01-01 «Экономика и организация производства (машиностроение)»: в 2 ч. / Н. В. Комина. – Минск: БНТУ, 2016. – Ч. 1. – 2016. – 72 с.
17 Ладутько, Н. И. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность: практическое пособие. Минск: Альфа-книга, 2016. – 944 с.
18 Левкович, О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для вузов / О.А. Левковичич, И.Н. Тарасевич. – Мн.: Амалфея, 2014. – 648 с.
19 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013г., № 57-З (в ред. от 1 октября 2018 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2020.
20 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь «» от 8 января 2016 г. № 128-З// КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь – Минск, 2020.
21 О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З в редакции Закона Республики Беларусь от 11 июля 2016 г. № 192-З// КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь – Минск, 2020.
22 Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 180 от 30.11.2007 с изменениями и дополнениями № 50 от 22 апреля 2010 г // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь – Минск, 2020.
23 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов: Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «» от 12.11.2010 № 133 в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь 30.04.2012 г. № 26// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2020.
24 Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)»: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 111 от 22 июля 2011 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2020
25 Папковская, П. Я. Курс теории бухгалтерского учета: учеб. пособие / П. Я. Папковская. – Мн.: Информпресс, 2011. – 220 с.
26 Стражева, Н. С. Бухгалтерский учет: учеб.-метод. пособ. / Н. С. Стражева, А. В. Стражев. – Минск: Современная школа, 2013. – 944 с.
27 Сокольчик, Т. П. Бухгалтерский учёт и аудит: учеб. пособие / Т. П. Сокольчич, В. Н. Градусова, Е. Г. Кобзик; под общ. ред. Т. П. Сокольчик. – Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2013. – 268 с.
28 Сушкевич, А.Н. Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйстввования / А. Н. Сушкевич – Минск: Ред. журнала «Пром.-торговое право», 2016. – 252 с.
29 Учетная политика организации утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 10 декабря 2013 г. № 80 (в ред. Закона от 13 июля 2012 г., № 416-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2020.