Экономическая политика стимулирования предложения в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономическая политика стимулирования предложения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2020
45.00 BYN
Экономическая политика стимулирования предложения в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы стимулирования совокупного предложения
2 Мировой опыт экономической политики стимулирования
3 Анализ политики стимулирования совокупного предложения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Экономика предложения является наиболее практически ориентированной и идеологизированной концепцией из тех, что предложил экономический консерватизм восьмидесятых годов.
Основное внимание экономика предложения уделяет препятствиям на пути расширения предложения и эффективного использования факторов производства.
Экономика предложения признается одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы.
Сторонники данной концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Данная политика не смогла справиться со стагфляцией, которая поразила развитые страны в семидесятые годы. В связи с этим, ее следует заменить более эффективной экономической политикой.
Сущность концепции представителей экономики предложения состоит в переносе усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, а также активизацию производства и занятости.
Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов данной концепции – стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей вышеуказанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью. Экономическая политика стимулирования предложения, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и прочее.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тема данной курсовой работой является актуальной.
Цель данной работы – исследовать экономическую политику совокупного предложения Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экономической политики стимулирования предложения;
- рассмотреть мировой опыт экономической политики стимулирования;
- провести анализ политики стимулирования совокупного предложения в Республике Беларусь.
Объектом исследования является экономическая политика стимулирования предложения.
1 Теоретические основы стимулирования совокупного предложения
Экономика предложения является макроэкономической теорией, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть благодаря снижению налогов и снятия запретов, которые создаются государственным регулированием.
Теория «экономики предложения» является неолиберальной экономической теорией, которая, в отличие от кейнсианства пропагандирует стимулирование предложения, а также рост эффективности производства на основе снижения затрат производства, уменьшения налогов, стимулирования инвестиционного предпринимательства, уменьшения социальных выплат и прочее [3, с.74].
Термин «экономика предложения» возник в 1970 году. Основоположниками данной теории признаны известные экономисты Роберт Манделл и Артур Лаффер.
Американский институт предпринимательства играет основную роль в разработке и распространении теории экономики предложения большая роль принадлежит. Данный институт предпринимательства является, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».
Теория экономики предложения является фундаментальной теорией, принадлежащей наиболее активному крылу консервативных экономистов.
У истоков данной теории стояли политики Дж. Кемп, Дж. Русселоторг, У. Рот, журналисты Дж. Ванниски, Дж. Гилдер, И. Кристол, профессора А. Лаффер, Р. Мандель.
Эмпирические исследования в данной области представлены профессорами М. Фелдстайном, М. Боскиным и другими.
Приверженцами концепции были многие представители администрации Рональда Рейгана.
Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма.
В теоретическом плане концепция основана на применении принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы [4, c.48].
Наряду с этим, основное внимание в экономике предложения уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, изменению системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и преобразованию способов достижения этих целей.
2 Мировой опыт экономической политики стимулирования
Опыт политики регулирования во Франции.
Из всех западноевропейских стран наиболее развито государственное регулирование совокупного предложения и экономики страны в целом во Франции. Важнейшей формой его проявления является планирование.
Французская система планирования – своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру.
Государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и другими методами [20, c. 205].
В целом можно сказать, что во Франции используется экономическая политика дирижизма.
Дирижизм – это политика активного вмешательства государства в экономику, основанная на теории французского экономиста Ф. Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования по наиболее важным направлениям развития экономики. Для индикативного планирования было характерно применение прямых методов вмешательства государства в экономику- контроль над ценами, широкая кредитная деятельность, эмиссия ценных бумаг, активная предпринимательская деятельность государства, владевшего значительной частью промышленных и транспортных предприятий, и др.
Дирижизм как активная долгосрочная экономическая политика государства на основе планирования рассматривался в качестве инструмента решения задач, стоящих перед экономикой страны после Второй мировой войны – восстановление экономики, ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики, модернизация старых отраслей промышленности и создание современных отраслей производства, преодоление отставания национального производства от уровня других стран.
Концепция государственного дирижизма применялась во Франции до 80-х гг. и позволила ей войти в десятку наиболее развитых стран мира.
Государство регулирует цены на товары и услуги, которые производятся монопольными продавцами или, когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов.
Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики занимает налоговая система. Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.) [18, c. 209].
3 Анализ политики стимулирования совокупного предложения в Республике Беларусь
Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь начала формироваться с приобретением государственного суверенитета в условиях резкого спада в экономике, вызванного разрушением традиционных экономических связей между предприятиями. В процессе эволюции фискальной политики в Республике Беларусь была сформирована модель национальной фискальной системы, которая отличается определенной спецификой, но в то же время имеет особенности, характерные для других моделей.
Система государственных финансов Беларуси сочетает в себе индивидуальные особенности различных систем. Например, сходство с европейской моделью заключается в использовании синтеза кейнсианского и неоклассического подходов к налоговому регулированию, реализация которого обеспечивает выравнивание доходов населения. Однако главное отличие белорусской модели от европейской – это наличие в стране обширного государственного сектора, что предопределяет гораздо большую роль государства в экономике как собственника, в то время как в европейских странах государство перераспределяет полученные доходы частным сектором.
