Деятельность библиотек Беларуси по распространению информации в социальных сетях
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность библиотек Беларуси по распространению информации в социальных сетях»
по дисциплине: «Библиотековедение»
2020
45.00 BYN
Деятельность библиотек Беларуси по распространению информации в социальных сетях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Библиотековедение
Организация: ЦГДБ им. Островского
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
1.2 ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ БИБЛИОТЕК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК БЕЛАРУСИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПРИМЕРЕ ЦГДБ ИМ. ОСТРОВСКОГО
2.2 БЛОГОСФЕРА ЦГДБ ИМ. ОСТРОВСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения направлений деятельности библиотек в сети Интернет посредством социальных медиа.
Наступление эры информационных технологий кардинально изменило реальность большинства людей на планете. Появилось множество новых понятий и терминов, таких как «социальная сеть», «блог», «веб–сайт», «онлайн», «социальные медиа» и многие другие, которые на сегодняшний момент прочно вошли в нашу жизнь и уже никого не удивляют. Охватившая весь мир сеть Интернет, связала воедино все континенты и позволила процессу коммуникации выйти на новый уровень. С помощью Интернета происходит знакомство и общение людей по всему миру, совершаются деловые сделки, появляются новые формы проведения досуга и развлечения, изобретаются новые способы воздействия и взаимодействия в кругу интернет–публики и многие другие возможности, которые скрывает в себе «всемирная паутина».
Библиотека, как социальный институт, чьей целью является не только сохранение «памяти человечества», но и выполнение информационной, культурной и просветительской функций, стала той организацией, которой жизненно необходимо максимально оперативно отвечать на все веяния современного времени и активно участвовать в процессе информатизации всего общества. Это, в свою очередь, невозможно осуществить в изоляции от такого явления современности как Интернет. Таким образом, библиотека стала полноправным членом Интернет–сообщества, что позволяет ей полноценно реализовывать свои основные функции. Так появилось такое словосочетание как «библиотека и социальные медиа».
Именно в социальных сетях присутствует значительное число пользователей–читателей, которые используют альтернативные, внебиблиотечные возможности получения доступа к книгам. Кроме того, под воздействием информационных технологий происходят изменения в самом чтении разных категорий населения. В связи с этим, изучение возможностей деятельности библиотек в социальных медиа видится перспективным как для привлечения к чтению и популяризации деятельности библиотеки, так и для изучения современных читательских и информационных потребностей. Более того, данная тема недостаточно разработана по причине новизны явлений, рассматриваемых в работе.
Таким образом, для выявления достоинств и недостатков представленности библиотек в Интернете через соцсети и блоги необходимо тщательное изучение работы библиотеки в данном направлении.
ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
1.1 Социальные сети и виртуальные сообщества
С наступлением века информационных технологий жизнь людей кардинально изменилась. Эти изменения проникли во все сферы жизнедеятельности человека. Какие–то понятия исчезли навсегда, какие–то трансформировались в соответствии с новыми требованиями социума. С другой стороны, появилось много новых явлений и понятий, без которых общество уже не мыслит своей жизни. Именно такими, абсолютно новыми явлениями, стали уже привычные для нас понятия «виртуальная коммуникация», «виртуальные сообщества» и «социальные сети».
Виртуальная коммуникация – это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [1, c. 98].
Существует множество форм виртуальной коммуникации. По степени интерактивности принято различать синхронную и асинхронную коммуникацию. Синхронная коммуникация предполагает общение в режиме online, т.е. в режиме реального времени. К этой форме относятся всевозможные чаты, ролевые игры и т.п. Асинхронная коммуникация предполагает отсрочку ответа. Таким образом, к ней следует отнести форумы, блоги, социальные сети, гостевые книги, электронную почту и т.д. [1, c. 100]/
В 1993 году американский социолог, писатель, критик, ведущий сотрудник Института будущего, Говард Рейнгольд в своей книге «Виртуальное сообщество: заселение электронных рубежей», впервые ввел термин «виртуальное сообщество». В книге он дает такое определение данного явления: «виртуальное сообщество» – это социальное образование, которое появляется на основе практики компьютерно–опосредованной коммуникации в Интернете, когда достаточное количество людей принимает участие в публичной дискуссии достаточно долгое время и с присущими человеческими чувствами, чтобы сформировать ткань личных отношений в виртуальном пространстве. Далее он уточняет, что используя лишь переписку на мониторе компьютера, люди «обмениваются любезностями и спорят, участвуют в интеллектуальном дискурсе, осуществляют коммерческие операции, обмениваются знаниями, делятся эмоциональной поддержкой, строят планы, делают мозговые штурмы, сплетничают, враждуют, влюбляются, находят друзей и теряют их, играют в игры, флиртуют, создают немного произведений искусства и много пустой болтовни». Таким образом, автор указывает на то, что виртуальное общение схоже с реальным. Отличие заключается только в том, что взаимодействие индивидов в виртуальном мире происходит с помощью текста. Поэтому, говоря о виртуальном сообществе, мы можем с уверенностью говорить, что ему присущи все характерные черты реального сообщества [4].
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК БЕЛАРУСИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1 Деятельность библиотек в социальных сетях на примере ЦГДБ им. Островского
Как уже было отмечено процесс автоматизации и информатизации коснулся деятельности всех библиотек. Не обошел стороной этот процесс и Центральную детскую библиотеку им. Н. Островского. Данная библиотека относится к виду «публичная библиотека». Публичная библиотека – это библиотека, обеспечивающая сбор и хранение информации, а также предоставление свободного доступа к ней любым категориям граждан с целью удовлетворения их информационных потребностей [20].
Среди основных задач публичных библиотек выступают:
- сохранение и популяризация краеведческой информации
- обеспечение реализации права свободного доступа к социально–значимой информации
- обеспечение беспрепятственного доступа к наследию отечественной и мировой культуры детей, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.д.
- создание условий для интеллектуального и творческого развития, самообразования
- становление библиотеки как центра общения и культурного взаимодействия [21].
Центральная детская библиотека им. Н. Островского была открыта в 1924 году в помещении по улице Ленина. В 1939 году постановлением ЦИК БССР библиотеке было присвоено имя Николая Островского. В годы Великой Отечественной войны она была фактически уничтожена: от фонда не осталось ничего – часть книг оказалась за рубежом, всё остальное погибло. Возобновила свою деятельность библиотека только в 1946 году на основании решения № 2224 Исполнительного комитета Минского городского Совета депутатов трудящихся. Через год она открыла двери для читателей, что стало знаменательным событием в жизни города.
За свою многолетнюю историю Центральная городская детская библиотека стала не только информационным, но и культурным центром, местом отдыха детей и подростков. При этом основным направлением деятельности библиотеки была и остаётся пропаганда белорусской истории и культуры.
В 2014 году Центральной детской библиотеке имени Николая Островского исполнилось 90 лет. Все эти годы библиотека служит книге и читателю, делает жизнь жителей города Минска духовно и интеллектуально богаче и разностороннее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С широким распространением сети Интернет связано появление новой информационной электронной среды – виртуального пространства. Виртуальный мир все больше завладевает умами людей по всему миру, часто подменяя собой реальную жизнь. С возникновением виртуальной реальности происходит серьезные социальные изменения во всех слоях общества. Изменяется сама система социальной коммуникации, значительную трансформацию претерпевают все социальные институты, появляются новые, онлайновые сообщества, изменяется система образования в силу появления дистанционного и т.д.
Результатом всех изменений становится появление принципиально новых явлений – социальных медиа. Веб–страницы, социальные сети, форумы, хостинги, блоги – вот то немногое, что появилось благодаря Интернету.
С появлением Интернета библиотеки столкнулись с тем, что стали терять своих читателей и эта проблема требовала оперативного решения. Самые продвинутые специалисты почти сразу осознали необходимость выхода в новую виртуальную реальность, ведь именно там находится основная масса потенциальных читателей, и стали первопроходцами. На сегодняшний день редко встретишь библиотеку, не имеющую собственную веб–страницу или группу в социальной сети. Многие библиотеки подходят к вопросу комплексно и осваивают все Интернет–ресурсы, включая блоги, фото и видео хостинги, форумы и многие другие возможности, предоставленные Интернетом.
Не обошел стороной процесс автоматизации и информатизации и Центральную детскую библиотеку им. Н. Островского. Данная библиотека относится к виду «публичная библиотека».
Центральная городская детская библиотека им. Островского имеет свой сайт: http://www.childlib.by. Библиотечный сайт стал «визитной карточкой» библиотеки. На нем отражаются все события, новости библиотеки. Сайт помогает информировать о предстоящих мероприятиях, новинках литературы и многом другом, что может быть интересно и полезно читателям. Библиотечный сайт стал эффективным инструментом по привлечению новых пользователей в библиотеку. Данный сайт способствует реализации библиотекой таких ее основных функций как информационная, культурная и образовательная.
Социальные сети способствуют реализации библиотекой каждого направления деятельности библиотеки, в том числе и формировании имиджа библиотеки, и в то же время, использование социальных сетей в библиотеках обусловлено именно созданием благоприятного образа библиотеки.
1. Апетян М. К. Особенности виртуальной коммуникации // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 939 – 941
2. Василькова Е. Библиотеки в социальных медиа: опыт, ошибки, инструменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kuglib.ru/load/interesnoe/o_bibliotekakh_i_bibliotekarjakh/biblioteki_v_socialn ykh_media_opyt_oshibki_instrumenty/11–1–0–838.
3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2006. – С. 117 – 131
4. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д. В. Иванов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – С. 30.
5. Использование Твиттера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://support.twitter.com/categories/281.
6. Как пользоваться Инстаграм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://instagrama.net/pro–instagram/kak–polzovatsia– instagram.
7. Калейдоскоп «Вдохновение» книги, чтение, общение [Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vk.com/clibtomsk.
8. Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально–психологическое явление / Н. С. Козлова // Молодой ученый. – 2014. – №16. – С. 387 – 390.
9. Литвин Е. Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/evgenii–litvin/pribil_n_444/1–pribil_n_444.html.
10. Медиа–площадка для диалога с читателями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1505276449/Media_ploschadka.dlya.dialoga.s.chitatelyam i.2.pdf.
11. О Твиттере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://about.twitter.com/ru/company.
12. Огнева И. Н. Библиотекарю про «Одноклассники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliomaniya.blogspot.ru/2011/01/blog–post_20.html.
13. Понятие и история возникновения социальных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/3– 143183.html.
14. Популярные блог–платформы русского интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://livestreetcms.org/page/?id=82.
15. Почему выгодно использовать Твиттер: личная оценка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://twtt.ru/twitter–tips/twitter– profit.html.
16. Пурник А. От библиотеки к библиотеке 2.0. Новые методики построения системы / А. Пурник // Библиотечное дело. – №6, 2011. – С. 6 – 9.
17. Сорокин И.В., Скалабан А.В. Технологии Web Web2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду / И.В. Сорокин, А.В. Скалабан // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 3. – С. 23 –31
18. Социальные медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://seopult.ru/library/Социальные_медиа.
19. Степанов В. К. Методы продвижения веб–сайта библиотеки / И. Г. Крупенева, В. К. Степанов // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 8. – С. 63 – 73
20. Степанов В. К. Назначение библиотек в эпоху цифровых коммуникаций // Современная библиотека. – 2014. – № 8. – С. 8 – 13;
21. Степанов В. К. Основные направления деятельности библиотек в системе цифровых коммуникаций // Румянцевские чтения – 2013: материалы международной научной конференции (16 – 17 апреля 2013). – М.: Пашков дом, 2013. – С. 198 – 205
22. Степанов В. К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности / В. К. Степанов. – Москва: ФАИР, 2009. – 301 с.
23. Степанов В. К. Функции библиотеки в цифровой среде // Румянцевские чтения – 2012: материалы международной научной конференции. – М.: Пашков дом, 2012. – С. 249–252
24. Суворова В.М., Шмидт М.П. Глобальная сеть интернет и библиотеки: конкуренция и партнерство // Научная периодика: проблемы и решения. – 2014. – Том 4. – № 2. – с. 50 – 55
25. Фёдоров А. О Поведение библиотек в социальных медиа // Медиатека и мир. – 2013. – №1. – С. 22 – 27
26. Фёдоров А. О. Нужен ли библиотечный блог? // Библиотечное дело. – 2011. – №8. – С. 9 – 11
27. Фёдоров А. О. Продвижение библиотек в социальных сетях // Университетская книга. – 2012. – № 3. – С. 56 – 59
28. Шамаев И.Н. Классификация блогов рунета // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. – Вып. 11. – С. 120 –124
29. Шрайберг Я Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем / Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б–ки. – 2009. – № 2. – С. 4 – 18.
30. Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя: Ежегодный доклад конференций «Крым», год 2003 / Я. Л. Шрайберг, 2003. – 39 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты