ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим набором социально-психологических свойств.
В Республике Беларусь к молодежи относятся: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.
Сегодняшние молодые граждане — это те, кто завтра придет на современные предприятия, в науку, образование, предпринимательство, органы государственной власти и армию. Поэтому государство не может не проводить молодежную политику. В противном случае оно закладывает «бомбу замедленного действия» под фундамент своего суверенитета. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики», он «...направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь». Руководство Республики Беларусь понимает, что молодежь является важной частью общества и источником социального, экономического и культурного развития. Права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, на охрану здоровья, получение жилья, образование и участие в общественно-политической жизни страны гарантируются соответствующими статьями Конституции Республики Беларусь.
После того как, Республика Беларусь получила статус независимого государства граждане нашей страны осознали свое положение и смогли методом проб и ошибок выстроить систему государственных ценностей и ориентиров, которые послужили прообразом идеологии государства.
В нашей стране молодежь является важным ориентиром в жизни общества, которая способна оказывать влияние на работу политических, экономических и социальных ветвей.
Данная работа посвящена рассмотрению и изучению идеологической работы с молодежью в современных условиях.
Молодежь составляет неотъемлемую часть общества, при этом выступая как особый субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых она объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления совместной деятельности, развивает свой общественно значимый мир.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИ-ТИКА: ИСТОРИЯ И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Молодежная политика находится в ведении Министерства образования РБ. Молодежь, молодые семьи и молодежные общественные объединения, а также государственные органы являются субъектами, формирующими молодежную политику.
Гражданско-патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, поддержка молодых семей, реализация права молодежи на труд, поддержка молодежи в получении образования, поддержка талантливой и одаренной молодежи, содействие реализации права молодежи на объединение, содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив и международное молодежное сотрудничество являются главными направлениями молодежной политики в Республике Беларусь.
Важно не только знать цели, но и понимать, на каких принципах строится государственная молодежная политика:
- защиты прав и законных интересов молодежи;
- сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- обеспечения молодежи правовыми и социально-экономическими гарантиями, компенсирующими обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;
- научной обоснованности и комплексности;
- гласности;
- привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики.
Необходимые финансовые ресурсы для реализации данных направлений молодежной политики направляются из средств республиканского и местных бюджетов и других законных источников.
Физическое, нравственное и интеллектуальное развитие молодежи происходит в системе образования (дошкольного, школьного, профессионального и высшего).
Расходы на образование в Республике Беларусь с 2010 по 2015 г. упали с 5,4 до 4,9 % ВВП. Число учреждений дошкольного образования с 2010 по 2015 г. сократилось с 4,1 до 4 тысячи единиц, а количество обучавшихся в них выросло с 384 до 410 тысяч человек, что привело к сокращению обеспеченности детей постоянными учреждениями дошкольного образования с 76,7 % в 2010 г. до 73,5 % в 2015 г.
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Проблеме формирования молодежной политики начали уделять большое внимание в начале 90-х годов ХХ века на территории Беларуси. Именно в тот период наблюдались существенные изменения во всех сферах жизни общества, что вызвало необходимость поиска новых приоритетов, определения направлений, целей и задач государственной политики в отношении молодежи, которая бы соответствовала новым социально-экономическим и политическим условиям.
Молодежная политика нацелена на улучшение ситуации в области здоровья, образования, культуры и многих других сферах, где решаются вопросы духовно-нравственного, профессионального и физического формирования молодого поколения. Государственная молодежная политика – целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов по формированию условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения, созданию гарантий, закрепленных в законе для молодежи в различных сферах жизни.
Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» четко определил основные ее направления.
Рассмотрим основные понятия: государственная молодежная политика, молодые граждане.
Государственная молодежная политика – система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан (далее, если иное не определено настоящим Законом, – молодежь) и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.
Молодые граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.
Законодательство о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Основные цели государственной молодежной политики следующие:
всестороннее воспитание молодежи;
содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;
создание необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;
социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи; расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛО-ДЕЖИ
По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям» [6].