Белорусская модель характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки, несмотря на ее значительное снижение в последние годы. Налоговая нагрузка в Беларуси остается самой высокой среди стран Восточной Европы и находится на уровне развитых европейских стран. Высокая налоговая нагрузка снижает конкурентоспособность национальной экономики. Еще одной особенностью белорусской модели налоговой системы является высокая доля косвенных налогов, которая характерна для всех развивающихся стран, тогда как прямые налоги преобладают в развитых странах [14, c. 72].
Эффективность проводимой налоговой политики можно оценить по нескольким критериям:
- количеству налоговых сборов и платежей;
- величине налоговой нагрузки;
- результативности проведения налоговых проверок.
По оценке Всемирного банка Республика Беларусь достигла существенных успехов в налоговом реформировании (таблица 3.1). Следует отметить, что по новой методике оценки по итогам исследования «Ведение бизнеса 2017» Республика Беларусь по показателю «Налогообложение» заняла 99 место, а по итогам традиционного пересмотра результатов предыдущего периода условно считается, что наша страна занимала не 63-е, а 95-е место.
Из данных таблицы 3.1 видно, что согласно данным рейтинга «Ведение бизнеса» по показателю «Налогообложение» Беларусь в 2009 г. находилась на последнем месте (183) по количеству взимаемых налогов и сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика предложения является макроэкономической теорией, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть благодаря снижению налогов и снятия запретов, которые создаются государственным регулированием. Основоположниками данной теории признаны известные экономисты Роберт Манделл и Артур Лаффер. Представители экономики предложения считают, что бюджетно-налоговая политика – не что иное как средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, вследствие чего изменяется объем производства и совокупный доход.
Зарубежный опыт экономической политики стимулирования был рассмотрен на таких странах как Франция, Швеция, США. Государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и другими методами.
Шведская экономика последовала рекомендациям школы экономики предложения в области налоговой политики, ориентируясь на то, что высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. В Швеции не смогли отказаться от системы прогрессивного налогообложения. Налоговые ставки на заработную плату, тем не менее, были снижены.
Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь начала формироваться с обретением государственного суверенитета в условиях резкого спада в экономике, вызванного разрушением традиционных хозяйственных связей между предприятиями. В процессе эволюции фискальной политики в Республике Беларусь сформировалась модель национальной бюджетно-налоговой системы, которая отличается определённой спецификой, но в то же время имеет черты, типичные для других моделей. В 2018 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,9 % в ВВП и по сравнению с 2017 годом выросла на 1 п. п., что обусловлено опережающей динамикой налоговых доходов (107,1 %) по отношению к росту ВВП (103 %). Размер величины данного показателя является важным индикатором состояния экономики страны: с одной стороны, высокая налоговая нагрузка положительно сказывается на доходах консолидированного бюджета, с другой – отрицательно на доходах плательщиков. Низкий уровень налоговой нагрузки создает благоприятные условия для ведения бизнеса, способствует увеличению деловой активности, росту инвестиций, наращиванию объемов производства, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятий.
1. Анисимов, А.А. Макроэкономика: учеб. пособие / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 205 с.
2. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская, А.А. Никифоров. – М.: Дело и сервис, 2018. – 496 c.
3. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. − М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. − 304 c.
4. Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
5. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика/ Г.П. Журавлева. – Дашков и К, 2016 – 920 c.
6. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система Беларуси: основные этапы становления и развития / Е. Ф. Киреева // Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси : эффективность и инновации : м-лы докладов Межд. науч.-практ. конференции. – 2017. – С. 28–31.
7. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. 2015. № 2. С. 84 98.
8. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 375 c.
9. Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
10. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2017. – 302 с
11. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/analytics_ru/.
12. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_reports/.
13. Основы экономической теории : учебник / В. В. Андреева [и др.]. – М. : Юрайт, 2016. – 443 с.
14. Петрович, Л. С. Экономическая политика стимулирования предложения / Л. С. Петрович ; науч. рук. О. В. Беркова // Экономика и маркетинг в промышленности : материалы студенческой научно-технической конференции, проводимой в рамках международного молодежного форума «Креатив и инновации 2019», Минск, 10−25 апреля 2019 г. / редкол.: А. В. Данильченко [и др.]. – Минск : БНТУ, 2019. – С. 72-74.
15. Проект «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings.
16. Розанова, Н.М. Макроэкономика. практикум: Учебное пособие для магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 496 c.
Симкина, Л.Г. Макроэкономика : учебное пособие / Л. Г. Симкина. – Москва : КноРус, 2016. – 336 с.
17. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М. : Форум; Инфра-М, 2017. – 607 с.
18. Станковская И. К. Экономическая теория : учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец. — Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 428 с.
19. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко, Т.П. [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – 275 с.
20. Яковлева, Е.Б. Макроэкономика / Е.Б. Яковлева, М.А. Ланец, В.В. Деньгов – М.: СПб: Поиск, 2017. – 380 c.
21. OECD Taxation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/taxation.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты