1 Внедрение и применение планограмм для увеличения розничного товарооборота в торговых организациях
1.1 Роль и значение планнограм. Выкладки для торговли
1.2 Анализ применяемых планнограмм в различных типах магазинов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Внедрение и применение планограмм для увеличения розничного товарооборота в торговых организациях
1.1 Роль и значение планограмм. Выкладки для торговли
Успех розничной торговли заключается в том, что, довольно часто люди приходят из магазина с теми покупками, которые они вовсе и не планировали. Такие случаи происходят не потому, что покупатели жадны, либо не умеют себя контролировать, а из-за точной и умелой руки мерчендайзеров.
Уже давно известно, что все товары, которые размещаются в магазинах на полках распределены именно таким образом неслучайно. Они обычно расположены с учетом и эстетических, и экономических факторов по определенной системе выкладки.
Правильная выкладка товара гарантирует его демонстрацию для покупателя в наилучшем свете. Для того, чтобы увеличить объем реализации за счет правильного расположения товаров, нужно разработать соответствующую планограмму выкладки товара. Данная планограмма должна учитывать пожелания и поставщика, и торгового объекта, и покупателя и определять, какой товар и каких полках лучше всего разместить.
Товар необходимо демонтрировать покупателю не в хаотичном порядке, а в соответствии с разработанной планограммой. На ней каждый товар из представленного ассортимента изображается точно, четко и понятно, обязательно указывается точное место его размещения [1, c. 20-21].
Планограмма – это определенная схема, используемая для выкладки товаров в витринах и на стеллажах розничных торговых предприятий. Кроме этого, существуют следующие понятия планограммы:
– это документ, согласно которому проводится структурирование и распределение торговых площадей;
– это документ, согласно которому те или иные виды товаров расположены на полках в торговом зале магазина.
Планограмму составляют на основе данных анализа потребительского спроса, имеющихся договорных отношений с поставщиками товаров, а также существующих основных правил выкладки товаров в торговом зале.
1.2 Анализ применяемых планограмм в различных типах магазинов
Проведем анализ планограмм выкладки товаров, которые используются в различных типах магазинов.
1. Продовольственный магазин (супермаркет, гипермаркет). Рациональная выкладка товаров в магазине продовольственных товаров играет далеко не последнюю роль. Используя основные принципы мерчендайзинга можно не только влиять на внешний вид торгового зала магазина, но и влиять на поведение потенциальных потребителей.
В данном типе магазина обычно используются следующие правила составления планограмм:
1) Доступность для покупателя и выгодное представление. Самые лучшие, самые популярные и ходовые товары должны занимать всегда самые выгодные места.
2) Расположение товаров в первую очередь должно быть понятно не вам, а самому покупателю. Например, товары, находящиеся в одной категории, должны располагаться вместе. Рядом находятся товары схожих групп. Необходимо соблюдать ценовой фактор: дешевые товары должны быть рядом с дешевыми, дорогие – с дорогими, ведь для многих цена является определяющим фактором покупки.
3) Учет особенностей восприятия. Например, стоить использовать принцип контраста: если нужно продать определенный товар, нужно сделать его заметным для потребителя. Темные изделия обычно ставят вперед, светлые размещаются сзади.
4) Повышение количества импульсивных покупок. Рекомендуется учитывать динамику и ритм выкладки товара в супермаркете. Полки должны быть разной высоты, ширины, цвета.
Довольно популярными являются специальные фокусные точки, создаются композиции из товаров с необычной формой, приветствуется оригинальная подача товарных групп, применение декоративной выкладки для продовольственных товаров. Обычная, стандартная полка с классической выкладкой не обеспечит столько внимания со стороны покупателя, сколько что-то яркое и необычное в торговом зале.
Очень удачным приемом является работа с ценниками: их можно сделать красочными и запоминающимися. В последнее время популярность набирает использование ароматов, которые стимулируют к покупке и создают необходимое настроение (расслабляют, вызывают аппетит).
1 Гузелевич, Н.В. Фокусы «мерчендайзинга». Эффективные трюки для торговцев и поставщиков / Н.В. Гузелевич. – М.: Книга, 2018. – 109 с.
2 Логинова Е.У. Мерчендайзинг / Е.У. Логинова. - М.: КноРус, 2019. – 144 с.
3 Мерчендайзинг: эффективные продажи косметики и парфюмерии [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: psyfactor.org.
4 Морган, Тони. Визуальный мерчендайзинг. Витрины и правила для розничной торговли. М.: Рипол Классик, 2019. – 208 с.
5 На чем основан мерчендайзинг в магазинах строительных материалов [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://amdcloud.com
6 Планограмма выкладки товаров: принципы и программы для разработки [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: gd.ru
7 Система мерчендайзинга в магазине // Управление магазином. - 2017. №11. – С.23-29.
8 Таборова, А.Г. Умный мерчендайзинг: практикум / А.Г. Таборова. – М.: дашков и К, 2018. – 957 с.
9 Что такое планограмма, Ее роль в торговле [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https:// neva-merch.ru
10 Что такое планограмма выкладки товара в магазине [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://onlain-kassy.ru