Введение
В последние три–пять лет тенденции развития инновационной политики и национальных инновационных систем стран с рыночной и переходной претерпевают значительные изменения. Это связано не только с глобальным финансово-экономическим кризисом, требующим экономических реформ, но и с тем, что в начале XXI в. наблюдаются первые признаки новой научно-технологической и промышленной революции, связанной с появлением новейших технологий, таких как нано-, био-, информационно-коммуникационные и когнитивные технологии, которые получили название NBIC-технологий. В целом этот этап развития мировой цивилизации в работах отдельных зарубежных ученых и аналитических центров (Rand Corp., Национальный научный фонд США NSF, научные доклады ЕС и др.) называют NBIC-революцией. Характерная ее черта – конвергенция и появление синергетических эффектов NBIC-технологий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на развитие промышленного производства, образование, экономику, торговлю, социум, культуру, физиологический и когнитивный потенциал человека, а в конечном итоге – и на цивилизацию в целом.
Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.
Безусловно, инновационная цепочка не может эффективно функционировать без соответствующего уровня образования населения в целом и подготовки специалистов и исследователей для реализации инновационной деятельности в частности. В стратегическом плане перед всеми развитыми странами сегодня встает вопрос о том, способно ли общество воспринимать инновационное развитие, создавать соответствующий спрос на рынках инновационной продукции и услуг, которые будут производиться на базе высоких технологий, в том числе NBIC-технологий.
Проблемы инновационной деятельности становятся в последние годы всё более актуальными. Это является отражением возрастающего понимания обществом того, что обновление всех сфер жизни невозможно без нововведений в производство, управление, финансы. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. эффективная инновационная деятельность очень важна для любого государства, являясь одним из основных факторов устойчивого экономического роста.
1 Инновации: понятие, формы, механизм воздействия на экономику
Инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами [6, c.3].
Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Рассмотрим составляющие инновационной деятельности.
Инновации (нововведения) – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности [8, c.137]."
Технологические инновации – деятельность организации, связанная как с разработкой, так и с внедрением в зависимости от того, чем занимается фирма.
Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая в себя создание и распространение инноваций.
Инновационный потенциал – совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный процесс – процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения.
Инновационный проект – комплекс работ по созданию и реализации инноваций.
Целью проекта является создание и освоение новых технологий, видов продукции (услуг), а также новых решений производственного, организационного и социально-экономического характера.
Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий) [10, c.12].
2 Состояние инновационного потенциала Республики Беларусь
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества [5, c.41].
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с учетом предложений республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Стратегическая цель Программы — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
– создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;
- перестроить действующие структурно-функциональные блоки НИС, повысить их интегрированность и эффективность в рыночных условиях;
- сформировать инновационную инфраструктуру;
- обеспечить информационное сопровождение инновационной деятельности;
- развивать инновационное предпринимательство;
- развивать финансовую инфраструктуру;
- создать мотивационный механизм инновационной деятельности;
- развивать институты использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
- готовить кадры для инновационной деятельности;
- обеспечить государственное управление и взаимодействие элементов НИС.
3 Особенности и основные направления инновационного развития национальной экономики
В соответствии с Программой совершенствования научной сферы Республики Беларусь дальнейшее развитие науки будет проходить по следующим направлениям:
- рост наукоемкости экономики страны;
- дальнейшее развитие взаимодействия академического, вузовского и отраслевого секторов науки;
- создание национальных исследовательских центров и лабораторий, формирование научно-технологических кластеров;
- повышение эффективности работы научных организаций, модернизация их материально-технической базы;
- развитие международного научно-технического сотрудничества;
- привлечение к инвестированию научных исследований и разработок бизнеса, развитие государственно-частного партнерства, создание венчурных фондов;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- практическое внедрение результатов государственных программ инновационного развития в целях развития научно-технического потенциала Беларуси и полноценного использования мировых и отечественных достижений науки и техники;
- дальнейшее развитие сферы интеллектуальной собственности;
- формирование единой государственной системы экспертизы научно-технических проектов в соответствии с принципом «одно окно» для повышения эффективности отбора научно-
- исследовательских и инновационных проектов, совершенствования технологии и процедурных вопросов осуществления экспертизы;
- активное использование при проведении экспертизы современных информационно-коммуникационных технологий, ресурсов государственного реестра научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и других источников информации;
- совершенствование системы управления реализацией проектов, повышения контроля за получаемыми результатами и усиление работы по коммерциализации разработок;
- закрепление в нормативной правовой базе механизма финансирования прорывных разработок с учетом направления до 20 % от общих средств на такие проекты;
- омоложение состава и повышение качества подготовки работников высшей квалификации [9, c.153].
Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли
4 Эффективность формирования инновационной политики как основного фактора развития национальной экономики
Анализ социально-экономических преобразований многих экономически развитых стран показывает, что в современных условиях инновации направлены прежде всего на ускорение привлечения инвестиций, внутренних и внешних, в экономику и другие сферы деятельности, повышение уровня мотивации ведения бизнеса, роста производительности труда и социальных условий проживания людей. Решающее значение при этом имеют обладание конкурентными научными, техническими, организационными и экономическими преимуществами и обеспечение уровня их использования на основе инновационной политики, представляющей собой совокупность форм, методов и направлений производства и других видов деятельности с целью выпуска новых видов продукции, технологий, научных разработок, а также расширение рынков их сбыта. В этой связи инновационная деятельность может иметь два взаимосвязанных аспекта, временной и пространственный, осуществляемые на уровне экономики в целом, отдельных ее видов деятельности, предприятий и технологических процессов.
Временной аспект охватывает действия в области инноваций на текущий момент и на длительную перспективу. Пространственный аспект включает действия по основным направлениям инноваций и их влиянию на экономическое и социальное развитие страны. Независимо от временной характеристики инновационная деятельность заключается в том, чтобы обеспечить регулирование производственной и иной деятельности на получение результата (инновационного продукта) от вложения капитала в новую технику или технологию, нового явления, открытия или изобретения, новые методы удовлетворения общественных потребностей, новые формы организации производства и труда, обслуживания и управления. Таким образом, в экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к формированию новых потребностей, к снижению производственных расходов и притоку инвестиций.
Реализация конкурентных преимуществ экономики Беларуси во многом зависит от условий и возможностей, предоставленных со стороны государства предприятиям, предпринимателям и инвесторам. Это касается налогообложения, экономических свобод и открытости экономики для товарных и финансовых потоков, открытости государственной политики, степени вмешательства государственных органов в производственную деятельность, устойчивости банковской системы и других сторон деятельности, которые требуют реализации институциональных преобразований, адекватных рыночным условиям. Крайне необходимы модернизация сложившихся экономических отношений и создание эффективных управленческих структур, применительно для условий Беларуси, исходя из опыта экономически развитых стран.
Заключение
Инновации (нововведения) – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности
Различают несколько видов инноваций:
- технические – появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические – возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно-управленческие – связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные – решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные – направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
В рамках инновационной деятельности за 2016 год по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2015 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
2. Брасс, А. Мотивация инновационной деятельности / А.Брасс // Наука и инновации. 2017. №8. С. 51-53.
3. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2012. - 208 c.
4. Воронин, А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2010. - 190 c.
5. Головчанская, Е. Оценка интеллектуальной активности инновационной экономики / Е.Головчанская, И.Карачун, Е.Стрельченя // Наука и инновации. 2017. №8. С. 40-44.
6. Киселев, В.Н. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии / В.Н.Киселев // Инновации. 2015. №5. С.1-72.
7. Северянин, В.С. Проблемы внедрения инновационных разработок / В.С.Северянин. Брест: Альтернатива, 2015. С.174-175.
8. Кацер, А.А. Инновационная деятельность предпринимательских структур в Республике Беларусь / А.А.Кацер, О.Г.Шум. - Брест: Альтернатива, 2015. С.137-139.
9. Леванюк, С.В. К вопросу о проблемах инновационной активности субъектов хозяйствования /С.В.Леванюк. - Брест: Альтернатива, 2015. С.153-155.
10. Аносова, А.В. Макроэкономика / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. М.: Юрайт, 2013. 154 c.
11. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
12. Гатаулин, А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: Учебное пособие / А.М. Гатаулин. - М.: ФиС, 2007. - 432 c.
13. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
14. Губанов, С. Рост без развития / С.Губанов // Экономист. - 2009. - №9.
15. Кочкурова, Е.В. Структурные изменения в современных экономиках развитых стран: направления трансформации // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГИУ, - 2014, - С. 104-113.
16. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_5128/. Дата доступа: 17.11.2017.
17. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2016 году [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/index_7368/. Дата доступа: 17.11.2017.
18. Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Беларуси / О.Рудковская // Банковский вестник. 2017. №4. С.53-58.
19. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_528/. Дата доступа: 27.10.2017.
20. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_8027/. Дата доступа: 27.10.2017.
21. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2016" / сост. И.В.Медведева [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_8026/. Дата доступа: 27.10.2017.
22. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2017" / сост. И.В.Медведева [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_8024/. Дата доступа: 27.10.2017.
23. Хубиев, К.А. Противоречия экономического роста / К.А.Хубиев // Экономист. 2015. № 8. C.29-32.