Введение
1 Теоретические основы банковского менеджмента
1.1 Экономическая сущность банковского менеджмента
1.2 Особенности системы банковского менеджмента в Республике Беларусь на макро и микроуровнях
2 Оценка состояния банковского менеджмента в Республике Беларусь
2.1 Анализ условий функционирования системы банковского менеджмента банков Республики Беларусь и их влияние на состояние банковского менеджмента
2.2 Организация банковского менеджмента ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.3 Оценка эффективности управления персоналом коммерческих банков на микроуровне (на примере ОАО «АСБ Беларусбанк»)
3 Направления совершенствования банковского менеджмента в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения прибыльности белорусской банковской системы, последовательного внедрения основных элементов банковского менеджмента в организационный процесс функционирования коммерческих банков, а также разработки и проведения ценовой политики как одного из основных направлений управления банковской прибылью.
Банковский менеджмент – это совокупность принципов, методов и технологий управления коммерческим банком с целью удержания конкурентных преимуществ, повышения прибыльности банка при условии соблюдения надежности и ликвидности. Банковский менеджмент характеризуется иерархичностью, системностью, устойчивостью и мобильностью, экономичностью и эффективностью. Банковский менеджмент обеспечивает согласование целей, возможностей банка и интересов его персонала.
Актуальность темы определяется тем, что качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента является фактором успешного развития банка.
Предметом труда в банковском менеджменте выступает информация, результатом труда – управленческие решения. Являясь интеграционным процессом, банковский менеджмент управляет коммерческим банком путем постановки целей и разработки способов их достижения. К функциональным подсистемам банковского менеджмента относят: маркетинг, технологические, трудовые, финансовые и организационные ресурсы, научно-исследовательские разработки, инновации, контроллинг, риск-менеджмент, менеджмент-аудит.
Банковский менеджмент основывается на общих для любых видов деятельности целях, задачах, функциях, методах и инструментах управления и имеет свои специфические особенности. Эти особенности определяются местом кредитно-финансовой организации в общественном разделении труда. Аккумулируя, храня и распоряжаясь временно свободными денежными ресурсами всех субъектов экономических отношений в государстве, банки преследуют собственные и общественные интересы. Обеспечение баланса этих интересов и их согласование, обеспечение приоритета интересов общества над частным интересом банка (в области управления рисками надежности и ликвидности) – главные особенности банковского менеджмента.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования – банковская система коммерческих банков Республики Беларусь.
Предмет исследования – система банковского менеджмента в коммерческих банках Республики Беларусь.
Целью исследования является разработка путей совершенствования банковского менеджмента в Республике Беларусь на макро и микроуровне.
Для достижения поставленной цели решен ряд задач:
- исследовано понятие и экономическая сущность банковского менеджмента в развивающейся экономике;
- исследовано современное состояние банковского менеджмента в Республике Беларусь;
- дана оценка состояния банковского менеджмента коммерческих банков на микроуровне (на примере ОАО "Технобанк");
- выявлены проблемы развития системы банковского менеджмента в коммерческих банках Республики Беларусь;
- предложены пути совершенствования системы банковского менеджмента коммерческих банках Республики Беларусь, а также, в качестве практического примера в ОАО «АСБ Беларусбанк».
Для решения поставленных задач применялись принципы системного подхода, научные методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии, моделирования, обобщения и экспертных оценок.
1 Теоретические основы банковского менеджмента
1.1 Экономическая сущность банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента.
Банковский менеджмент основывается на анализе факторов финансового рынка, прогнозировании, экономической ситуации и минимизации банковских рисков.
В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие.
Во-первых, планирование, которое позволяет заглянуть в будущее кредитной организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Результатом банковского планирования должно стать создание общего бизнес-плана и отдельных оперативных планов по различным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т. д.).
Во-вторых, анализ, направленный на оценку деятельности банка. Сравнение достигнутых результатов в целом и по отдельным направлениям с планами и прогнозами.
2 Оценка состояния банковского менеджмента в Республике Беларусь
2.1 Анализ условий функционирования системы банковского менеджмента банков Республики Беларусь и их влияние на состояние банковского менеджмента
Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2017 г. включал 31 действующий банк, из которых 26 являлись банками с участием иностранного капитала (в частности, в 20 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышала 50 процентов). Вместе с тем доминирующие позиции в нем по-прежнему занимали банки государственной формы собственности.
В течение 2016 года доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора снизилась с 78,6 до 74,8 процента, одновременно возрос удельный вес иностранного капитала с 19,6 до 21,3 процента. Также увеличилась доля прочих инвестиций с 1,8 до 3,8 процента. В 2016 году два банка, прежде контролировавшиеся зарубежными инвесторами, сменили собственника: один из них перешел в категорию государственных, другой - в группу частных банков. Таким образом, количество государственных и частных банков на 1 января 2017 г. составило соответственно 5 и 6 [48].
Уровень концентрации активов банковского сектора за 2016 год практически не изменился (рост в пределах погрешности), капитала - снизился. В начале 2017 года на долю пяти крупнейших банков приходилось 79,0 процента активов и 72,7 процента капитала банковского сектора (в начале 2016 года - 79,0 процента и 76,1 процента соответственно).
Полученная банковским сектором в 2016 году прибыль (до уплаты налогов) составила 9,0 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 0,9 трлн. рублей, или на 10,8 процента. Однако в реальном выражении
3 Направления совершенствования банковского менеджмента в Республике Беларусь
Опыт мировой и отечественной истории свидетельствует о необходимости, с одной стороны, ограничить негативное влияние банков на развитие современной экономики и тем самым защитить интересы отдельных граждан и стран. С другой стороны речь должна идти о создании такой модели банковской системы, которая оказалась бы более устойчивой к финансовым потрясениям, в большей степени стимулировала бы экономическое и социальное развитие национальных экономик. Банковскому менеджменту здесь отводится значительная роль.
Нельзя не принять во внимание и те тенденции, которые происходят в мировом банковском хозяйстве. Новые запросы клиентов, конкуренция в сфере банковской деятельности неизбежно требуют более высокого уровня управления. Это касается не только малых, но и больших банков. Широкомасштабные слияния банков и формирование на их основе супербанков (мегабанков) не решают всех проблем. Практика показывает, что эффективная позиция кредитной организации на рынке обеспечивается не столько ее размером, сколько возможностью свободного доступа к ресурсам на рынке и ухода с него. Большего эффекта банки могут достичь не путем увеличения своих размеров, а посредством привлечения новых клиентов, дифференциации видов деятельности.
Диверсификация банков (по видам деятельности, размерам, формам собственности, специализации) сохранится и в будущем, ибо позволяет укрепить устойчивость денежно-кредитного института, преодолевать финансовые потрясения. Во всяком случае, она требует организационных изменений, создания модели диверсифицированного банка, позволяющего достичь «экономии за счет разнообразия».
Заключение
Банковский менеджмент – это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.
К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.
Для банковского менеджмента Республики Беларусь характерны следующие черты:
1. Закрытость банковской системы;
2. Высокая степень регулирования деятельности коммерческих банков;
3. Высокая степень риска банковской деятельности;
4. Существенное влияние на банковскую деятельность факторов внешней среды, в частности особенностей политики руководства Республики Беларусь.
Повышение конкурентоспособности банка, уменьшение рисков в его деятельности, а также создание прозрачных отношений с внешними и внутренними клиентами (что в свою очередь повысит лояльность и уверенность клиентов в выбранном банке) зависит преимущественно от инноваций, которые внедряет банк в различные сферы свой деятельности. Если ранее банки фокусировались на продуктовых инновациях, обеспечиваю¬щих временное конкурентное преимущество, то сейчас главное место отводится инновационным бизнес-моделям, которые позволяют существенно улучшить финансовые показатели и являются такими, которые трудно превзойти конку¬рентам.
Среди подобных инновационных бизнес-моделей, повышающих конкурентоспособность и надежность современного банка, следует выделить в первую очередь человеческие ресурсы (хотя не следует упускать из виду и технологические и информационные новации, однако они не будут освещаться в рамках данной темы). Особую актуальность тема управления человеческими ресурсами в банковской сфере как стратегически важной для развития всего общества приобретает в условиях перехода от общества труда к обществу знания и информации.
В связи с этим встает вопрос управления человеческими ресурсами на всех этапах управления персоналом: начиная от подбора ресурсов и заканчивая разработкой программ карьерного развития человеческих ресурсов в рамках банка. Здесь, несомненно, стоит оговориться, что каждый банк имеет свои особенности и свои рычаги управления персона лом, однако возможно обозначить некие общие, но в тоже время специфические по отношению к другим организациям, особенности управления персоналом в банке. Специфика управления обусловлена аспектами деятельности банка в современных условиях.
В РУ № 7 ОАО «АСБ Беларусбанк» было обновлено более 42,2% персонала, во второй около 36%. Рост данного показателя был обусловлен расширением деятельности, что вызвало необходимость в привлечении сотрудников с новыми специальностями и квалификациями, с одной стороны, а с другой – в незаинтересованности бывших сотрудников в продолжении своей трудовой деятельности и связанной с ней переквалификацией.
Мотивационная деятельность РУ № 7 ОАО «АСБ Беларусбанк» представлена достаточно слабо. Самым главным мотивационным звеном в РУ № 7 ОАО «АСБ Беларусбанк» является руководство, которое отражает и направляет все мотивационные процессы. В РУ № 7 ОАО «АСБ Беларусбанк» используются административные методы управления в форме обязательного предписания (приказ, запрет и т.п.).
Социально-психологический климат в коллективе нельзя назвать проблемным, однако существуют некоторые трудности:
- недостаток доверия к руководителю;
- недостаток доверия к коллективу;
- в коллективе нет дружеской атмосферы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод.
При проведении аудита персонала были выявлены следующие недостатки системы управления персоналом:
- низкий уровень мотивации труда;
- проблемы с социально-психологическим климатов в коллективе.
В целом можно сказать, что кадровая политика организации строится по принципу реагирования на острые проблемы и нужды.
В коммерческих банках необходимо в первую очередь менять кадровую стратегию и политику организации. Из закрытой кадровой политики необходимо переходить к открытой. Необходимо сформировать кадровый резерв организации. Набирать более молодых работников, более приспособленных к нынешним условиям хозяйствования, в первую очередь это касается специалистов и руководства. К отбору персонала на мой взгляд необходимо подходить более ответственно. Это значит, что необходимы связи с кадровыми службами, которые обладают более обширными знаниями в подборе персонала. Важной особенностью является отсутствие как такового отдела управления персоналом.
Таким образом, система системы банковского менеджмента в коммерческих банках не оптимальна и требует совершенствования. В данной системе упускается очень важный элемент, обеспечивающий эффективность действия системы управления персоналом – это так называемый «человеческий фактор».
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Республики 12 окт. 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2014 г. № 416-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. – Минск, 2018.
2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 г.: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01 декабря 2016 г. № 551 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: принят Палатой представителей 25 июня 2003 г.: одобр. Советом Республики 30 июня 2003 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2015 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
4. Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 07.12.2014: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2016 № 723 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. Инструкция по выпуску и обращению депозитных и сберегательных сертификатов: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 27.12.06: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.01.2015 № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 28.09.2006: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.08.2016 № 529) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
7. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 30.12.03: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.04.2015 № 230 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь 27.12.2013 № 140/206 в ред. постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 09.12.2015 N 75/92 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
9. Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 28.09.06: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2016 № 496 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
10. Правила проведения валютных операций: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 30.04.04: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.05.10 г. № 169 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
11. Александрова, Н. Г. Банки и банковская деятельность для клиентов: учеб, пособие для вузов / Н. Г. Александрова, Н. А. Александров. - СПб. : Питер, 2014.-224 с.
12. Анализ деятельности банков : учеб. пособие / И.К. Козлова [и др.]; под общ. ред. И.К. Козловой. - Мн.: Выш. шк., 2015. - 240с.
13. Бакунц, А. Б. Коммерческие банки с развитой филиальной сетью: особенности финансового анализа / А. Б. Бакунц // Банковские услуги. – 2013. - № 5. - С. 9- 13.
14. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учеб. для вузов / под ред. Е. Ф. Жукова. - М. : Вузов, учеб., 2004. - 491 с.
15. Банковские операции: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Коробова. - М.: Магистр, 2007. - 446с.
16. Банковский аудит : учеб. пособие / Л. С. Ефремова, Т. А. Купрюшина, И. И. Татур [и др. ]; под ред. Л. С. Ефремовой. - Минск : БГЭУ, 2008. - 389 с.
17. Банковский менеджмент / Под общ. ред. Лаврушина О.И. – М: Финансовая академия, 2014. – 560 с.
18. Банковское дело: учеб. / Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 592 с.
19. Банковские операции: учеб. / М.А. Коноплицкая [и др.]; под ред. М.А. Коноплицкой. – Минск, Вышэйшая школа, 2017. – 315 с.
20. Батракова, Л. Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: учеб. пособие. /Л. Г. Батракова. - М. : Логос, 2014.- 152 с.
21. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учеб. пособие. / Л. Г. Батракова. - М.: Логос, 2008.- 344 с.
22. Деньги, кредит, банки: учеб. / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2006. – 560 с.
23. Дудкин, А. Анализ эффективности клиентов банка / А. Дудкин // Банковский вестник. - 2010. - № 10. - С. 39-43.
24. Одегов, Ю.Г. Банковский менеджмент: управление персоналом. Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. –М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 315с.
25. Организация деятельности коммерческих банков : учеб. для вузов / под ред. Г. И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2013. - 512 с.
26. Печникова, А. В. Банковские операции : учебник / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 368с.
27. Пещанская, И. В. Организация деятельности коммерческого банка : учебник / И.В. Пещанская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320с.
28. Попов, Е. М. Финансы и кредит: учеб. / Е. М. Попов. - Минск : Выш. шк., 2014.-573 с.
29. Садвакасов, К. К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль / К. К. Садвакасов. - М. : Издательство «Ось-89», 2008.-256 с.
30. Сплошнов, С.В., Давыдова Н.Л. Банковский розничный бизнес: учеб. пособие / С.В. Сплошнов, Н.Л. Давыдова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2014. – 304 с.
31. Markowits Harry M. Portfolio Selection // Journal of Finance. 1952. 7. № 1 pp. 71-91.
32. Modigliani F., Miller M. H. The Cost of Capital, Corporation Finance and the Theory of Investment // Amer. Econ. Rev. 1958. June. P. 261—297; см. также: Modigliani F" Miller M. H. Taxes and the Cost of Capital: A Correction // Ibid. 1963. June. P. 433—443.
33. Millеr М. Н., Modigliani F. Dividend Policy, Growth and the Valuation of Shares // Journ. Business. 1961. Oct. P. 411—433.