ВВЕДЕНИЕ
Происходящие изменения требуют модернизации системы образования. Быстрый темп развития науки, техники, производства и всех процессов, от которых зависит социально-культурное развитие общества, ставит перед обществом новые задачи, для решения которых ему необходимо обладать не только знаниями, но и умением быстро воспринимать, анализировать, классифицировать и использовать новейшую информацию. Одним из приоритетных направлений в системе современного образования, временном обществе требуют модернизации системы образования. Быстрый темп развития науки, техники, производства и всех процессов, от которых зависит социально-культурное развитие общества, ставит перед обществом новые задачи, для решения которых ему необходимо обладать не только знаниями, но и умением быстро воспринимать, анализировать, классифицировать и использовать новейшую информацию.
Одним из приоритетных направлений в системе современного образования, позволяющих сформировать творческую личность, является самообразование. Необходимость в самообразовании вызвана прежде всего потребностями самого человека. Ведь в современных условиях, как отмечает известный ученый Э. Тоффлер, понадобятся новые умения и навыки в трех ключевых сферах: умении учиться, умении общаться и умении выбирать. А потому в школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать [33, с. 29].
Проблемы самообразования личности и организации ее самообразовательной деятельности имеют глубокие исторические корни. Вопросы самообразования рассматривали в своих работах А.Я. Айзенберг, В.П. Беспалько, А.К. Громцева, Г.С Закиров, П.Ф. Каптерев, Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков, И.Н. Калошина, В.А. Корвяков, И.А. Луконина, Л.В. Теплых, Е.А. Шуклина и др.
Цель курсовой работы: описать особенности самообразования как фактора профессионального развития педагога.
Объект исследования: феномен самообразования.
Предмет исследования: особенности самообразования в профессиональном развитии педагогов.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «самообразование»;
- определить факторы профессионального развития педагога;
- выявить эффективность самообразования.
2 ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Профессиональное развитие педагога – это цель, в который могут быть заинтересованы государство, работодатели, родители, сами воспитанники, руководители образовательных учреждений и сам педагог, при условии, если для каждого из них развитие является значимой ценностью. Значимость качества личностно-профессионального развития для государства заключается в корреляции уровня профессионализма педагога и уровня результативности педагогической деятельности, корреляции качества выпускников образо вательных учреждений и качества их профессиональной деятельности, корреляции качества профессиональной деятельности отдельных граждан и профессиональных сообществ, корреляции качества профессиональной деятельности граждан и качества развития отрасли, государства в целом, корреляции уровня развития и степени безопасности страны [27, с. 48]. Значимость личностно-профессионального развития для самого педагога осознается, если оܙн пронимает взаимосвязь между качеством своей профессиональной деятельности и уровнем жизни, социальным признанием, качеством самореализации. Возникновение манипулятивных тенденций в структуре целеполагания одной из перечисленных систем, т.е. декларация одних целевых установок и реальное следование другим, создает диссонанс в мотивации личностно-профессионального развития и снижает его качество [28, с. 30].
Процесс профессионального развития начинается с самоопределения, осуществляемоܙго в начале профессиональноܙго пути дважды: в момент выбора вуза (колледжа) для поܙлучения первоܙго профессионального образования и в момент выбора места работы после его окончания. Далее требуется постоянное расширение базовых знаний путём самообразования и саморазвития в соответствии с продиктованными профессиональной деятельностью потребностями. Процессы самообразования и саморазвития субъективны, в первую очередь, они зависят от внутренней мотивации – самоܙактуализации; в совокупности самоактуализация, самообразование, самоܙразвитие выражаются через Я-концепцию.
Поܙстоܙянноܙе развитие и самоܙразвитие является оܙдноܙй из важных соܙставляющих педагоܙгическоܙй проܙфессии. Развитие представляет собой всеобщий принцип существования природы, общества, человека, включающий в себя понимание необратимых, направленных и закономерных изменений. В Европе существует единая концепция образования взрослых людей. 35-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО определила следующие приоритеты в области образования: содействие достижению целей Образования для всех (ОДВ) в странах, которые в этом нуждаются и
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ
Способность к самообразованию у педагога появляется в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только преподаватель со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе педагогического роста, так как это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли преподавателя, занять достойное место в обществе с помощью профессии.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом, обучение в мастер-классе и т. п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
Основными формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня. С этой целью учителя составляют планы самообразования.
Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.
Обобщение и распостранение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент); ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Постоянное развитие и саморазвитие является одной из важных составляющих педагогической профессии. В педагогической литературе нет единого толкования понятия «самообразование». Определения данного понятия практически совпадают в отражении внешних признаков при наличии незначительных оттенков значений в толковании данной педагогической категории. Несмотря на разнообразие в понимании сущности самообразования, все авторы считают, что самообразование является познавательной деятельностью и не может осуществляться само по себе, т.к. его основой являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения. Эти выводы указывают на тесное единство учения и самообразования, так как и учение, и самообразование являются познавательной деятельностью. Сущность самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Можно выделить такие существенные характеристики самообразования, как самостоятельность, познавательная потребность и интерес, организованность и целенаправленность, систематичность и самоконтроль, связь с непрерывным образованием, профессиональные и общекультурные запросы, внутренние мотивы.
Основными принципами профессионального развития являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, объединение общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, постоянное стремление к высшим ступеням, вариативность и др. К фактоܙрам профессионального развития относим самоопределение, осуществляемое в начале профессионального пути; постоянное расширение базовых знаний путём самообразования и самоܙразвития в соответствии с продиктованными профессиональной деятельностью потребностями.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения: если начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж, то педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и
1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы : учеб. пособие для вузов / А.Я. Айзенберг. – М. : Высшая школа, 1986. – 228 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 236 с.
3. БимБад, Б.М. Антропологическое обоснование теории современного образования : очерк проблем и методов их решения / Б.М. Бим-Бад. – М. : Рос. открытый ун‐т, 1994. – 180 с.
4. Боровикова, А.В. Компетентностная модель профессионального развития педагога / А.В. Боровикова // Вестник ЧГПУ. – 2014. – № 7. – С. 41-53.
5. Вертилецкая, И.Г. Технологический аспект самообразования учителя / И.Г. Вертилецкая // Вестник ТГПУ. – 2007. – № 7. – С. 40-43.
6. Вишневская Л.П. Самообразование как психологопедагогическая проблема / Л.П. Вишневская // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 16. – С. 23–26.
7. Галустов, А.Р. Педагогические основы формирования готовности к самообразованию у студентов / А.Р. Галустов // Педагогика и психология образования. – 2012. – №2. – С. 61-69.
8. Ганченко, И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования : автореф. дис. … д-ра пед. наук / И.О. Ганченко. – Ставрополь, 2005. – 42 с.
9. Гурина, И.А. Самообразование в русской дидактике второй половины XIX – начала XX в. / И.А. Гурина // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 5. – С.72-76.
10. Движение «Образование для всех» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.esd-world-conference-2009.org. – Дата доступа: 20.09.2017.
11. Ермолина, М.А. Особенности формирования готовности к профессиональному самообразованию / М.А. Ермолина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – №6. – С. 59-64.
12. Закиров, Г.С. Самообразование учащихся / Г.С. Закиров. – Казань, 1967. – 88 с.
13. Зборовский, Г. Самообразование парадигма XXI века / Г. Зборовский, Е. Шуклина // Высшее образование в России. – 2003. – №5. – С. 25-32.
14. Иванова, Т.Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы на повышение профессионального уровня педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/article/view/8bd6
379fed6d2def99b93b8e9a d2a7. – Дата доступа: 12.09.2017.
15. Камьянов, А.А. Самообразование студентов в современном вузе (концептуально-технологический аспект) / А.А. Камьянов // Интеграция образования. – 2011. – №2. – С. 25-29.
16. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев.– М. : Просвещение, 1982. – 703 с.
17. Коган, Л.Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л.Н. Коган. – Екатеринбург, 1992. – 280 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Мысль, 2003. – 698 с.
19. Ларионова, И.А. Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста / И.А. Ларионова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 14-17.
20. Логинова, Е.А. Самообразование как форма непрерывного повышения квалификации преподавателей / Е.А. Логинова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2011. – №3-4. – С. 137-140.
21. Мамонтова, Т.С. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности будущего учителя / Т.С. Мамонтова // Научный диалог. – 2016. – №2 (50). – С. 393-403.
22. Медведев, И.Ф. Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности / И.Ф, Медведев // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 36 (212). – С. 38-41.
23. Миняева, Н.М. Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен / Н.М. Миняева // Вестник ОГУ. – 2010. – №4 (110). – С. 12-17.
24. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М. : Мысль, 1990. – 381 с.
25. Олейникова, О.Н. Основные тенденции и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза / О.Н. Олейникова. – Казань : Ин-т сред. проф. образования РАО, 2003. – 252 с.
26. Осадчук, О.Л. Дидактическая модель саморегулируемого обучения / О.Л. Осадчук // Образование и наука. – 2008. – № 8 (56). – С. 3-10.
27. Панова, Н.В. Социально-психологические факторы профессионального развития педагога / Н.В. Панова // ЧиО. – 2009. – № 2. – С. 48-53.
28. Полетаева, Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога / Н.М. Полетаева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 4. – С. 30-39.
29. Поликарпова, В.В. Профессиональное самообразование учителя как ведущий вид деятельности в информационном обществе / В.В. Поликарпова // ЧиО. – 2006. – № 8-9. – С. 94-96.
30. Романенко, Н.А. Содержание процесса самообразования студентов как педагогическая проблема / Н.А. Романенко // Вестник МГИМО. – 2013. – № 3 (30). – С. 270-272.
31. Сагитова, Р.Р. Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики / Р.Р. Сагитова // Вестник БГУ. – 2010. – № 1. – С. 35–41.
32. Сидорова, Е.Э. Психолого-педагогические основы самообразовательной деятельности студентов / Е.Э. Сидорова // Преподаватель ХХI век. – 2011. – №2. – С. 50-55.
33. Тоффлер, Э. Шок будущего : пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М. : ACT, 2002. – 557 с.
34. Щуклина, Е.А. Самообразование как социологическая проблема : дис. … канд. филос. наук / Е.А. Щуклина. – Екатеринбург, 1995. – 163 с.