Современная экономика предъявляет совершенно новые требования к качеству продукции. В современном мире выживание любой компании и ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг зависят от уровня конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями-уровнем цен и уровнем качества продукции.
Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
В настоящее время в экономике существует тенденция к тому, что такие показатели, как качество, играют ведущую роль в управлении производством и его последующем движении. В развитых странах управление качеством на предприятиях привлекает особое внимание во всех секторах, влияющих на качество предлагаемых продуктов или услуг. Для улучшения взаимодействия и достижения более эффективных результатов предприятия разрабатывают различные подходы к управлению качеством.
Качество продукции (в том числе новизна, технический уровень, отсутствие недостатков в производительности, эксплуатационная надежность) является одним из важнейших инструментов конкуренции, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому предприятие уделяет особое внимание обеспечению высокого качества выпускаемой продукции, устанавливая контроль на всех этапах производственного процесса, начиная с контроля качества используемого сырья и заканчивая определением технических характеристик и параметров выпускаемой продукции (не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации) [1, с. 298].
Таким образом, управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса, целью которого является не обнаружение дефектов или брака в готовом продукте, а проверка качества продукта в процессе производства.
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Технические системы характеризуются строгой функциональной интеграцией всех элементов, поэтому они не имеют вторичных элементов, которые могут быть плохо спроектированы и изготовлены. Таким образом, нынешний уровень развития НТП существенно ужесточает требования к техническому уровню и качеству продукции в целом и отдельных ее элементов.
Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивать максимальный эффект от усилий и средств, направленных на повышение качества продукции. Системный подход к повышению качества продукции позволяет заложить научную основу перерабатывающих предприятий и объединений.
1 Теоретические аспекты оценки качества производимой продукции
1.1 Сущность и основные принципы управления качеством на предприятии
Важным инструментом в борьбе за рынки сбыта является качество. Качество гарантирует конкурентоспособность продукции. Она включает в себя технический уровень продукта, а также полезность продукта для потребителей по функциональным, социальным, эстетическим, эргономичным и экологическим характеристикам. В этом случае конкурентоспособность определяется качественными и стоимостными характеристиками группы продуктов, способных удовлетворить потребительский спрос, а также стоимостью приобретения и потребления соответствующей продукции.
Конечно, повышение качества связано с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Исследования, проведенные в некоторых странах, показывают, что компании, которые редко обращают внимание на качество, могут потратить до 60% времени на исправление дефектов [2, с. 248].
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
Понятие «качество продукции» тесно связано с понятием «потребности». Качество продукции направлено на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей. Повышение качества продукции является важной предпосылкой для интенсивного экономического развития и повышения эффективности общественного производства, поскольку способствует более полному удовлетворению потребностей общества в целом и отдельных потребителей, что имеет важное общественное и социальное значение.
В современных учебниках качество продукции определяется, как «набор свойств продукции, определяющих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с их назначением».
Из этого определения следует, что за исходную характеристику качества продукции принято ее свойство. Свойство – это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Каждый конкретный вид продукции имеет множество различных свойств. Их совокупность позволяет отличить ее от другой продукции [3, с. 208].
Рассматривая определения понятия «качество», следует помнить:
понятие «качество» всегда относительно. На мировом рынке всегда имеется большое количество различных моделей, типов изделий одинакового назначения. И всегда имеется фирма-изготовитель, которая выпускает самые лучшие изделия данного вида, которые будут на данный момент времени являться эталоном для этих изделий.
2 Экономическая оценка качества производимой продукции ОАО «Минский завод шестерен»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Минский завод шестерен»
Открытое акционерное общество «Минский завод шестерен» является единственным в Республике Беларусь специализированным предприятием по изготовлению всех видов зубчатых колес, в том числе: для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, двигателей, различных типов редукторов, станков и другой техники.
Кроме того, завод выпускает стальные штампованные поковки, металлокерамические изделия и товары народного потребления. Структура завода позволяет осуществлять полный процесс изготовления зубчатых колес, начиная от поступления металлопроката до выхода готовой продукции.
В настоящее время ОАО «Минский завод шестерен» является крупнейшим в Республике Беларусь изготовителем почвообрабатывающей техники. Наряду с развитием производства плугов постоянно расширяется номенклатура традиционной для предприятия продукции – зубчатых колес и валов – шестерен. Весь модельный ряд новых тракторов холдинга «МТЗ – ХОЛДИНГ», а также сельскохозяйственная техника ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Амкодор» – управляющая компания холдинга» и других предприятий республики в значительной части комплектуется изделиями, специально освоенными для производства этой техники.
