Введение
1 Анкета и требования предъявляемые к ней
2 Характеристика розничной торговли Гомельского райпо в сельских населённых пунктах
3 Анкетирование торговых работников и покупателей в сельских населенных пунктах и её результаты
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли.
Торговая организация будет успешно функционировать и развиваться на потребительском рынке, если качество ее работы будет соответствовать ожиданиям потенциальных покупателей.
Современная розничная торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Она является одной из немногих сфер деятельности, сумевших достаточно быстро адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Изменения, связанные с активизацией рыночных отношений, наблюдающиеся в Республике Беларусь, открывают новые возможности и перспективы для развития торговли.
Среди организационно-правовых форм торговли выделяются организации потребительской кооперации, осуществляющие розничную торговлю в Беларуси преимущественно в сельской местности.
Организации розничной торговли потребительской кооперации, как и другие организации Беларуси, развиваются в направлении повышения эффективности и качества удовлетворения потребностей обслуживаемого населения. В то же время в последние годы слишком ярко проявляется влияние специфической внешней среды на эффективность и качество функционирования организаций потребительской кооперации, осуществляющих розничную торговлю.
Возможности конкурентных преимуществ организаций торговли потребительской кооперации и системы используются не в полной мере, что подтверждается постоянным снижением потенциальных возможностей на соответствующем сегменте рынка.
Показатели эффективности работы Белкоопсоюза по сравнению с аналогичными показателями по республике остаются низкими. В настоящее время в системе потребительской кооперации происходит снижение числа розничных торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети, уменьшение обеспеченности населении торговой площадью, снижение розничного товарооборота. В 2016 г. на долю потребительской кооперации приходилось 9,1 % розничного товарооборота торговли республики, в то время как в 2010 г. этот показатель был равен 12,3 % [4] .
1 АНКЕТА И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ
Социологическое исследование – система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов [8, с. 62].
Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.
Социологический опрос – метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты) [18, с. 28].
Метод анкетирования – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета [8, с. 63].
В социологии анкетирование – это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий [20, с. 42].
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния
2 ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙПО В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТАХ
Гомельское районное потребительское общество – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, внешнеэкономическую деятельность.
Организация зарегистрирована решением Гомельского исполнительного комитета № 901, от 26.11.2002 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 4001585558.
Гомельское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
В своей деятельности райпо руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями органов управления и органов контроля потребительской кооперации и Уставом.
Основными задачами Гомельского райпо являются:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- организация рынков для торговли товарами;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Система Гомельского райпо объединяет два филиала, а также обособленное структурное подразделение Гомельского райпо (рисунок 2.1).
3 АНКЕТИРОВАНИЕ ТОРГОВЫХ РАБОТНИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ
В новых экономических условиях методы обслуживания должны претерпевать существенные изменения.
В соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации на 2016-2020 гг., утвержденной Постановлением Правления Белкоопсоюза 29 февраля 2016 г. № 47 [11] стратегической целью является достижение уровня
экономического развития, соответствующего статусу потребительской
кооперации как конкурентоспособной многоотраслевой системы,
занимающей устойчивые позиции в обслуживании населения в
регионах за счет предоставления широкого спектра услуг, торговой,
производственной и заготовительно-перерабатывающей деятельности.
С целью сохранения своих позиций на рынке района, не допущения дальнейшего снижения доли района, улучшения своих конкурентных преимуществ Гомельскому райпо необходимо совершенствовать качества торгового обслуживания жителей сельской местности.
Сегодня каждая торговая организация стремится удержать крепкие позиции на рынке потребительских товаров и завоевать определенный сегмент потребителей. Это невозможно без постоянной работы по повышению качества торгового обслуживания.
В этих условиях объектом внимания, прежде всего, должны стать изменения экономической ситуации, социальной и демографической обстановки, денежных доходов потребителей. Кроме этого очень важно учитывать также потенциальные возможности своего предприятия возможности поставщиков, стратегии конкурентов.
Для осуществления более эффективной продажи можно предложить проводить анкетирование. На основании анкет можно провести анализ работы райпо и принять решения по поводу тех или иных моментов деятельности. Кроме того, анкетирование является наиболее дешевым рекламным средством, кроме затрат на печать анкет и затрат времени на опрос и обработку, не требуется никаких дополнительных затрат.
Макет анкеты опроса покупателей о состоянии и совершенствовании торгового обслуживания сельского населения представлен в Приложении И.
С целью для выявления реального состояния торгового обслуживания сельского населения Республики Беларусь и дальнейшей разработки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги и сделаем выводы.
Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.
Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.
Анкета это не просто список вопросов. Это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность.
Гомельское районное потребительское общество – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, внешнеэкономическую деятельность.
К положительным моментам в деятельности Гомельского райпо можно отнести: рост товарооборота как в действующих, так и сопоставимых ценах, рост производительности труда, реконструкция магазинов в сельской местности, перевод магазинов на работу по методу самообслуживания.
Но имеются и негативные моменты в работе. В 2016 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается снижение количества розничных торговых объектов на 2 ед., из них количество торговых объектов, расположенных в сельской местности, сократилось на 2 ед. При этом количество магазинов уменьшилось на 8 ед., 9 из которых находились в сельской местности. Большинство магазинов были закрыты из-за их убыточной работы. За счет этого удельный вес магазинов в общем количестве торговых объектов снизился на 24,6 %, в том числе расположенных в сельской местности – на 1,3 %. Это является фактором, отрицательно влияющим на качество обслуживания сельских жителей.
В 2016 г. обеспеченность населения торговой площадью составляет 136,64 м2 в расчете на 1000 жителей при социальном стандарте 620 м2.
Таким образом, вклад потребкооперации в обеспеченность населения Гомельского района торговой площадью весьма значителен.
1 Акулич, М. В. Повышение конкурентоспособности рознично-торгового предприятия: факторы и процессы / М. В. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. – 2016. – № 6. – С. 24–30.
2 Акулич, М. В. Сервис в розничной торговой компании / М.В. Акулич // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 6. – С. 42–48.
3 Базилевич, С.В. Количественные методы в управлении / С.В. Базилевич. – М. : Директмедиа, 2016. – 143 с.
4 Белорусский республиканский союз потребительский обществ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bks.gov.by/.– Дата доступа: 05.01.2018.
5 Виноградова, С. Н. Организация и технология торговли : учебник / С.Н. Виноградова. – Минск : Выш. шк., 2009. – 463 с.
6 Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учебник / И.В. Грибанова. – Минск: РИПО, 2011. – 202 с.
7 Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли : учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К°, 2012. – 692 с.
8 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования/ И.Ф. Девятко. ‒ Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. ‒ 208 с.
9 Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 768 с.
10 Егоров, В.Ф. Организация торговли : учеб. для вузов / В.Ф. Егоров. – СПб : Питер, 2009. – 352 с.
11 Концепция развития потребительской кооперации Республики Беларусь на 2016–2020 годы : постановление Правления Белкоопсоюза от 29 февр. 2016 г. № 47. – Минск : Белкоопсоюз, 2016.
12 Коробкин, А. З. Эффективность и конкурентоспособность организаций торговли : пособие / А.З. Коробкин ; Белкоопсоюз, БТЭУ, ОСП ИПК. – Гомель : БТЭУ, 2010. – 80 с.
13 Круг, Э. А. Оценка качества торгового обслуживания клиентов на примере торгового предприятия / Э. А. Круг // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 28–29.
14 Министерство торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.mintorg.gov.by/index.php– Дата доступа: 02.01.2018.
15 Национальный статический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ prices.php – Дата доступа: 15.12.2017.
16 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
17 О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 25 февр. 2002 г. № 93-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 2/842. – С. 13–24.
18 Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 287 с.
19 Салиев, Ш.А. Качество и культура торгового обслуживания: эволюция подходов к определению научных понятий / Ш.А. Салиев // Вестник РЭУ им. Плеханова. – 2008. – №3. – С.104-108.
20 Скворцова, Е. Опрос в маркетинговых исследованиях. Выбор технологии / Е. Скворцова // Маркетинг: идеи и технологии. – 2012. – № 9. – С. 28-36.
21 Сорокина, И.Э. Оценка конкурентоспособности торговых организаций потребительской кооперации / И.Э. Сорокина // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Дни науки - 2012». – М.: МГУ, 2012. – 108 с.
22 Сухарева, Е. П. Оценка качества торговых услуг / Е. Сухарева // Маркетинг. – 2011. – № 3. – С. 41-57.
23 Тарасова, Е. Е. Исследование факторов, влияющих на качество торгового обслуживания в предприятиях розничной торговли / Е.Е. Тарасова // Вестник БУКЭП. – 2013. – №1. – С.14-24.