В каждой ячейке нашего общества существуют свои формы и методы патриотического воспитания. В основном это рассказы о предыдущих поколениях, показ фотокарточек и походы в музеи. Учебными заведениями предоставляются экскурсии по памятным местам и походы по «боевым тропам», участие в реконструкциях, исторические клубы, встречи с ветеранами, а также оказание помощи ветеранам.
Во многих ВУЗах и школах страны преподаватели и педагоги разрабатывают программы воспитания патриотизма у школьников и студентов. В ВУЗах и школах проводятся исследования на заинтересованность ученика или студента в развитии страны. К первому методу относятся ознакомление с литературой, видео- лектории, единое информирование для всех. Второй метод – проведение встреч, круглых столов, поисковая работа, создание музейной комнаты, шефство над ветеранами труда и войны. Третий метод – практический. Молодежи предлагается организовать вечер памяти, создать волонтерское движение или группу, которая будет регулярно выполнять задание (будь то уборка территории или оказание помощи ветеранам), организация концертов, смотров песни и строя и викторин, а также создание документальных фильмов. На подобных примерах можно рассмотреть методы и применять их на практике.
С каждым годом придумываются новые способы вовлечения молодежи в патриотические программы, проекты, различные акции. Нельзя сказать, что все предложенные методы новые. Некоторые из них применялись и раньше, но в век развития технологий это делать становится гораздо легче и проще. Каждый человек к воспитанию патриотизма молодежи относится по-своему. Нельзя осуждать человека, если он не разделяет общественного мнения. Сколько человек, столько и мнений, и каждый имеет право на свободу мысли и слова.
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Определяя общенациональные приоритеты, наше государство активно учитывает интересы молодежи, что является важнейшей частью единой политики государства. На государственном уровне создаются условия, которые способствуют самореализации молодежи, что стимулирует молодых людей включаться в общественные процессы. Молодежная политика – это составная часть государственной политики, которая реализуется в социальной, экономической, культурной сфере, и ее реализация является одним из приоритетных направлений развития Республики Беларусь.
Как говорилось выше, молодежь составляет четвертую часть населения. Это группа людей в возрасте от 16 до 31 года. В этот период у молодых людей формируются жизненные приоритеты: получение образования, приобретение профессии, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой деятельности. Необходимо отметить, что на процесс социализации молодежи влияют возрастные, социально-психологические свойства, социальные ценности, которые обусловлены уровнем политического, социального, экономического и культурного развития общества и государства [2, с. 65].
Опыт показывает: на современном этапе существуют особенности взаимодействия поколений в процессе политической социализации, так как происходит изменение традиционных ценностей, их роли и влияния. Этому способствует научно-техническая революция, стремительное вовлечение в мировую паутину Интернета, стремительный рост средств массовой информации, которые не всегда предоставляют полную картину происходящих событий. В связи с этим опыт старших поколений зачастую носит невостребованный характер, а новые веяния социальных и политических событий неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.
В настоящее время в Республике Беларусь существуют определенные трудности в молодежной среде, которые связаны с трансформацией в политической и социально-экономической сфере, появлением новых социально-политических отношений. Следует отметить, что становление молодого поколения во все времена сопровождалось определенными трудностями. Особенно остро это проявилось на рубеже последних столетий. В этот промежуток времени произошло столкновение политических и социальных интересов, которые и привели к изменению процесса социализации молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе представлены определения основных понятий: молодежь, государственная молодежная политика, молодые граждане, национальная государственная идентичность, ценностные ориентации, идеология.
Также был рассмотрен социальный портрет и ценностные ориентации молодежи, из чего следует, что белорусская молодежь считает, что показателями успеха человека в жизни являются хорошая семья, дети, уважение людей, а также крепкое здоровье. Такие параметры успешности, как высокая должность, полезные связи, знакомства, богатство, награды за достижения (результаты) также отметили молодые люди. Наименее важным показателем является известность (популярность) человека. Для поколения молодежи советского периода лидирующими выступали добросовестный труд и учеба, а для современников более значимым становится материальное благополучие за счет удачи, случая, выгодной сделки.
Для формирования условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения организована целенаправленная деятельность органов государственной власти. Молодежная политика нацелена на улучшение ситуации в области здоровья, образования, культуры и многих других сферах, где решаются вопросы духовно-нравственного, профессионального и физического формирования молодого поколения.
В связи со статистикой, можно отметить, что большая часть молодых людей не стесняются говорить о своей национальности и с уверенностью заявляют о своем патриотизме.
В рамках социально-экономических отношений современная белорусская молодежь, как потенциальные работники, стремятся к получению высокой заработной платы и подчеркивают значимость того, чтобы работа была, прежде всего, интересной. Также в последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы начать свой бизнес. Практической работе по специальности готов посвятить себя почти каждый второй современный студент.
СМИ влияют на различные возрастные группы, особенно, они влияют на развитие молодого поколения в целом. СМИ ускоряют психическое развитие. Интернет может выступать в качестве источника обогащения знаний, но, тем не менее, СМИ могут оказывать негативное воздействие на молодежь.
1. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki- belarus.
2. Закон Республики Беларусь от 07 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/2009/441.
3. Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] / ПРАВО Законодательство Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo. kulichki.com/zak/year1992/doc46309.htm.
4. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. N 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?gui d=3871&p0=H19900305.
5. Актуальные проблемы идеологического обеспечения деятельности органов власти : материалы по итогом работы главного управления идеологической работы Брестского облисполкома и идеологической вер-тикали области / Информационный бюллетень № 1 // А.А. Цырельчук (гл. ред.) [и др.]. – Брест : Брестская типография, 2013. – 124 с.
6. Астаповский, В.Е. Государственное строительство в Республике Беларусь в условиях интеграционных процессов / В.Е. Астаповский // Современные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. Белорусская политология: многообразие в единстве : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 15–16 мая 2014 г. : в 2 ч. 1/ ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2014. – Ч. 1. – С. 9.
7. Бабосов, Е.М. Путем позитивных изменений. Основные направления модернизации политической системы Беларуси / Е.М. Бабосов // Беларуская Думка. – 2014. – № 1. – С. 57–63.
8. Белый, О. И. Определение понятия «молодежь» / О. И. Белый // Теория и практика общественного развития. – 2012. № 12. – С. 156-158.
9. Богатырева, А. А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи / А. А. Богатырева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2). – С. 2.
10. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2010. – 768 с.
11. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект: Трикста, 2006. – 256 с.
12. Гигин, В. Куда идешь, молодежь? / В. Гигин // Беларуская думка. – 2009. – № 4. – С. 65.
13. Данилова, Е. А. Культурная идентичность молодежи Беларуси в свете современных социальных трансформаций / Е. А. Данилова // Философско-культурологические идеи академика В. С. Стёпина в свете современных социальных трансформаций : материалы Междунар. науч. конф., Минск, 4-5 ноября 2014 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол. : А. Н. Данилов [и др.] ; под ред. А. Н. Данилова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – С. 47-50.
14. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / под ред. Е. М. Бабосова. – Минск : ИООО «Современное слово», 2001. – 160 с.
15. Евгеньева, Т. В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи / Т. В. Евгеньева, В. В. Титов // ПО-ЛИС: Полит. исследования. – 2010. № 4. – С. 22-134.
16. Емчура, Е. В. Современная молодежь и каналы ее социализации / Е. В. Емчура / Вестник московского университета // Серия 18. – Социология и политология. – 2006. – № 4. – С. 135-140.
17. Зайцева, О. М. СМИ как агент социализации молодежи в кон-тексте модернизации РФ / О. М.Зайцева //Сервис плюс. – 2012. № 3. – С. 47-51.
18. Идеологическая работа в Республике Беларусь : пособие / В. Е. Астаповский [и др.] ; под общ. ред. В. И. Чуешова, И. В. Жилинской. – Мн. : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 189 с.
19. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. – М.: Эксмо «Алгоритм», 2010. – 864 с.
20. Кириеенко, В. В. Студенческая молодежь: ментальные особенности, идентичность, образ жизни / В. В. Кириенко, В. В. Клейман, А. А. Злотников ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Су-хого, 2015. – 281 с.