Открытое акционерное общество «Минский завод шестерен» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2013 г. № 302 путем преобразования производственного республиканского унитарного предприятия «Минский завод шестерен» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества, и зарегистрировано в едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за номером 100261801 от 29.01.2014 г. ОАО «Минский завод шестерен» является правопреемником производственного республиканского унитарного предприятия «Минский завод шестерен» в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать обществу.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Управленческий надзор за деятельностью общества осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь. Общее руководство и координацию деятельности общества осуществляет управляющая компания холдинга ОАО «МТЗ».
3 Основные направления повышения качества производимой продукции ОАО «Минский завод шестерен»
3.1 Методические рекомендации совершенствования системы управления качеством производимой продукции
Как показал проведенный анализ, на ОАО «Минский завод шестерен» возрос уровень и стоимость рекламаций, что требует поиска механизмов и инструментов стимулирования ответственных за обеспечение текущего и выходного контроля качества работников на предприятии, а также снижалась эффективность работы программы «Качество», что свидетельствует о моральном устаревании уже не первый год практикуемого планирования данной программы и требует пересмотра подхода к реализации системы управления качеством на предприятии.
Поэтому одним из направлений совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии должно стать совершенствование мотивации ответственных лиц за управление системой качества и реализацию разрабатываемой на предприятии программы «Качество», так как проведенный анализ показывает достаточно низкий уровень эффективности ее реализации из года в год.
Для совершенствования мотивации таких сотрудников ОАО «Минский завод шестерен», которыми являются начальник и специалисты отдела управления качеством предприятия, можно рассмотреть внедрение дифференцированной системы оплаты труда для данных работников.
На сегодняшний день заработная плата данных сотрудников формируется на базе общепринятой методики и повременно-премиальной системы оплаты труда.
Такой подход к формированию заработной платы несет в себе ряд недостатков, которые существенно проявляют себя в работе рассматриваемых специалистов:
- имея максимальный предел и не будучи четко привязанной к росту результативности труда и качества выполнения работ, заработная плата, основанная на должностном окладе, практически не стимулирует работников ни к собственному профессиональному росту, ни к росту эффективности выполнения обязанностей;
- наличие порога премии в 30 % от должностного оклада не предоставляет работникам перспективы увеличения заработной платы в зависимости от достигнутых результатов работы, а принятие решения о премировании директором предприятия по представлению начальника службы содержит в себе ярко выраженный элемент воздействия межличностных отношений, что так же снижает желание работников развиваться и повышать уровень ответственности за выполняемые работы в случае, если он не видит объективности в принятии решений о премировании со стороны руководства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как экономическая категория качество – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре. Обеспечение качества – процесс формирования требуемого качества под воздействием трех основных факторов: технического, административного, человеческого; управление качеством – частью одного – административного.
В процессе достижения целей предприятия в области качества формируется определенный механизм управления, который проникает во все стадии производственного процесса и производственной системы в целом с целью достижения согласованности в функционировании всех ее элементов и минимизации всех видов затрат; именно такой механизм управления является системой управления качеством, управление качеством – это процесс воздействия на производство и деятельность вообще с целью обеспечения качества [16, с. 117].
Для оценки качества продукции и его уровня используется целая система показателей, применяемая на всех этапах оценки: начиная от проектирования продукции и заканчивая оценкой качества в процессе ее потребления и использования. Понимание сущности системы показателей качества и умение использовать их в практической деятельности позволяет экономисту дать всестороннюю оценку качества, результаты которой обеспечат выявление и возможность использования резервов улучшения качества продукции и, соответственно, повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.
Открытое акционерное общество «Минский завод шестерен» является единственным в Республике Беларусь специализированным предприятием по изготовлению всех видов зубчатых колес, в том числе: для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, двигателей, различных типов редукторов, станков и другой техники.
Основные финансово-экономические показатели деятельности показали следующее: выручка от реализации продукции возросла в 2018 году по отношению к 2017 году на 8661 тыс. р. или на 18,2 %. А в 2019 году по отношению к 2018 году наблюдается рост выручки на 25276 тыс. р. или на 44,9 %. Стоит также отметить, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдается значительный рост валовой прибыли, а точнее в 2 раза.
Прибыль от реализации продукции в 2018 году по отношению к 2017 году увеличилась на 85 тыс. р., или на 4,6 %, а в 2019 году по отношению к 2018 году наблюдается рост в 4 раза.
В итоге чистая прибыль в 2019 году составляла 6011 тыс. р., что больше на 5515 тыс. р., чем в 2018 году.