Налоговая политика Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налоговая политика Республики Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2020
45.00 BYN
Налоговая политика Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность налоговой политики. Зарубежный опыт
1.1 Понятие налоговой политики и её основные характеристики
1.2 Принципы построения налоговой политики в мировой практике
ГЛАВА 2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь
2.1 Общая характеристика налоговой политики Республики Беларусь
2.2 Анализ налоговой нагрузки Республики Беларусь и её влияние на национальную экономику
ГЛАВА 3 Пути совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе
3.2 Основные направления совершенствования налогового механизма в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги являются одним из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности белорусских организаций на пути к созданию рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к категории наиболее сложных, поскольку требует рассмотрения и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения доходов в государственном бюджете и, во-вторых, снижения налогового давления на производителей с целью увеличения инвестиционных возможностей.
Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе, основным источником государственных доходов и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательное налогообложение в Республике Беларусь основывается на конституционном положении, согласно которому каждый человек обязан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, сборов и других платежей (статья 56 Конституции Республики Беларусь). Налоги, как и вся налоговая система, являются средством управления экономикой в рыночных условиях.
Рыночные реформы в Беларуси активизировали работу по совершенствованию налоговой системы и государственного налогового администрирования и создали позитивные условия для влияния налогоплательщиков на налоговые параметры, что потребовало развития налогового менеджмента и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам. компенсация. Республика Беларусь активно проводит налоговые реформы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, затрат на налоговое администрирование, сроков исчисления и уплаты налогов, особенно путем электронной декларации. Все эти налоговые реформы направлены на улучшение процесса управления налогами. Вся приведенная выше информация подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – налоговая политика.
Предмет исследования – налоговая политика Республики Беларусь, изучение структуры налоговой нагрузки в динамике.
ГЛАВА 1 Сущность налоговой политики. Зарубежный опыт
1.1 Понятие налоговой политики и её основные характеристики
Налоговая политика государства, которая является отражением текущей экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна основываться на научной теории налогообложения. Без этого оно становится схоластическим, развивается спонтанно, методом проб и ошибок. То, насколько государство было вынуждено проводить собственную экономическую политику, как построить налоговую систему, во многом зависит от результатов налоговой политики.
Хорошо известно, что налоговая теория развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления влияния на экономическое развитие. Поэтому цели налоговой политики не являются постоянными, они формируются под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, баланс социально-политических сил в обществе.
Выбор определенных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают фискальную, экономическую, социальную, экологическую и международную.
В зависимости от состояния экономики цели, которые государство считает приоритетными на данном этапе экономического развития, используют различные формы реализации налоговой политики.
В мировой практике существует три основных формы налогообложения: максимальная налоговая политика, политика экономического развития и политика разумных налогов.
Максимальная налоговая политика характеризуется установлением максимального количества налогов с высокими налоговыми ставками. Как правило, такая политика может быть вынуждена государством в неординарные моменты ее развития, такие как экономический кризис, война.
Конечно, этой форме налоговой политики противостоят налогоплательщики, что отражается в сокрытии налоговой базы, в благосостоянии «серой экономики». В этой ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.
ГЛАВА 2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь
2.1 Общая характеристика налоговой политики Республики Беларусь
Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь полностью продиктованы экономическим положением страны. Государство пытается достичь стабильности и роста экономики такими способами, как:
– поддержка производственной базы страны;
– стимулирование экспорта производимой в Республике Беларусь продукции.
Важным аспектом формирования налоговой политики в Беларуси остается большая зависимость от экономических реалий соседних стран, прежде всего Российской Федерации. Уровень цен на нефть может оказать большее влияние на белорусскую экономику, чем изменение налоговых ставок для целых отраслей. [6].
Налоговое законодательство Республики Беларусь — это система нормативных правовых актов, принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, которая включает в себя:
Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения:
• указы, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
• международные договоры Республики Беларусь;
• Решения Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения;
• нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного самоуправления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [7].
Основным нормативным документом, регулирующим властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению налогов, сборов (пошлин), является Налоговый кодекс Республики Беларусь в двух частях (общей и специальной), принятый 19 декабря 2002 г. № 166-З.
ГЛАВА 3 Пути совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе
Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе, а также основным источником доходов для бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Более того, они являются основным средством обеспечения прочной финансовой базы государства, которая необходима для выполнения обширных функций современного государства в экономической сфере и высокого уровня социальных обязательств, а также для выполнения традиционных задач государственная власть для поддержания внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка.
Поступление налоговых платежей в бюджет зависит от эффективности деятельности предприятий, их рентабельности, соответственно, объем налогов можно использовать для оценки экономической ситуации в целом.
На сегодняшний день субъекты предпринимательской деятельности в Республике Беларусь уплачивают в бюджет и внебюджетные фонды более двадцати видов налогов, которые комплексно направлены на то, чтобы более полно учитывать платежеспособность налогоплательщиков и разнообразие их доходов, соблюдение принципов равенства и справедливости, а также эффективного регулирования потребления и накопления [19, с. 20].
В современной налоговой системе в Республике Беларусь преобладают косвенные формы налогообложения, налоговое бремя неравномерно распределяется между субъектами хозяйствования, а налоговая система характеризуется фискальной направленностью.
Таким образом, среди основных недостатков налоговой системы Республики Беларусь можно выделить следующие:
– практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы;
– налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей;
– доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика является ключевым элементом экономической политики и средством регулирования макроэкономических пропорций. Содержание и задачи налоговой политики определяются социально-экономической структурой общества и группами социальной власти.
Формирование налоговой политики основано на двух взаимосвязанных методологических предпосылках: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов разных уровней и для решения фискальных задач государства. Выбор тех или иных форм и методов определяется целями, которые государство ставит перед собой, разрабатывая и реализуя налоговую политику.
В зависимости от масштаба и степени воздействия налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, в соответствии с которой определяются механизм ее функционирования, формы и методы. Продолжительность перехода и характер решаемых задач являются факторами, разделяющими налоговую политику на налоговую стратегию и тактику.
Элементами налогового механизма являются планирование и прогнозирование, регулирование, контроль. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, являются необходимым условием эффективного налогообложения.
В течение последних лет Республика Беларусь старается активно реформировать налоговую политику, однако показатели налоговой нагрузки возрастают с каждым годом. Так общий показатель налоговой нагрузки вырос на 0,86 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки за 2018 год по сравнению с 2017 годом наблюдалось по таким налогам как: налоги на товары и услуги на 0,14 процентных пункта, налоги на собственность на 0,10 процентных пункта, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи на 0,09 процентных пункта.
Проводимая в 2018 году бюджетно-налоговая политика была ориентирована на достижение целей и задач программы социально-экономического развития на пятилетку. Консервативная бюджетная политика, исполнение бюджета с профицитом, сохранение устойчивости и стабильности бюджетной системы способствовали выполнению основных параметров прогноза социально-экономического развития.
1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655с.
2. Налоги: учеб. пособие / Д.Г. Черник [и др.]; под ред. Д.Г. Черника. — 5-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 112с
3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З: Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г., одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: в ред. Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
4. Евстегнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: Теория и практикум: учебник. пособие / Е.Н. Евстегнеев, Н.Г. Викторова. М.: Проспект, 2014. - 520 с.
5. Смольянинов Н. Е. Основы теории налогов и налогообложения: учебник. пособие / Н. Е. Смольянинов. Уфа: УГАТУ, 2015. - 107 с.
6. Мельникова, Н. А. Налоговая политика в Республике Беларусь: основные направления реформирования / Н. А. Мельникова // Е. Б. БГУ: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ: Экономика и экономические науки / Научно-исследовательский институт Министерства экономики Республики Беларусь. Беларусь. - Минск, 2015. - 71 с.
7. Аналитика [электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - Минск, 2020. - Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/.
8. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 года № 166-З: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года, утвержден Советом Республики 2 декабря 2002 года: с изменениями, внесенными. Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2020
9. Жолнерович, Д. Е. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе / Д. Е. Жолнерович, Н. А. Мотько // Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых и инженерных подходов: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Белорусского национального технического университета, Минск, 29 октября 2015 г. / Белорусский национальный технический университет, редкол.: С. Ю. Солодовников. – Минск, 2016. – 354 с.
10. Налоговая политика в Республике Беларусь: перспективы совершенствования / А. А. Моисеева // Беларусь в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 24 мая 2012 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2012. — 242 с.
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 № 71-3: принят Палатой представителей 11 декабря 2009г., одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: в ред. Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 15-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
12. Налоговая политика [электронный ресурс]/ Официальный сайт министерства финансов Республики Беларусь. - Минск, 2020. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
13. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020 – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/.
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2016 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020 Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
15. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
16. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. -Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2015 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2014 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
19. Борисенко, Е. В. Налогообложение / Е. В. Борисенко. — Гомель: БелГУТ, 2010. — 192 с.
20. Каковы пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы? / Е. Киреева // Финансы, учет, аудит — 2004. — №5.
21. Налоги в Республике Беларусь / В. А. Гюрджан, Н. Э. Масинкевич, В. В.Шевцова. — Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. — 256 с.
22. Попов, Е.М. Налогообложение в Республике Беларусь / Е.М. Попов // Потребительская кооперация. – 2013. – №1. – 50 с..
23. Дейко, А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А. Дейко // Экономика Беларуси. – 2014. – № 2 – 31 с.
24. Ермолович, М. Л. Направления в совершенствовании налоговой системы // Вестник Министерства по налогам и сборам РБ. – 2014. – №48. – С. 6-7.
25. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2020 - 2022 годы/ Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2020. – Режим доступа http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/directiontaxpolitic/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты